Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов
Тема: Живи родник!
Цель: формирование у учащихся бережного отношения к охране водных ресурсов.
Задачи:
-
познакомить учащихся с ролью воды в жизни человека; со значением и пользой родниковой воды; расширить кругозор учащихся о родниках своего края;
-
развивать интерес работать с другими источниками информации;
воспитывать заботливое отношение к водным источникам.
-
Воспитание любви к природе, к своей малой Родине.
-
Развитие творческих способностей детей, наблюдательности
Ход мероприятия:
-
Организационный момент
-
Слушание песни С. Беликова «Живи родник» и просмотр видео.
Поёт день и ночь в стоpонке pодной
Заветный pодник лесной.
И нет холодней, и нету вкусней
Воды во Вселенной всей.
Я помню, в жаpкий день июля
Земля, pучьём звеня,
Как будто ковш мне пpотянула,
Чтоб напоить меня.
Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной!
Вода pодника - живая вода,
Она как любовь чиста.
Пусть стpуйка тонка, тонка и легка,
С неё началась pека.
А мне всегда pодник бессонный
Слышен в любой дали,
Словно звучит с глубин бездонных
Голос pодной земли.
Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной!
-
Анализ услышанного:
-
Ребята, вы прослушали песню С. Беликова. Какое название вы дадите этому произведению? (дети предлагают свои варианты)
-
Песня С. Беликова называется «Живи родник». Чему будет посвящено наше занятие? (родникам)
-
Вводная часть
Учитель: Родники — это воды, выходящие на поверхность земного шара из самых недр планеты. Подземное движение жидкости не всегда является одинаковым. Иной раз это самая настоящая река, протекающая под грунтом по водоупорному слою, в другом случае — всего лишь тоненький ручеёк. В некоторых местах струя вырывается из источника фонтаном. Это явление называют грифоном. А иногда на поверхности образуются только небольшие капельки, медленно накапливающиеся в природном бассейне.
На доске фотографии различных видов родников:
-
Добираясь до поверхности земли, родниковая вода подвергается естественной фильтрации, обеспечивающей чистоту. Многочисленные слои песка и породы не пропускают грязь. Главное, что подобный род очистки не убирает из воды полезных свойств, не влияет на её структуру, не затрагивает гидрохимический состав. По этим причинам воду из родника можно и нужно пить, не очищая её дополнительными методами. Она является "живой водой" и ее не надо кипятить.
-
Представьте летний знойный день. Хочется пить. И вдруг перед тобой маленькое чудо природы –родник и глоток этого студеного кристально-чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей - отчего дома, края, где вырос, Родины. Родина, родители, род, родники – у этих слов есть один общий корень, который объединяет всех русских людей.
Учащиеся:
1. Чистый, звонкий родничок –
Как глоток Отчизны,
Как начало всех начал,
Как начало жизни.
2. И хоть не храмами с крестами
Они стоят, всегда чисты,
Ты без поклона не достанешь
И капельки живой воды.
3. И в час, когда заря по кленам
Скользит и тонет свысока,
Россия отдает поклоны
Живой воде из родника.
Учитель: Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой воде.
Сообщения детей:
1) У русского человека напоить путника -не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг. За воду спасибо говорят. "Плевать в колодец-все равно, что в лицо матери",говорили на Руси.
2) Кружку холодной воды - первое, что попросит уставший путник переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.
3) У туркмен существует обычай здороваться с водой: "Здравствуй, уважаемый колодец! Мой руки и лицо умой. Дай кружку воды для гостя"
-А марийцы говорят так:"Дорогой родник! Я пришел за твоей водой ,дай мне ее для здоровья! "
На доске высказывания великих людей о простой воде.( учащиеся читают)
"Капля воды дороже золота" Д.Менделеев.
"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." В.Песков.
"Вода-красота природы" С.Аксаков.
"Вода!..У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются ,не ведая, что ты такое! Ты -сама жизнь. С тобой возвращаются все силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты- самое большое богатство на свете.."Антуан-де Сент Экзюпери.
-
Основная часть.
1). Сказка “Висляткин ключ” (инсценировка)
Учитель: Согласно православному календарю, 25 июля все россияне в прошлом праздновали Проклов день – день родников. В этот день все росы да родниковые воды становятся целебными, помогают вылечить слепоту.
Сказка “Висляткин ключ” (инсценировка)
Жили – поживали муж с женой. Работали, не ленились, с утра до ночи трудились, зато у них денежки водились. Да все они не могли решить, что им с этими деньгами делать. Бывало вечерком – то сидят вдвоем и все спорят – спорят.
А на печи тихо – тихо дочка Аннушка и старый дедушка сидят. Аннушка – добрая душа, деду как могла помогала. Вот у нее вечерком сердечко екнуло как услышала она, что родители про богадельню для старика разговаривали. Была неподалеку такая богадельня, где старики жизнь свою доживали.
Всю ночь она проплакала, а к утру решилась. Встала она спозаранку, взяла глиняную крынку да и пошла вон из дома. День то этот был не простой: Проклов день, 25 июля. День когда росы да воды ключевые целебными становятся, слепоту вылечить помогают. Пошла она к Висляткину ключу. А идти туда далеко, и пальчики у девочки на ножках совсем закоченели. Дорога лесная, по которой Аннушка шла, с ухабами да канавами, с пнями да корягами. Дошла она до Висляткина ключа, набрала водицы в крынку, сама водицы попила, а сил домой идти нет. Присела она возле воды да и задремала, добрая душа. И показалось ей, будто из ключа маленький мальчик вышел и подошел к ней.
Зачем, - говорит, - пожаловала?
Аннушка не испугалась и все ему про дедушку рассказала, что ослеп он, родители хотят отправить его в богадельню.
Да, - говорит мальчик, - важное у тебя дело. Деду глаза вернуть надобно. Да и родителям тоже не помешало бы.
В мои именины ты сегодня угодила. Я ведь один раз в году 25 июля лесным воздухом подышать выхожу. Пора и домой возвращаться. А ты не робей, моя ключевая водица тебе поможет.
Прощай, Прокл! – сказала Аннушка и проснулась.
Без воды идти тяжело было, а с водой еще тяжелее. Уж солнце село как она домой пришла. А в деревне уж с обеда переполох: Аннушка в лес ушла и пропала. Мать с отцом места себе не находят. Дед и тот с печки слез.
Девочка вошла в избу, крынку поставила и говорит:
Это дедушка целебная вода глаза лечить. Это мне Прокл дал, нести приказал.
Девочку родители спать уложили, а утром ей сказали, что деде дома останется. Дедушка и родители Аннушки от ключевой воды, видать прозрели.
-
Слова ведущей «Вода – то ключевая и глаза и сердце людям лечит», оформляются в виде табличек, вывешиваются на доску.
-
Ребята, как вы понимаете слова ведущей.(высказывания учеников).
Считается, что родниковая вода обладает целебными свойствами и поэтому в народе предпочтение отдается именно родниковой воде.
Употребление родниковой воды - наилучший выход в современных условиях. От природы чистая, сбалансированная по физико-химическому составу, природная родниковая вода дарит энергию тем, кто ее пьет.
2). Легенды, предания, поверья и приметы:
Учитель: Родники... Сколько 6ылин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода - есть и жизнь. Есть родник - значит, живет и здравствует русское поселение. А в старину родники на Руси пользовались почитанием, их называли живунами, то есть дающие жизнь. За родниками ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливались навесы, а рядом оставляли ковшик- черпачок, вырезанный из липы или сплетённый из бересты. Живуны обсаживали веpбой. Считалось, что добpые духи сидели на ветках и стоpожили, чтобы злые духи не пpоникли в родники. Там, где родники погибали, земля сиротела. О родниках слагались легенды и притчи, народные поверья и приметы. Вот послушайте некоторые из них:
Ученики:
-
В старину бывало так:
Если милый назначал
У истока вам свиданье —
Значит, свадьбу намечал.
Льется светлая вода,
Словно девичья фата.
-
У родников вешается расшитый рушник с надписью: «У родника проститься — домой возвратиться».
Пока же есть дорога — оглянись.
Пойми, что нет роднее ничего,
Чем тот родник.
Вернись и прикоснись
И дай напиться детям из него.
-
Путник, отправляясь в странствие, непременно оставлял у родной криницы какую–то свою вещицу. Это гарантировало удачную дорогу и счастливое возвращение домой. А уставшие от войны воины топили в ближайшем колодце собственное оружие, что способствовало скорому прекращению боевых действий.
-
Пословицы ( на доске):
За чистой водой к роднику идти надо.
Если исток родника чист, то и устье его чистое
Умный человек подобен роднику
Пей воду - и не мути родник
Как ни мути родник, он все равно очистится.
Пей воду - и не мути родник.
Сидеть у родника и воды не пить - так не бывает.
3). Презентация и беседа по ней.
- Ребята, а у нас в селе есть родники? Где они находятся?
2 слайд - Название родника «Белый ключ»
Местонахождение родника с. Лозовое-2.
Вид угодий (пашня, луг, лес) луг
Размеры и конфигурация родника (диаметр по урезу воды, глубина воды):
глубина воды от 0, 2 м до 0,5 м.
диаметр 10 м.
Характеристика пород, почв, грунтов (скальные, песок) скальные
Качество воды пригодна для питья
Характеристика истечения (напорный донный ключ, выход из стенок, безнапорное донное
подпитывание) выход из стенок, источник просачивается из-под меловой горы. Донный. Нисходящий. Пресный. Холодный. Вода слегка бурлит.
Состояние обустройства родника (каменная кладка, деревянный сруб, труба, естественный дерн) естественный дерн.
Куда втекает родник (в овраг, речку, озеро) источник дает начало речке Гнилуше.
Расстояние до ближайшего водоема (пруд, река, озеро) 6 км
3-4 слайд - Краткая история, легенда, связанная с родником
О существовании источника известно с момента образования села, более 300 лет. Данный исток дает начало речке Гнилуше. Впервые годы существования поселения являлся единственным источником питьевой воды. Протекает 30 км. и сливается с другой такой же речушкой Мамоновка у самого впадения в Дон. Длина русла 13 км., площадь водостока 304 кв.км. В настоящее время Гнилуша отнесена к рекам, потерявшим свой статус. «Белый ключ» освящен, имеется купель.
5 слайд - Название родника «Борисов»
Местонахождение родника луг, ул. Советская
Вид угодий (пашня, луг, лес) луг
Размеры и конфигурация родника (диаметр по урезу воды, глубина воды):
глубина воды 4,5 м.
диаметр 1,5 м.
Характеристика пород, почв, грунтов (скальные, песок) подзона обычного чернозема
Качество воды пригодна для питья
Характеристика истечения (напорный донный ключ, выход из стенок, безнапорное донное подпитывание) выход из стенок
Состояние обустройства родника (каменная кладка, деревянный сруб, труба, естественный дерн) деревянный сруб с трубой
Куда втекает родник (в овраг, речку, озеро) в речку Гнилушу.
Расстояние до ближайшего водоема (пруд, река, озеро) 1 км. до р. Гнилуша.
6-7 слайд -
Краткая история, легенда, связанная с родником
История Борисова колодца – это целая легенда, корни которой уходят в эпоху Кутузова и Бонапарта.
Старейшая жительница здешних мест Дарья Михайловна Боева, разменявшая девяносто шестой год, слышала эту быль от своей бабушки. В лощине, что выходит в Угольную балку (неподалеку от Чеканова моста), с недавних пор били сильные ключи. Борис Золотухин смастерил на ключах сруб и посадил его в пучину родниковую на четырехметровую глубину. Не мелел тот колодец в любую сушь, а вода в нем – льда холоднее.
Было у Бориса три сына: Павел, Алексей и Борис. В Гнилуше (с. Лозовое) остался только Павел. Он прожил свой век и умер в 1941 году в глубокой старости. Род его продолжили сыновья Иван и Федор, потом их дети, внуки, правнуки. Все они по фамилии Золотухины, а по уличному несут родословную печать прапрадеда – Борисовы.
В пятидесятом году жена Ивана Павловича спустилась за огородом в лощину и обнаружила колодец заиленным. Прокопала на два штыка, до воды не дошла. Позвала людей. Углубились до воды. Очистили. Окультурили. Так обрел Борисов колодец вторую жизнь. Со всей округи идут и едут сюда за водой. Чистая, что слеза, и зубы холодом ломит. Там чистая природная водица, которая нынче в острейшем дефиците. Любые очищенные фильтрами воды не годятся в сравнение с родниковой.
А весной 2008 года на славу поработали здесь энтузиасты: коренные жители и выходцы из этих мест. Михаил Егорович и Владимир Егорович Цыбины, Василий Иванович Вожов, Владимир Викторович Цыбин, Иван Егорович Пахомов, Николай Иванович Денисов. Проторили они к колодцу просеку через заросли и бобровые плотины, выкачали до дна воду из сруба, очистили его от ила, поставили на старый сруб (тот самый, вербовый, который сработал топором и руками мастеровыми предок Борис почти два века тому назад) бетонное кольцо. Окультурили колодец обработанной доской, покрытой лаком, вывершили такой же декоративный навес. Трубу в бок вывели из колодца, вокруг нее вымостили камнем. Чуть поодаль колодца сделали беседку для отдыха, а большая и поменьше колоды под ней – в качестве стола и стульев. В июне 2008 года состоялось торжественное открытие и освещение родника настоятелем Свято-Митрофановского храма иереем Сергием.
Замечательный уголок сотворили Лозовские мужики, а природа здесь такая, как описывают в русских сказках.. Одним прекрасным местечком в краях наших стало больше, а рукам, его сотворившим, всеобщая людская хвала.
4). Учитель: Связь людей и родников очевидна. Жив родник – живо село. Но порой приходится наблюдать, как умирает источник, когда уходит в мир иной человек, который заботился о нем, приводил в порядок и благоустраивал прилегающую территорию.
-
А вы знаете, что вода бывает “мертвой”?
-
В каждом ли роднике находится полезная вода? Родники — это источники полезной чистой воды. Так думает большинство людей, и, к сожалению, они ошибаются. Родников с водой, обладающей целебными свойствами, на самом деле очень мало. В большом проценте источников жидкость не только не имеет полезных веществ в составе, но и вполне сама может навредить человеку, вызвав у него ряд серьёзных заболеваний. Причины тому следующие: водный слой, из которого рождаются родники, находится в непосредственной близости к поверхности земли, а, значит, в него могут проникнуть вредные вещества снаружи. Особенно опасно пить воду из источника, находящегося близ свалок или заводов.
При пользовании родниками следует помнить, что, чем толще фильтрующий слой земли, тем чище в нем вода. Необходимо также учитывать заселенность и хозяйственное использование территории над родником и рядом с ним. Эффективное хозяйственное использование территории над родником и наличие построек без канализационного слива способствуют загрязнению грунтовых вод. Грязная вода подводных рек плохо очищается, прежде чем выйти на поверхность. Ее используют в качестве питьевой. В результате увеличиваются случаи заболевания людей, потому что они пили неочищенную воду. Регулярное употребление загрязненной воды способствует появлению некоторых инфекционных и хронических заболеваний. Иногда некоторые люди могут и не знать, что причина проблем со здоровьем – это грязная вода.
5). Конкурсы:
Учитель: Как больно видеть умирающие родники. Поэтому очень приятно, когда и наши дети не остаются равнодушными к судьбе водных источников, очищая их от грязи и ила, укрепляя русло.
Ребята: (пишут, рисуют, в это время звучат звуки родника):
Запрещающие знаки (примерные):
-
“въезд автотранспорта запрещен”;
-
“мойка машин запрещена”;
-
“свалка мусора запрещена”;
-
“выпас коров запрещен”;
-
“разведение огня запрещено”.
Учитель: Вот сколько запрещающих знаков, но что поделаешь. Речную и родниковую воду людям пить. Вот и приходиться ее охранять. А ваши знаки мы разместим возле водоемов.
-
Учитель: Предлагаю провести аукцион «Какая бывает родниковая вода» Кто последний придумает и назовет прилагательное, характеризующее родниковую воду, тот и выиграл.
-
Учитель: « Отгадай загадки»
Загадки про родник
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Ответ: Родник
Он бьет фонтаном из земли.
Впадает в русло он реки.
Из недр земных он к нам проник.
И все зовут его ...
Ответ: Родник
Кто напоит нас с тобой
Чистой ключевой водой?
Он из-под земли возник.
Весело журчит...
Ответ: Родник
Под землю ходит,
На небо смотрит.
Ответ: Родник
Там, где корни вьются,
На лесной тропе,
Маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдет — нагнется
И опять в дорогу
Силы наберется.
Ответ: Родник
-
Заключительная часть.
Учитель: В заключении нашего мероприятия я предлагаю вам послушать легенду.
Ученик: легенда «Голубое ожерелье»
Жили-были Земля-матушка да Океан-батюшка, и была у них дочка Росиночка, красоты необыкновенной. Голос имела звонкий, переливчатый. Как начинала петь Росинка, так все живое замолкало. Лес и тот шуметь переставал. Озорной была дочка: то подснежники зимой появятся, то летом град пройдет, то осенью яблони зацветут — ее рук дело. Носила она сапфировое ожерелье — матушка с батюшкой подарили. Голубым светом даже в темную ночь полыхало. Вот однажды, проказничала Росинка, как обычно, на лугу. Со шмелями, да с бабочками в прятки играла. Шла мимо старая бабушка, да и говорит девушке: «Взрослая уже стала, а все забавляешься, как маленькая. Пора людям добро приносить, Матушке-Земле помогать». Стыдно стало Росиночке, призадумалась она, чем бы отцу с матерью помочь, чтобы не стыдно людям в глаза было посмотреть? Думала-думала, да придумала, но и тут не удержалась от озорства. Поднялась она на самую большую гору, сняла любимое ожерелье, все до камешка собрала в ладони, зажмурилась, да и разбросала голубым дождем по родной земле. Где камушки из ожерелья упали, там забил родник.
Ученик (на фоне видео «Ручеёк. Родник, звуки природы»):
1)Пусть на земле не умирают родники,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода
2) Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
Учитель: Пусть раскинутся снова по всем российским поселениям светлые родники и колодцы, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь российской деревни.
Литература:
-
http://songspro.ru/17/Sergey-Belikov/tekst-pesni-Jivi-Rodnik
-
http://fb.ru/article/246488/rodniki-chto-takoe-rodnik-poleznyie-svoystva-rodnikovoy-vodyi
-
Стихи Ю.П. Анненкова “Души прекрасные порывы” г. Аткарск. 2005 г.
-
https://www.youtube.com/watch?v=ql_9vjZmdPA
-
https://www.youtube.com/watch?v=g21cuUPF2vk&list=RDg21cuUPF2vk&t=3