Умники и умницы (7-8 классы)
Цели: 1. Повторение в игровой форме основных разделов науки о языке.
2. Привитие интереса к изучению русского языка.
3. Развитие смекалки, мышления, коллективизма.
Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями, карточки, листы чистой бумаги, фломастеры, оценочный лист для членов жюри.
Вступительное слово:
Нашу встречу хочется начать с загадки.
Он и поит, и кормит.
Он и до Киева доводит.
Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведёт одну из команд, а до победы. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык.
Я приглашаю вас принять участие в увлекательной и полезной игре. Вы проверите свой интеллект и сообразительность, приобретёте новые знания, расширите кругозор.
Учитель.
Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Начинаем состязание!
1 конкурс. РАЗМИНКА (Команды по очереди отвечают на вопросы)
Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?
В каких словах по сто согласных?
Какую часть слова можно в земле найти?
Как большой дом сделать маленьким?
Какую строчку нельзя прочитать?
6. В каком глаголе «нет» слышится сто раз?
2 конкурс. Раздел «Фонетика»
Найдите слова, в которых количество звуков и букв совпадает:
1.Баян
2. Рояль
3. Солнце
4. Роль
5. Люстра
6. Косьба
3 конкурс Раздел «Лексикология»
Исправьте ошибки в толковании слов:
Бездарь – тот, кому ничего не подарили
Графин - муж графини
Изверг - действующий вулкан
Курятник - комната для курения
Пломбир - стоматолог
Тычинка - указательный палец
Этажерка - соседка по этажу
4 конкурс Раздел «Фразеологизмы»
Продолжи фразу...
Голоден как...
Здоров как...
Изворотлив как...
Упрям как...
Колюч как...
Труслив как...
5 конкурс Раздел «Морфология»
1. Найди пару: Козёл – муха -
Бобёр – петух -
Осёл – обезьяна -
Оса – баран -
Стрекоза – жираф -
Ворон – слон -
Волк – ехидна -
Медведь – кот -
2. Определи часть речи.
6 конкурс. КОНКУРС ТЕЛЕФОНИСТОВ
Команда встает в линейку. Ведущий сообщает скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.
1 команде: Жутко жуку жить на суку.
2 команде: Раз дрова, два дрова, три дрова.
1 команде: У Бори винт. У Вити бинт
2 команде: У ежа - ежата, у ужа - ужата.
6 конкурс Вспомним орфографию. Задания на слайдах.
Конкурс 7. Найди ошибки.
Карточка. Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо. |
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую и справленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
8 конкурс «Постижение народной мудрости»
РАЗЫГРАЙ ПОСЛОВИЦУ. (Команды вытягивают пословицу, необходимо интересно ее разыграть, зрители угадывают).
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда
Чем дальше в лес, тем больше дров
Ученье- свет, а неученье – тьма
Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит
9 конкурс «Дальше…Дальше…»
Вопросы для первой команды:
1. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложении (синтаксис)
2. Антоним к слову временный (постоянный)
3. Слово с удвоенной т? (аттракцион, аттестат…)
4. Фразеологический оборот со словом глаза. (выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза)
5. Объясните значение: Хоть кровь из носу. (обязательно)
6. Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. (орфоэпический)
7. КвАртал или квартАл? квартАл
8. Сколько частей речи в русском языке? 13
9. Подлежащее и сказуемое являются… грамматической основой
10. Как называются слова, которые употребляются только жителями определенной местности? диалектные
11. Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? нет
12. Сколько звуков в слове яд? 3
13. Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов
Раздел науки о языке, изучающий части речи их формы. Морфология
Вопросы для второй команды:
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика
2. КаталОг или катАлог? каталОг
3. Слово с удвоенной р. Терраса, территория
4. Фразеологический оборот со словом голова. (ломать голову, сломя голову, оторвать лову…
5. Объясните значение: подложить свинью. напакостить
6. Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. В.Даль
7. Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? 7
8. Сколько служебных частей речи в русском языке? 3
9. Из главного и зависимого слова состоит… Словосочетание
10. Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? Нет
11. Есть ли непроизносимый согласный в слове окрестность? Есть - Т
12. Сколько звуков в слове ёжик? 5
Словарь, из которого можно узнать о правописании слов. Орфографический
Часть слова, стоящая перед корнем. Приставка
Я шол полестной дарошке в диревню.
Месность была мне знакома.
В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки.
От опушке к диревни тенулась паляна.
За паляной сенела речька.
Около речьки паслос стадо.
Я шол полестной дарошке в диревню.
Месность была мне знакома.
В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки.
От опушке к диревни тенулась паляна.
За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда
Чем дальше в лес, тем больше дров
Ученье- свет, а неученье – тьма
Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит
Оценочный лист для жюри
Конкурсы | Команда «Умники» | Команда «Умницы» |
1. Разминка | | |
2. «Фонетика» | | |
3. «Лексикология» | | |
4. «Фразеология» | | |
5. «Морфология» «Найди пару» «Определи часть речи» | | |
6. Конкурс телефонистов. | | |
7. «Вспомним орфографию» | | |
8. «Постижение народной мудрости» Разыграй пословицу. | | |
9. «Дальше…Дальше…» | | |
10. Общий счёт | | |
Примечание: каждый правильный ответ – один балл