11
Внеклассное мероприятие (8-11 классы)
Тема: «XXI век: эра милосердия или жестокости?»
(проблема нравственного выбора)
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель: Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей очередной встрече и для начала предлагаю послушать песню-притчу в исполнении певицы Светланы Копыловой «Окно». Она поможет нам определить тему нашего мероприятия сегодня.
(слушаем песню, смотрим клип)
Учитель: О чём эта песня-притча? (отзывчивость, взаимопомощь, гуманность, доброта, чуткость, человечность, милосердие, чёрствость, жестокосердие)
Учитель: Как вы думаете, зачем больной, который лежал у окна рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.
Предполагаемые ответы (хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)
Учитель: Что можно сказать о слепом человеке? Каким он был?
Предполагаемые ответы (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание, милосердие и т.д.)
Учитель: Одним словом, проявил милосердие. А можно ли потрогать руками, услышать его? Нет, оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Можно, но в поступках, действиях человека.
Учитель: Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?
Предполагаемые ответы (зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность).
Учитель: Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел? Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю? ( жестокость)
Учитель: Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически), он болел душой. Видимо, его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.
Учитель: Жестокость тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей, в их поступках.
Учитель: Итак, ребята, как мы можем озаглавить тему нашего мероприятия?
Слайд №1 (тема) «XXI век: эра милосердия или жестокости?»
Учитель: «Жестокость» и «милосердие» - категории вечные, такие же как «добро», «зло», «любовь», «смерть» и т.д. Они присутствуют в каждой человеческой жизни. Часто человек оказывается перед моральным выбором. Сегодня мы попробуем выяснить, почему люди проявляют жестокость или милосердие, как существование этих качеств может сказаться на судьбе других людей, а так же постараемся выяснить: современный мир, люди в большей мере жестоки или милосердны?
II. Основная часть.
Учитель: Как вы понимаете значение слова "милосердие"?
Слайд №2. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.
Жестокость — свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
Учитель: Ребята, как вы считаете, к кому, прежде всего мы должны проявлять терпение и милосердие (и именно они нуждаются в этом больше всего, но часто не получают)?
(больные, дети, пожилые люди, животные, люди попавшие в беду, катастрофу)
2. Отношение к пожилым людям.
Учитель: Одна из заповедей Божьих звучит так: почитай родителей. Статья 87 СК гласит: «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них». А как очень часто происходит на самом деле и почему?
Учитель:
Задание: Вам всем необходимо проанализировать ситуацию, только с разных сторон:
(учитель раздает задания группам)
1 группа (8 класс): Определите причины сложившейся ситуации? Почему сын так поступил с матерью? Какие чувства испытывала мама?
3 группа (11 класс): Предложите варианты решения данной проблемы. Что необходимо сделать обществу, чтобы старость стала достойным временем для любого человека?
2 группа (9 класс): Дома престарелых (приюты): ваше отношение. Имеют ли эти заведения право на существование?
(Учитель зачитывает текст вслух)
Слайд №3 (фото пожилого человека)
Приложение 1.
Эта история об одной семье, состоявшей из папы, мамы и сына. После смерти отца сын решил отдать мать в приют. Причиной тому (по его словам) была нехватка времени и терпения. После помещения матери в приют сын стал изредка навещать ее.
Однажды ему позвонили и сказали, что его мать очень больна и умирает. В отчаянии сын примчался в приют. Он пытался узнать, может ли он что-то для нее сделать, на что мать ему ответила:
«Я хочу, чтобы ты установил вентиляторы в приюте, так как их здесь нет. Кроме того, купи новые холодильники для того, чтобы не портилась еда. Очень часто на протяжении этих лет я шла спать, ничего не поев».
Эта просьба очень удивила сына, и он спросил у мамы, почему она так долго ждала, чтобы сказать ему это. Мать посмотрела на сына и грустно ответила:
«Сынок, я смогла привыкнуть к голоду и к жаре. Это не так страшно. Чего я действительно боюсь, так это того, что к этому не привыкнешь ты, когда твои дети тебя отдадут в место, похожее на это…»
(работа в группах – 3 минуты, ответы детей)
Учитель: Ребята, как вы считаете, что необходимо пожилому человеку, чтобы чувствовать себя счастливым?
(Хороший уход и отличная медицинская помощь – это еще не все. Пожилым людям нужны положительные эмоции, а главное - отсутствие одиночества)
Я бы хотела сказать, что дома для престарелых в современной Германии очень хорошо устроены и оснащены, условия их содержания обеспечиваются обязательной страховкой по старости, которая введена у немцев в 1996 году. Но пожилым людям, которые требуют постоянного ухода и живут в таких домах, нужно и еще кое-что – счастье.
И там конечно думали: что может принести свет в глаза этих людей и сделать их снова счастливыми? Ответ был очевиден – дети, молодежь.
Слайд №4 (фото с детьми)
Дети могут достучаться до сердца любого человека и растрогать гораздо лучше, чем любые социальные работники, потому что они делают это искренне.
Группа детей от 8-10 человек встречается с группой пожилых людей в таком же количестве раз или два в месяц. И каждый ребенок общается со своими «бабушкой» или «дедушкой». Так строятся мосты между людьми – и это получается.
Дети не делают ничего для пожилых людей – не рисуют, не поют, не читают стихи для них – они делают все это вместе. И старики счастливы.
В России подобные проекты тоже имеют место, но тем не менее множество домов, которые очень далеки от идеала.
В России 702 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда (в них проживают свыше 85 тыс. человек), 523 психоневрологических интерната (более 157 тыс. человек).
Я говорю сейчас об этом, но сама придерживаюсь мнения, что наши родители должны быть рядом с нами – их детьми, и не заканчивать свою жизнь в казённых домах, как бы хорошо там ни было.
Слайд №3 (высказывание Антона Семеновича Макаренко)
Учитель: Есть очень хорошие слова: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Каждый из вас ребёнок своих родителей и в будущем родитель. От вас зависит, какая старость ожидает ваших родителей, и от того как вы воспитаете своих детей зависит ваше будущее.
(слушаем песню «Помолимся за родителей»)
3. Отношение к детям-инвалидам.
На диаграмме представлена статистика инвалидов в РФ. По ней видно, как менялось количество живущих в России людей с ограниченными возможностями с 1995 по 2015 год.
Сдайд №4.
Учитель: В России на 2017 год количество людей с ограниченными возможностями составляет 15 млн. человек. По данным Росстата детей-инвалидов в нашей стране приблизительно 600 тыс. человек. Однако эксперты считают, что цифры занижены. На самом деле их около трех миллионов человек. Многие родители не желают ставить ребенка на группу и официально оформлять его как больного, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом.
Сегодня очень много говорят об инклюзивном образовании, о доступной среде для всех, о равных возможностях для всех детей независимо от физического состояния. Ребята, у кого была в жизни возможность пообщаться с ребёнком-инвалидом? Какие чувства вы при этом испытывали? Как вы считаете, в нашей стране созданы все условия для полноценной жизни и деятельности детей и взрослых с ограниченными возможностями?
Слайд №5 (фото инвалида)
Задания: 3 разных ситуации. Дайте оценку ситуации? Кто прав? Кто виноват? 1 группа (8 класс):
2 группа (11 класс):
3 группа (9 класс):
1) Дайте оценку ситуации? Кто прав? Кто виноват?
«23 ноября 2017 года учащийся школы, являющийся инвалидом 1 группы, на остановке «Таганский ряд» сел в автобус маршрута «09». Ребенок оплатил проезд, что подтверждается наличием у него билета, выданного валидатором (электронным устройством) в 14 час. 7 мин. Однако кондуктор через некоторое время вновь подошел к ребенку и попросил оплатить проезд. Несмотря на предъявление билета, кондуктор попросил ребенка – инвалида 1 группы покинуть автобус. Ребенок вышел на остановке на ул. Пехотинцев, половину пути не доехав до своего дома», — говорится в сообщении прокуратуры.
2) Дайте оценку ситуации? Кто прав? Кто виноват?
«Ты на это не способен»: мальчика с инвалидностью не пустили на горку аквапарка.
14-летний мальчик на коленях добрался по высокой лестнице на одну из водных горок «Ква-Ква-парка». Персонал засомневался, стоит ли подростку съезжать с горки. У Дениса – недоразвитие конечностей, и это смутило дежуривших на горке сотрудников.
«Денису пришлось ждать решения минут пятнадцать, пока не пришел администратор и не решил окончательно, что нельзя», – рассказывает Эльмира Кнутсен, приемная мама Дениса. К тому времени мальчик совершенно замерз. Ему пришлось еще и спуститься назад.
Пост Эльмиры Кнутсен в соцсетях вызвал бурю негодования. Многие приемные мамы детей с особенностями здоровья были возмущены случившимся, считая, что аквапарк нарушил права ребенка, ссылаясь на его внешние различия. Ведь Денис, кстати, отлично плавает, билет в аквапарк был ему продан, мальчику, как и всем, выдали спасательный жилет, и он соблюдал все правила поведения в аквапарке.
Денис ходит на протезах, а в бассейнах обычно передвигается и плавает на наколенниках. Поездку в аквапарк дети очень ждали! Случившееся расстроило мальчика.
«Денис плакал. Он сказал мне: “Мама, это нечестно!” И я ему сказала, что я напишу жалобу. И защищу его. Я хотела, чтобы он понимал, что мы поддерживаем его. И на следующий день я написала жалобу на сайте аквапарка. Они позвонили, попросили прощения, объяснили свою позицию. И пригласили нас всей семьей бесплатно провести 4 часа в парке», – рассказала Эльмира Кнутсен корреспонденту «Милосердия».
3) Дайте оценку ситуации? Кто прав? Кто виноват?
Случай, когда больного человека просят покинуть ресторан, поскольку своим видом он якобы отпугивает посетителей, увы! – в России не редкость. Но странно даже представить, что в такую ситуацию могла попасть близкая родственница супермодели Натальи Водяновой. Топ-модели, которая много времени и сил тратит на благотворительность и социальные проекты. Тем не менее, 11 августа ее сестру Оксану, присевшую за столик кафе в Нижнем Новгороде, попросили покинуть заведение, поскольку своим видом (а девушка страдает тяжелой формой аутизма и ДЦП) отпугивает клиентов. Попросили в грубой форме.
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
(выступления детей)
Учитель: В чём причины подобного поведения?
«К сожалению, наше общество до сих пор не готово принимать детей с особенностями. Да и ко взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья тоже относятся настороженно. Почему люди, не могут обсуждать эту тему открыто, с уважением и принятием? Потому что за этим кроется стеснение, а порой стыд и страх осуждения. Определенные исторические события, произошедшие в нашей стране и повлиявшие на формирование нетерпимости людей к инвалидам, уже не помнят молодые люди и даже люди среднего возраста. Но это те события, которые годами формировали негативное отношение общества к инвалидам, и теперь они имеют серьезные последствия.
Речь идет о послевоенном периоде, когда инвалидов Великой Отечественной войны всех безруких и безногих, даже с орденами на груди, массово вывозили из крупных городов, чтобы они «не портили облик социалистической страны».
И потом о них все забыли. На улице их никто не встречал, в магазинах, никто не видел, на массовых мероприятиях уж тем более… Поэтому у нас не создавалась доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья, и не формировалась толерантность к ним, зато делалось все ровно противоположное. От них избавлялись».
Психолог отмечает, что неуместные проявления неподготовленных людей при встрече с детьми с особенностями в первую очередь связаны с отсутствием знаний: «Они не знают, как себя вести в возникшей ситуации, сталкиваются со страхом совершить ошибку, растеряться, или навредить, а также со своей тревогой, что не справятся со своими чувствами.
Учитель: Очень важно по-доброму относится к людям с ограниченными возможностями, общаться с ними на равных, но ещё очень важно попробовать что-то конкретное, полезное сделать для таких людей. А что мы можем сделать? (участие в акциях, помощь материальная – адресная или просто общение).
Учитель: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников:
— Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает
себя виновным, ему можно «отпустить» вину, дать возможность почувствовать, что
он прощен.
— Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не
стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...
Здесь обсуждается человеческая способность прощать даже преступления.
Учитель: В психотерапии есть такое направление — сказкотерапия. Душу человека
пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую
терапевтическую сказку.
Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с
Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды.
Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы.
Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им
не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И
потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
Учитель: В чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод
вы делаете?
(Участники отвечают.)
Учитель: Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о трудном пути прощения. Я думаю, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие и милосердие к людям. Только тонко настроенная душа человека способна прощать даже самые сильные обиды!
Прощение — свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить
милосердие!
Учитель: Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?
Ответы участников:
— Удивление.
— Избавление от тяжких мук и обид.
— Счастье, облегчение.
— Радость.
— Желание начать новую жизнь.
Учитель: Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий
исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье
человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст
утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой
несем через всю жизнь.
4. Отношение к животным.
Учитель: А теперь я хочу обратить ваше внимание еще на одну проблему.
Слайд №6. Высказывание о животных.
Учитель: И в подтверждение этих слов, давайте посмотрим видео.
(Смотрим видео «Хабаровские живодёрки»)
Учитель: Задание по группам
1 группа: Причины такой жестокости? (используют текст приложения 1)
2 группа: Справедливо ли наказание? (используют текст приложения 2)
3 группа: Меры по предотвращению подобных поступков.
Учитель: А есть какие-то положительные примеры отношения людей к животным? (общества по защите животных, соц. сети – группы, помощь кормом, ярмарки раздачи животных и.д.)
Учитель: Я предлагаю вернуться к теме нашего мероприятия
Слайд № (тема)
«XXI век: эра милосердия или жестокости?»
(ответы детей)
Учитель: Для вас каким вам быть легче: милосердным или жестоким? Как научиться быть милосердным?
Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку.
Учитель: Милосердие требует приложения труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно. Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам, по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия, помогая нуждающемуся, или свернет на тропинку равнодушия, пройдет мимо, закрыв глаза.
Учитель: Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы )
Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы )
Учитель: Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек? Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания, милосердия.
Как можно помочь этому человеку? Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? ( ответы)
Учитель: Наша дискуссия была достаточно жаркой. Хочется закончить наш разговор словами Бернарда Шоу
Слайд № «Теперь, когда мы научились летать по небу, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Итак, от кого зависит, каким будет 21 век: эрой милосердия или агрессии?
(ответы детей)
Учитель: Я благодарю вас за работу! Спасибо!
Приложение 2 (8 класс)
1) Дайте оценку ситуации? Кто прав? Кто виноват?
«23 ноября 2017 года учащийся школы, являющийся инвалидом 1 группы, на остановке «Таганский ряд» сел в автобус маршрута «09». Ребенок оплатил проезд, что подтверждается наличием у него билета, выданного валидатором (электронным устройством) в 14 час. 7 мин. Однако кондуктор через некоторое время вновь подошел к ребенку и попросил оплатить проезд. Несмотря на предъявление билета, кондуктор попросил ребенка – инвалида 1 группы покинуть автобус. Ребенок вышел на остановке на ул. Пехотинцев, половину пути не доехав до своего дома», — говорится в сообщении прокуратуры.
Приложение 2 (11 класс)
2) Дайте оценку ситуации? Кто прав? Кто виноват?
«Ты на это не способен»: мальчика с инвалидностью не пустили на горку аквапарка.
14-летний мальчик на коленях добрался по высокой лестнице на одну из водных горок «Ква-Ква-парка». Персонал засомневался, стоит ли подростку съезжать с горки. У Дениса – недоразвитие конечностей, и это смутило дежуривших на горке сотрудников.
«Денису пришлось ждать решения минут пятнадцать, пока не пришел администратор и не решил окончательно, что нельзя», – рассказывает Эльмира Кнутсен, приемная мама Дениса. К тому времени мальчик совершенно замерз. Ему пришлось еще и спуститься назад.
Пост Эльмиры Кнутсен в соцсетях вызвал бурю негодования. Многие приемные мамы детей с особенностями здоровья были возмущены случившимся, считая, что аквапарк нарушил права ребенка, ссылаясь на его внешние различия. Ведь Денис, кстати, отлично плавает, билет в аквапарк был ему продан, мальчику, как и всем, выдали спасательный жилет, и он соблюдал все правила поведения в аквапарке.
Денис ходит на протезах, а в бассейнах обычно передвигается и плавает на наколенниках. Поездку в аквапарк дети очень ждали! Случившееся расстроило мальчика.
«Денис плакал. Он сказал мне: “Мама, это нечестно!” И я ему сказала, что я напишу жалобу. И защищу его. Я хотела, чтобы он понимал, что мы поддерживаем его. И на следующий день я написала жалобу на сайте аквапарка. Они позвонили, попросили прощения, объяснили свою позицию. И пригласили нас всей семьей бесплатно провести 4 часа в парке», – рассказала Эльмира Кнутсен корреспонденту «Милосердия».
Приложение 3
3) Дайте оценку ситуации? Кто прав? Кто виноват? (9 класс)
Случай, когда больного человека просят покинуть ресторан, поскольку своим видом он якобы отпугивает посетителей, увы! – в России не редкость. Но странно даже представить, что в такую ситуацию могла попасть близкая родственница супермодели Натальи Водяновой. Топ-модели, которая много времени и сил тратит на благотворительность и социальные проекты. Тем не менее, 11 августа ее сестру Оксану, присевшую за столик кафе в Нижнем Новгороде, попросили покинуть заведение, поскольку своим видом (а девушка страдает тяжелой формой аутизма и ДЦП) отпугивает клиентов. Попросили в грубой форме.
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
(выступления детей)
Приложение 3 (8 класс)
ОТКУДА ТАКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Этим вопросом с первых дней расследования задавались все. Журналисты копали истории девушек, разговаривали с их одноклассниками, родственниками, учителями, друзьями и все говорили примерно одно и то же - «Мы и подумать не могли».
- Алена всегда была доброжелательной, приносила в дом животных, не пила и не курила. Учиться только стала хуже в старших классах, - говорила бабушка Алены Савченко.
- Никакой агрессии мы за ней не замечали, красилась она сильно, но о том, что они творят с животными никто и не подозревал, - говорили одногруппники.
- Девушка производила крайне положительное впечатление. Интересовалась как ухаживать за щенком, чем кормить, когда выгуливать, - вспоминали владельцы собак, отдававших животных «в добрые руки».
Психолого-психиатрическая экспертиза, проведенная в рамках следствия никаких отклонений не выявила. Семьи у девушек разные. Орлова жила с мамой, отчимом, младшими братом и сестрой. Савченко — с бабушкой, ее родная мать жила в квартире того же дома вместе с ухажером, но с Аленой говорила редко, еще в 2005 году суд лишил ее родительских прав за пьянство, но девочка, по словам бабушки, росла доброй, веселой и ни в чем не нуждающейся, как нормальные дети — со свей комнатой, телевизором, компьютером...
Все «стрелки» сводятся к лету 2016 года. Именно тогда у обеих девушек появилась «жажда крови». Сами они свои поступки объяснить толком не смогли, оправдываясь то интересом к анатомии, то тем, что убивали только смертельно больных животных.
У организаторов появившегося в сети «интернет-расследования», с которыми удалось пообщаться корреспонденту «КП-Хабаровск» были предположения о том, что девушки могли специально снимать видео для дальнейшей продажи в группы с шок-контентом, однако в ходе следствия эта версия не подтвердилась. За издевательства над животными девушкам никто не платил.
Приложение 3 (9 класс)
СКОЛЬКО И ЗА ЧТО ПОЛУЧИЛИ
Вся троица загремела в следственный изолятор с разным «послужным» списком. Самый насыщенный был у Савченко: часть 1 статьи 148 УК РФ — Оскорбление чувств верующих, часть 2 статьи 282 УК РФ — Возбуждение ненависти или вражды, часть 2 статьи 245 УК РФ — Жестокое обращение с животными, часть 2 статьи 162 УК РФ — Разбой.
Оскорбление верующих и жестокое обращение с животными обошлось Савченко в 300 часов обязательных работ (150 — по каждой статье). Издевательства над мужчиной на балконе — полтора года лишения свободы, а разбойное нападение — 3 года.
Итого, путем частичного сложения получилось 4 года и 3 месяца в колонии общего режима.
У Орловой статей поменьше, но ее на свободу не отпустили. За издевательства над животными — 150 часов обязательных работ, за разбой, устроенный вместе с Савченко, Алина получила 3 года лишения свободы. Итоговое наказание — 3 года и 9 дней в колонии общего режима.
Смышляеву за унижение человека на камеру и распространение этого видео в социальных сетях суд дал 3 года лишения свободы.
Также Орлова и Савченко должны выплатить хабаровчанке, которая, сама того не ведя, отдала щенка на растерзание мучительницам, по 10 тысяч рублей каждая в качестве возмещения морального вреда.
Разумеется, всем троим вычтут из этих сроков 8 месяцев, которые те провели в следственном изоляторе.