СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие к 250-летию баснописца Ивана Андреевича Крылова

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Крылова"»

Аксурская СОШ, филиал МАОУ Дубровинская СОШ


Провела:библиотекарь Рахимова Нурчиан Хайрулловна


Литературная гостиная: «Мудрые советы дедушки Крылова»


Вечер, посвященный 250 годовщине со дня рождения И.А. Крылова


Мы чтим Крылова подвиг величавый,

И ум его насмешливо – лукавый,

И русский ясный слог его живой…

А. Сурков

Оформление.


  • Иллюстрации к его басням (конкурс детских иллюстраций).

  • Выставка книг Крылова.

  • Плакат «Люблю, где есть пороки пощипать».И.А.Крылов

  • Презентация

  • плакаты с высказываниями И.А. Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”,  “А за меня мои звери говорят”.

  • ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА:

  • «Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают».

  • (В.А.Жуковский)

  • «Его басни переживут века!».

  • (К.Н.Батюшков)


I.Ведущие: Юмашева Юли и Колбаев Эмиль


1.- Привет,Юля!

2.- Привет, Эмиль Как дела?

1. -Да всё о,кей! А у тебя?

2.- А у меня сплошные проблемы.

1. - Ну какие могут быть проблемы у такой красивой девушки? Рассказывай, вмиг решу твои проблемы.

2.- Да, вот начинаем готовиться к 23 февраля. Остались после уроков, спорили-спорили и так и не составили сценарий представления, а времени-то мало осталось. Что делать?


1.- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело - только мука. Научитесь друг друга слушать, и дело пойдёт в гору.

2.-Ну, если ты такой советчик умный, скажи, как нам научиться красиво петь.

1.-Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней, а вы скачайте фонограмму, чтоб не испортить праздника программу.

2.- Советы твои кстати. Ну, а как ты считаешь, не перегружают ли нас в школе? Зачем мне химия, не понимаю.

1.- Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. Если бы не химия, мы бы и сегодня не имели ни мыла, ни духов, ни жидкости для снятия лака. Красили бы вы, девчонки, губы и щёки свёклой.

2.- О! оказывается химия - это необходимая в современной жизни наука.

Ой, заболталась я с тобой. А ведь мне ещё отчёт по дежурству готовить. На линейке выступать. Всех к порядку призывать, чтобы вежливыми были, на переменах не курили. Малышей не обижали…

1.- У сильного всегда бессильный виноват.

2.- А с курением что? Курильщикам говорят- говорят, а они по-прежнему дымят. Перебрались за гараж да в почтовский туалет, где встречают свой рассвет.

1.- А Васька слушает да ест. Пора от слов перейти к делу и принимать решительные меры.

2.- (смотрится в зеркальце). Ой, какая-то я не такая, некрасивая. Наверно, зеркало кривое. Искажает мои небесные черты. Есть ли у тебя другое?

1.- Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

2.- Что ты, Эмиль, говоришь сегодня какими-то пословицами?

1.- Это не пословицы, а мораль из басен Крылова.

2.- А чего это ты вдруг про него вспомнил?

1.- Эх ты, темнота! Ведь 2019 год был годом театра И отмечаются юбиляры-писатели и юбиляры-книги. Так вот И.А. Крылову в этом году исполнилось 250 лет.

2.- Ну, и что? Прошло 250 лет. Жизнь ушла далеко вперёд, а ты всё в прошлом копаешься?

1.- Умные люди говорят, что для того, чтобы понять настоящее, нужно обратиться к прошлому и заглянуть в будущее. Разве люди стали идеальными? Нет. У них есть недостатки, с которыми боролся Крылов.

2.- Ну, и какие ты видишь недостатки?

1.- Лесть. Зависть. Высокомерие, невежество. Лень. Глупость. Чванство.Грубость.

2.- Всё-всё. Ты убедил меня. Хотела бы и я увидеть нас со стороны.

1.- Так в чём же дело? Начало вечера объявляем и всех поучаствовать в нём приглашаем.


II.Слово предоставляется 9 классу, который расскажет нам о баснописце Иване Андреевиче Крылове.


1. 250 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.


2. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами.

3.Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать молитвы и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

1. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

2. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

3.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны всем читателям. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие сюжеты для басен.

1.По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

2. По определению Гоголя, басни Крылова - «книга мудрости самого народа». Виссарион Григорьевич Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

3. Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органичном синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».

1. «Люблю, где случай есть пороки пощипать» говорил о себе Крылов, но «щипал» он как-то не больно. Ему удавалось в необидной форме показать слабости и недостатки людей. Люди узнавали себя в животных и птицах и делали выводы.

2. Басни Крылова актуальны и в наши дни, меняется время, нравы, города, но люди, с их достоинствами и недостатками остаются такими же, какими они были и во времена Крылова. Поэтому басни писателя актуальны и в наши дни, каждый может найти в них совет. Многие слова Крылова стали крылатыми, украсили собой речь образованных и воспитанных людей. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить басни мудрого И.А. Крылова и посмотреть на себя и нашу жизнь со стороны.

3. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать. И сейчас начинается 2-ая часть нашего вечера - мини-спектакль по басням Крылова.

1. Сегодня мы пригласили вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняли роли.

И первым выступают 10 класс.

III. Выступления учащихся - инсценирование басен Крылова.



IV.Следующий этап конкурса: «Весёлые побасенки».

Проказница – Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет…

Как вы знаете Квартет – это ансамбль из четырёх исполнителей (музыкантов или певцов). Приглашается квартет.Я вам раздаю музыкальные инструменты:

- Чумбата /Металлические банки с фасолинами /;

- Блямс /2-е старые крышки от кастрюль/;

- Траля - ля /стеклянные бутылки, наполненные водой на разном уровне/;

- Тум – там /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.

Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни « В траве сидел кузнечик». (Команда выполняет задание. Получается смешная какофония)

Ну что можно сказать:

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

« Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!» -

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь»

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись…

В конкурсе « Однажды Лебедь, Рак да Щука…» участвуют 3-и человека. Вам нужно пристегнуть канаты на талии и по команде «начали» каждый участник должен дотянуться до карточки (карточки лежат на стуле надписью вниз), и прочитать, что там написано. Итак, команды готовы? Начали… Молодцы!

V. Следующий этап вечера - конкурс на лучшего чтеца басен И.А.Крылова. Смотрите на презентацию и выходите на сцену, объявляя название своей басни.


VI.Следующий этап: «Я дорисую ваш портрет…».

Ни одна детская книга не обходится без иллюстраций. Я предлагаю вам, ребята, окунуться в мир изобразительного искусства и стать художниками - иллюстраторами.

На ваших столах лежат по два листа бумаги с недорисованными по контуру рисунками. (Контурные картинки зверей: Мартышка со скрипкой, Медведь с контрабасом, Осёл с альтом, Козёл со скрипкой - прикреплены на доске (на слайде)). Ваша задача: пользуясь шпаргалками, дорисовать фигуры персонажей из… какой басни? Правильно « Квартет» и разукрасить их.

Учитель: - А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова.

ВИКТОРИНА

1.Кому принадлежат слова?

«Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»)

«Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)

«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)

«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)


2.Вспомните пропущенное слово 1.«Лисица и... (виноград)». 2.«Стрекоза и... (Муравей)». 3.«Осел и... (Соловей)». 4.«Кот и... (Повар)». 5. «Волки и... (Овцы)». 6. «Мартышка и… (зеркало)». 7.Мартышка и….(очки). 8.Кукушка и…(петух)».


3.«Мораль сей басни такова» - В какой басне была такая мораль?


1. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

(«Ворона и Лисица».)

2. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

3. «К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.»( Мартышка и очки)

4. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.» ( Квартет)

5. «Избави бог и нас от этаких судей.» (Осёл и соловей)

4. «Крылатые фразы.» Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями. Закончить крылатую фразу.

:1.«Видит око, (да зуб неймёт)»

2.«Попрыгунья стрекоза»

3«А ларчик( просто открывался)»

4.«А Васька слушает,( да ест)» 5.«Да только воз (и ныне там)»

6. "Чем кумушек считать трудиться, (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться)?"


5. Закончить цитату из басни Крылова. Как она называется?


1. Сыр выпал - /с ним была плутовка такова/ «Ворона и Лисица».

2. У сильного - / всегда бессильный виноват/ «Волк и Ягненок».

3. Когда в товарищах согласья нет - /на лад их дело не пойдет «Лебедь, Рак и Щука».

4. Ты в се пела? Это дело - /Так поди же попляши/ «Стрекоза и Муравей».

5. Ай, Моська! Знать она сильна - /Что лает на слона/ «Слон и Моська».

6. А вы, друзья, как ни садитесь - /Все в музыканты не годитесь/ «Квартет»


VII. Каждая басня имеет своих действующих лиц.

Рассмотрим иллюстрации к басням, которые вы сделали сами. Какие строчки вспоминаются?

Выберем лучших художников. Голосование присутствующих детей и учителей. Итог подводит учитель рисования

Учитель.

Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов - актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и читал замечательно! А вот какое стихотворение посвятил Крылову поэт Михаил Исаковский, которое расскажет Розалия Ахметчанова

.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и красивой

Народ его и родина его.

Ведущий десятиклассник.

Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек - загадка, и великая!»

Ведущая десятиклассница.

А критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

И, действительно, дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.


VIII. Награждение.

М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессменные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.


Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.


До свидания, до новых встреч!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!