Морское путешествие «По волнам орфографии».
Заключительное мероприятие
«Недели русского языка» в 1-4 кл.
I команда 2кл(5 чел.) II команда 3кл (5 чел) III команда 4 кл.(5 чел)
Остальные учащиеся болельщики.
- Ребята к нам в гости приехал кот Матроскин. Он приглашает нас в путешествие на корабле. Вы согласны?
Для того, чтобы отправиться в морское путешествие, надо сказать волшебные слова.
Дети (хором): Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Каждая команда даёт название своей команде и выбирает капитана. Наблюдать за нашим путешествием будет штаб флотилии.
Команды сдают задания в штаб флотилии.
Я вам представлю состав штаба.
Адмирал – ____________________
Вице адмирал – _________________
Мичман – _______________
А штурвальным – _________________
В штабе проверяют задания и дают фишки за правильные ответы, которые вы будете прикреплять к своим спасательным кругам.
I. Первая остановка – «Словарная»
Мы с вами знаем, что слова в русском языке имеют ни одно, а 2,3 и более значений. Такие слова называются многозначными.
Найдите такие слова в стихотворении .
1. – Не жалейте пяточка, -
Говорит корова.
Вы купите молочка –
Вкусного парного.
- Поросята тут, как тут:
Нам по целой кружке!
Пяточки свои суют.
Маленькие хрюшки.
2. – Бросил палку сверху Мишка:
Падай в шапку с ели шишка!
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две!
Как называют эти слова?
Задание болельщикам.
«Каких букв больше?»
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел, дятел
Дуб долби,
В щепки дерево дробит.
– Дятел, в дереве – дыра,
Перестать давно пора! (Д)
– Кар! – кричит ворона. Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор пробрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! –
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-раул!
Кар-рман укр-рали! (А)
Бахвалился как-то бодливый баран:
- Безумною храбростью я обуян –
Быка бы я встретил, побил бы бока.
Бродягу – волчище бы я забодал,
Борбоса боднул бы,
Бобру бы поддал.
А с барбосом бы встретился – что ж из того?
Бесстрашно бы бросился я на него!
Но тут прошуршал над бараном листок
И бросился в страхе.
Храбрец наутёк! (Б)
Поплыли дальше.
(хором)
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
II. Следующая остановка «Прямо по курсу».
Соедини половину пословицы левой части с половинкой правой части:
Не спеши языком… | от того и наберешься. |
Сам пропадай, | надо мало спать. |
С кем поведёшься - | торопись делом. |
Труд человека кормит, | так и не будет скуки. |
Глаза страшатся, | а лень портит. |
Хочешь много знать - | а товарища выручай. |
Ученье – свет, | а руки делают. |
По одёжке встречают, | а человек умением. |
Грамоте учиться | а неученье – тьма. |
Не сиди сложа руки - | а по уму провожают. |
Птица красна пением, | люби и саночки возить. |
Семь раз отмерь - | один раз отрежь. |
Лодырь да бездельник - | всегда пригодится. |
Любишь кататься - | им праздник и в понедельник. |
Задания болельщикам.
Что находится в начале книги?(К)
Что будет если написать тридцать «Я» (ЗОЯ)
В каком слове половина буквы? (полка)
Что мы слышим в конце урока? (а)
Назови пять дней недели, не называя их по имени. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
В каком случае шестеро детей и две собаки, забравшиеся под обычный зонтик, не намокнут? (если нет дождя)
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Ц)
Какая буква в русском алфавите третья с конца? А пятая с начала? (Э,Г).
Чем кончаются день и ночь? (ь)
Что находится между городом и деревней? (И)
Как можно склонять голову, не опуская её вниз? (по падежам)
Чем кончается всё? (Ё)
Что стоит посередине Земли? (м)
Когда мальчика называют женским именем? (соня)
И с буквой г – лечу,
И с буквой в – лечу!
Что это? (грач, врач)
Команды сдают 2 задание, а за 1 задание получают жетоны.
Поплыли дальше (хором).
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Внимание!
Впереди корабля резвятся рыбки. Давайте вместе с ними отдохнём (физкультминутка)
Рыбки в озере плескались
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Капитаны получите задание № 3. Возьмите удочки и выловите по одной рыбке.
Кот Матроскин предлагает вам немножко поработать.
«7 люков»
1 – лю –к – Без этого не играют в хоккей.
2 – люк – Этот в руке у Бабы -Яги.
3 – лю – к – Этот пекут, как пекут пироги.
4 – люк – Этот не знает, что значит улыбка.
5 – лю ---к – В тот молочко наливают кошке.
6 – люк – - Этот с болота приносят в лукошке.
7. – лю – - к Этот искал Карабас – Барабас.
Задание для болельщиков.
Найдите к каждому слову определение
Ясный , как…… (день).
Стройный, как…. (тополь).
Здоровый, как…. (бык).
Мрачный, как… (туча).
Могучий, как… (дуб).
Трусливый, как… (заяц).
Верный, как… (пёс).
Слепой, как… (крот).
Хитрый, как…(лиса).
Упрямый, как…(осёл).
Капитаны, сдавайте ответы задания №3 и получите жетоны за задание №2.
Поплыли дальше
(хором)
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Учитель: Ребята к борту нашего корабля (приплыла) бутылка обросшая водорослями, а в ней записка.
«Ребята, мы узнали, что вы отправились в путешествие «По волнам орфографии». Но в море неспокойно. Вдали показался пиратский корабль. Они хотят напасть на ваше судно. Приготовьтесь к грамматическому бою. Вашим оружием будет ум и смелость!
Если выполните задание, то пиратский корабль собьется с курса. Желаем удачи.
Матросы линкора «Товарищ»».
Задание №4 «Грамматическая арифметика»
Нота «до» + зарыт ые в землю ценности = ….. (доклад)
Ежи – и + е + вика = ягода….. (ежевика)
Кар +знак препинания = …..(карточка)
Кабан – ан +лук = …..(каблук)
С + место стоянки судов = …..(спорт)
Задания болельщикам.
Убери по одной букве, чтобы получилось новое слово:
Горсть, власть, краска, склон, толк, тепло, беда, экран.
Капитаны, сдайте ответы задания №4 и получите жетоны за задание №3.
Учитель: Наш корабль сбил с курса пиратское судно и мы успешно продолжаем наше путешествие.
На пути у нас остров, где дружно живут семьи зверей и птиц. Но морской прибой стёр название этих животных.
Давайте постараемся восстановить слова, и мы узнаем названия животных, с которыми мы встретимся на острове и я думаю подружимся.
№5. Даны части этих слов. Установить слово.
(Чайка) (медведь)
(Морж) (утка)
Задания болельщикам
Загадки:
Два близнеца, 2 братца
На нос верхом садятся (очки).
Круглый, да гладкий
Он рос не на грядке
На ветке висел,
На солнышке зрел
Белка нашла
И в дупло унесла (орех).
3. Зимой заклеено оно,
А летом открывается,
Оно кончается на о
И так же начинается (окно).
4. Пышная вата
Плывёт куда-то:
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (облако).
Капитаны сдайте в штаб флотилии результаты вопросов №5, получите фишки за задание №4.
Наш корабль стремиться вперёд.
Уже видна бухта «Орфография» - это конечный причал. Давайте соберемся с мыслями. Возьмём с собой смекалку, морскую дружбу, чтобы успешно прибыть в пункт назначения.
(хором)
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Капитаны срочно снимите корабли с якорей, выходим в море. Получите задание.
В течение 3 минут его нужно выполнить, чтобы во время прибыть в бухту «Орфография».
Задание №6 «Играем в прятки»
Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Какие животные спрятались в предложениях.
Жили в доме две дикие кошки.
Арбуз по Волге вниз уплыл, я полчаса за ним следил.
Внутри снопа укрыт от глаз, спокойно спал я целый час.
(насекомые, рыбы, звери, птицы.)
Задание болельщикам!
«Загадка для мудрёнышей»
Как зовут детёнышей:
- у свиньи…. (поросята)
- у гуся …(гусята)
- у лошади …(жеребёнок)
- у курицы… (цыплята)
- у медведя…. (медвежата)
- у волка… (волчата)
- у овцы ….(ягнята)
- у собаки …(щенята)
- у стрекозы (?)
Просим капитанов сдать ответы задания №6 и получить фишки за 5 задание.
Ну вот наше путешествие подходит к завершению. Мы прибыли в бухту «Орфография».
Прошу команды построиться и показать свои спасательные круги. Давайте оценим, чья команда больше набрала фишек. А штаб флотилии просим огласить результаты за 6 задание.
Мы видим, что впереди команда корабля ………….
Ребята, коту Матроскину очень понравилось наше путешествие. И в знак благодарности он приготовил памятные медали активным матросам и капитану.
Награждение.