СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Вечер занимательной химии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия: активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать устойчивый интерес к предмету и расширить представление о химии, как экспериментальной науке. Проводят мероприятие старшие школьники для младших, но интересно оно для всех: и для зрителей, и для экспериментаторов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вечер занимательной химии"»

Вечер занимательной химии

по теме: «Путешествие в страну химии»

(для учащихся младших классов).


Целью данного мероприятия было активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать устойчивый интерес к предмету и расширить представление о химии как экспериментальной науке. Перед началом вечера проводилась тщательная подготовка к нему: кабинет химии был оформлен определенным образом, подготовлена экспериментальная часть и отработана с учениками техника проведения опытов, продумано объяснение опытов в доступной для всех учащихся форме.


Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы вновь посетили самый удивительный кабинет в нашей школе – кабинет химии.

Химия – сама по себе удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с многочисленными полезными и вредными веществами вокруг и внутри нас; поэтому химии нужна всем: повару, продавцу, шоферу, садоводу, строителю.

Ведущий 2. Но с другой стороны, это наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.

Ведущий 1. Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая химическая смекалка, расширяется кругозор. Тогда и захочется узнать больше, разобраться в проблемах химии глубже.

Ведущий 2. Нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки. Порой в руках умелого химика, показывающего увлекательные опыт, самые обыденные предметы приобретают волшебные свойства.

Ведущий 1. Сегодня мы предлагаем вам вновь совершить путешествие в удивительный мир химии и узнать больше об этой науке. Помогут нам в этом ученики 9-х классов и маршрутная карта (на доске).

Ведущий 2. Закройте глаза и мысленно перенестись в страну химии (пауза). А теперь откройте глаза: вы оказались в стране химии. В этом вы можете убедиться, просмотрев опыт «Огненная надпись».



«Огненная надпись»

Вот как показывают этот эффектный опыт. На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20 г KNO3.

Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится «искра», которая будет медленно двигаться по контуру рисунка, пока не замкнет его полностью.

При нагревании нитрат калия KNO3 разлагается: он превращается в нитрит калия KNO2 и выделяется кислород O2: 2KNO3 → 2KNO2 + O2

От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает, а разлагаться начинают следующие, соседние порции кристаллического нитрата калия.



Ведущий 1. Посмотрите вокруг себя. В садах этой страны растут деревья невиданной красоты: листья их покрыты «бриллиантами», а вместо плодов на ветках висят колбы с растворами оснований, кислот и солей (демонстрация химических деревьев). В морях там растут «химические водоросли» (демонстрация).



«Химические деревья»

Листочки в «бриллиантах» изготавливаются следующим образом. Приготовляется горячий концентрированный раствор, содержащий поваренную соль (хлорид натрия) и сахар. Для этого в 50 мл кипящей воды растворяют 30 NaCl г и 30 C12H22O11 г. Затем, не охлаждая раствор, окунают в него заготовки листьев, вырезанные из ватманской бумаги, и предоставляют раствору постепенно принимать комнатную температуру. После остывания раствора заготовка окажется покрытой бесцветными кристаллами, похожими на драгоценные камни. Чтобы кристаллы не осыпались с бумаги, их обрабатывают из аэрозольного баллончика бесцветным лаком для волос.



«Плоды» для дерева изготавливаются так. В колбочках круглых и конических смешивают растворы определенных веществ и получают соответствующие окраски: желтую, красную, синюю, малиновую, белую, голубую и т. д.

1) ацетат свинца (II) и йодид калия;

2) хлорид железа (III) и роданид аммония;

3) хлорид железа (III) с желтой кровяной солью;

4) гидроксид натрия с фенолфталеином;

5) сульфат натрия с хлоридом бария;

6) сульфат меди (II) с гидроксидом натрия и т. д.

Листочки и «плоды» укрепляют на веточке дерева.




«Химические водоросли»

В стакан наливают разбавленный равным объемом воды раствор силикатного клея (силиката натрия). На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца (II), кобальта (II), никеля (II) и других металлов.

Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы трудно растворимых силикатов, напоминающие водоросли.



Ведущий 1. Вода в водоемах там буквально «кипит» и бурлит.



«Дым из воды»

В стакан наливают водопроводную воду и бросают туда кусочек «сухого льда» – твердого диоксида углерода CO2. Вода тотчас же забурлит, и из стакана повалит густой белый «дым», образованный охлажденными парами воды, которые увлекают за собой возгоняющийся диоксид углерода. Твердый диоксид углерода возгоняется без плавления при весьма низкой температуре, равной – 78°С. Этот «дым» совершенно безопасен.



Ведущий 2. В этой стране нет ни одного жителя, который не имел бы отношения к химии: здесь все – великие химики. Даже процесс приготовления пищи не обходится без химических превращений. Чтобы попасть в чудесный край лакомств, посмотрите опыт с вкусным названием «Мармелад».



«Мармелад»

В стакан наливают на ¼ его объема водный раствор хлорида кальция CaCl2 (растворяют 10 г соли в 90 мл воды) и добавляют к нему 3 – 4 капли спиртового раствора фенолфталеина. В другой стакан наливают до половины жидкого стекла – полисиликата натрия, вещества с условной формулой Na2SiO3.

Раствор из первого стакана выливают во второй и быстро перемешивают смесь стеклянной палочкой. Содержимое стакана сразу становится похожа желе или мармелад, так что стеклянная палочка может стоять вертикально.

В этом опыте использованы две химические реакции: осаждение силикатов кальция и гидролиз полисиликата натрия с выделением «студня» поликремневой кислоты (H2SiO3)n. Среда становится щелочной, индикатор фенолфталеин приобретает малиновый цвет. Упрощенно эти реакции можно записать так:

Na2SiO3 + CaCl2 → CaSiO3↓ + 2NaCl

Na2SiO3 + 2H2O → H2SiO3↓ + 2NaOH



Ученик. Я предложу вам большой ассортимент вкусных напитков: апельсиновый, лимонный и яблочный соки. Только, к сожалению, пить их нельзя.



«Апельсин, лимон, яблоко»

Чтобы показать чудесное превращение «апельсинового сока» в «лимонный» и «яблочный», надо приготовить водный раствор дихромата калия K2Cr2O7 и раствор щелочи NaOH (гидроксида натрия). В крайнем случае, подойдет и раствор соды Na2СO3. Также готовят разбавленную серную кислоту H2SO4 и раствор сульфита натрия Na2SO3.

Сначала ученик показывает зрителям стакан с раствором дихромата калия. Этот раствор оранжевого цвета, цвета апельсина. Потом, добавив щелочь или раствор соды, превращает «апельсиновый сок» в «лимонный».

Это происходит, когда оранжевый дихромат-анион Cr2O72- превращается в желтый хромат-анион CrO42-.



Можно получить из «лимонного» сока «апельсиновый». Стоит лишь добавить немного серной кислоты, как произойдет превращение хроматных ионов в дихроматные.

Если к раствору дихромата калия добавить немного разбавленной серной кислоты и сульфита натрия, то жидкость сразу позеленеет из-за того, что идет окислительно-восстановительная реакция. Дихромат калия K2Cr2O7 – сильный окислитель, а сульфит натрия Na2SO3 – восстановитель.

В результате реакции получается яблочно-зеленый раствор сульфата хрома Cr2(SO4)3, а сульфит натрия Na2SO3 превращается в сульфат натрия Na2SO4 (оба бесцветные):

K2Cr2O7 + 3Na2SO3 + 4H2SO4 → Cr2(SO4)3 + K2SO4+ 3Na2SO4+ 4H2O

Обратного хода от «яблок» к «апельсинам» и «лимонам» нет, так как окислительно-восстановительную реакцию обратно повернуть не удастся.



Ведущий 1. Скажите, можно ли посадить под арест дым? Бывает ли дым без огня? Нет? Тогда посмотрите следующий опыт «Дым под арестом» или «Дым без огня».



«Дым под арестом» («Дым без огня»)

а) Стакан смачивают изнутри концентрированной хлороводородной (соляной) кислотой и накрывают им ватку, пропитанную нашатырным спиртом (концентрированным водным раствором аммиака) помещенную на блюдце. Дым появляется у стенок стакана, и скоро его внутреннее пространство оказывается заполненным.

б) Этот опыт может быть проведен по-другому. В один чисто вымытый цилиндр помещают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают: образуется белый дым.

Дым – это мельчайшие кристаллики хлорида аммония, образовавшиеся в результате реакции взаимодействия газообразного хлороводорода и аммиака.

HCl + NH3 → NH4Cl↑


Ведущий 2. Ребята, а знаете ли вы, что такое катализаторы? (нет)

Катализаторы – это вещества, которые увеличивают скорость реакции, но сами при этом не расходуются.

Посмотрите опыт, который подтверждает мои слова и называется «Катализатор на ниточке». Смотрите внимательнее!

Этот опыт вы можете проделать дома, для чего вам потребуются перекись водорода и таблетка активированного угля, которые можно купить в любой аптеке, а также нитки.



«Катализатор на ниточке»

В химический стакан наливают водный раствор перекиси водорода H2O2 и опускают в жидкость привязанный на ниточке кусочек диоксида марганца MnO2 черного цвета. Тотчас наступает энергичное разложение пероксида водорода.

Жидкость мутнеет от выделяющегося кислорода O2. Тлеющая лучинка, опущенная в стакан в момент выделения кислорода, вспыхивает и загорается над поверхностью жидкости.

Но стоит вынуть MnO2 из стакана, как разложение H2O2 прекращается.

Катализатор вызывает реакцию диспропорционирования:

2H2O2 → 2H2O + O2

Аналогичную картину можно наблюдать при погружении в раствор пероксида водорода кусочка активированного угля.




Ведущий 2. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все свои аргументы в споре с фараоном, совершил чудо. Он бросил свой жезл к ногам фараона, и жезл превратился в извивающуюся змею.

Мгновение – и жезл снова в руках Моисея в своем обычном виде.

Много лет прошло, много воды утекло, пока, наконец-то, химикам ХХ века удалось придумать нечто похожее на чудо, сотворенное Моисеем.


Ведущий 1. Ребята, посмотрите опыт из серии «Химический серпентарий», который называется «Сладкая зеленая змейка».



«Сладкая зеленая «змейка»»

Смешивают 1 г дихромата аммония (NH4)2Cr2O7, 2 г нитрата аммония NH4NO3 и 1 г сахарной пудры. Эту смесь смачивают водой, лепят из нее палочку и сушат на воздухе. Если палочку поджечь, из нее в разные стороны поползут черно-зеленые «змеи».

При этом происходят следующие реакции:

(NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + N2↑ + 4H2O↑

NH4NO3 → N2O↑ + 2H2O↑

C12H22O11 + 12O2 → 6CO2 ↑+ 11H2O↑ + 6C

При разложении дихромата аммония образуется азот N2, водяной пар H2O и зеленый оксид хрома (III) Cr2O3. Реакция протекает с выделением теплоты.

В реакции термического разложения нитрата аммония выделяется бесцветный газ оксид диазота N2O, который уже при слабом нагревании разлагается на кислород O2 и азот N2. Горение сахара дает еще один газ – диоксид углерода CO2, вдобавок происходит обугливание – выделение углерода.

Много газов и твердые продукты окисления – причина «змеиного» поведения горящей смеси.




Ведущий 2. В древнегреческой мифологии хромоногий бог-кузнец Гефест был оружейником богов, покровителем ремесел. В одной из легенд Древней Греции говорилось: «И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на Земле».

Свои домашние вулканы придумали и химики.

Ведущий 1. Посмотрите опыт «Йодный вулкан». Этот опыт напоминает явление джинна из запечатанного сосуда или из лампы Аладдина.










«Йодный вулкан»

В фарфоровой чашке осторожно смешивают 4 г порошкообразного йода и 2 г цинковой пыли, смесь собирают горкой и в вершине ее делают углубление, в которое приливают из пипетки 2 капли дистиллированной воды (разбавленной соляной кислоты) и сразу же накрывают чашку со смесью стеклянной банкой.

Через 1 – 2 минуты начинается экзотермическая реакция: горка воспламеняется, выделяются фиолетовые пары йода, из которых на холодных стенках банки образуются мельчайшие кристаллики. В результате реакции цинка с йодом образуется йодид цинка:

Zn + I2 → ZnI2

Фиолетовая окраска пламени и дыма вызвана частичной возгонкой йода. Вода (разбавленная соляная кислота) – служит «инициатором» этой реакции.



Ведущий 2. Ребята, к нам в гости пожаловал маг-волшебник со своими фокусами; давайте поприветствуем его.

Маг. Я покажу вам четыре загадочных опыта: «Рука-волшебница и платок хамелеон», «Таинственное исчезновение», «Примерзание стакана» и «Платочек», а вы попробуйте разгадать их.



«Рука-волшебница и платок хамелеон»

Растворяют в стакане две чайные ложки гексагидрата хлорида кобальта CoCl2×6H2O, смачивают полученным раствором белый хлопчатобумажный носовой платок и высушивают его на батарее отопления или слабо нагретым утюгом. Платок станет голубым.

Показывают зрителям голубой платок, а потом сжимают его в руке и несколько раз сильно дуют на него. Платок увлажнится и станет бледно-розовым.

Объяснение изменений цвета состоит в том, что при нагревании розовый гексагидрат хлорида кобальта CoCl2×6H2O – фактически это хлорид гексаааквакобальта [Co(H2O)6]Cl2 – теряет часть воды и превращается в хлорид тетрааквакобальта [Co(H2O)4]Cl2 голубого цвета. При увлажнении две молекулы воды возвращаются на место, и соединение опять становится розовым.




«Таинственное исчезновение»

Оксид хрома (III) поможет показать, как вещество бесследно исчезает, исчезает без пламени и дыма.

Для этого складывают горкой несколько таблеток «сухого спирта» (твердого горючего на основе уротропина), а сверху насыпают щепотку предварительно разогретого в металлической ложечке оксида хрома (III) Cr2O3. Нет пламени, нет дыма, а горка постепенно уменьшается в размерах. Через некоторое время от нее останется только щепотка неизрасходованного зеленого порошка катализатора Cr2O3.

Окисление уротропина (CH2)6N4 (гексаметилентетрамина) – основы твердого спирта – в присутствии катализатора Cr2O3 идеи по реакции:

(CH2)6N4 + 9O2 → 6CO2 ↑+ 6H2O↑ + 2N2

Все продукты – диоксид углерода CO2, азот N2 и пары воды H2O – газообразные, бесцветны и не имеют запаха. Заметить их исчезновение невозможно.




«Примерзание стакана»

В стакан с водой насыпают аммиачную селитру и ставят его на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.




«Платочек»

Для этого опыта нужно смочить платок водой и хорошо отжать. Затем смочить платок ацетоном, взять его тигельными щипцами за кончик и поджечь.

После того как пары ацетона сгорят, горение прекращается, и платок остается целым и невредимым.



Ведущий 2. Ребята, до сих пор вы только наблюдали за чудесами на химическом вечере, а сейчас можете принять в них непосредственное участие.

Предлагаем вам поучаствовать в опыте «Моментальная цветная фотография». Вам нужно проявить невидимые «фотографии», сделанные фотографом-химиком. В качестве проявителя вы будете использовать желтую кровяную соль.

Зрители «проявляют» фотографии и показывают их всем остальным.



«Моментальная цветная фотография»

Желтая и красные кровяные соли, взаимодействуя с солями тяжелых металлов, дают различного цвета продукты реакции: желтая кровяная соль с сульфатом железа (III) дает синее окрашивание, с солями меди (II) – темно-коричневое, с солями висмута – желтое, с солями железа (II) – зеленое. Вышеуказанными растворами солей на белой бумаге выполняют рисунок и высушивают его. Поскольку растворы бесцветны, то и бумага остается неокрашенной. Для появления таких рисунков по бумаге проводят влажным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли.



Ведущий 1. Эти фотографии вы можете оставить на память о вашем путешествии в страну химии, а оно, к сожалению, подошло к концу.

Ведущий 2. Вам понравилось наше путешествие? (да)

Ждем вас еще. До скорых встреч!




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!