СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Животные в боевом строю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для 5 - 7 классов, направленное на патриотическое воспитание. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Животные в боевом строю"»

Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - 7 классов

Тема: « Животные в боевом строю».

Учитель родного языка МБОУ «ШИООО д. Харампур» - Айваседо Юлия Александровна.

Форма: беседа с презентацией.

Цель: знакомство школьников с историческими событиями, связанными с участием животных в Великой Отечественной войне.

Задачи: - образовательная: Способствовать осознанию цены вклада героических животных в дело победы над фашизмом; расширять кругозор школьников;

Развивающая: развивать умение слушать окружающих;

Воспитательная: - воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и свой народ

Ход мероприятия:

I.Организационный момент. Слайд 1

Приветствие. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами и надеюсь, что сегодняшнее мероприятие вам понравится и пройдет с пользой.


II. Формулирование темы мероприятия.

Слайд 2. «Родина мать зовет!»)

- Ребята, посмотрите внимательно на этот плакат… Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о войне, ВОВ)

- Почему вы так думаете? (потому, что изображен плакат времен ВОВ «Родина – мать зовет».

- Да, ребята, «Родина-мать зовёт!» —это знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны.

- А что можете сказать об этом плакате? Когда и кем он создан?

- Верно, этот плакат создан советским художником Ираклием Моисеевичем Тоидзе в конце июня 1941 года. Слайд 3.

- К чему призывает женщина, изображённая на этом плакате?

- Бороться против фашистов, встать на защиту Родины.

- Ребята, а что вы знаете о войне? Когда началась Великая Отечественная война?

(22 июня 1941 г. было раннее утро, все еще спали, враг вероломно напал на нашу страну, самолеты врага стали бомбить города)

-Почему эта война называется Великой Отечественной?

( Великой потому, что она длилась долгих 4 года, охватила огромную территорию нашей страны, десятки миллионов людей участвовали в войне, много сил, приложили советские люди, чтобы победить. Отечественной- люди защищали свою Родину, свое Отечество, отчий дом, все встали на защиту своей страны от мала до велика).

- А когда закончилась война? (9 мая 1945г)

Слайд 4. (Фон - песня «Дед Победы»)

- Правильно, ребята. Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. Прошло почти 75 лет, как закончилась война.

Слайд 5. (Фон песня «День Победы»)

2020 год в России признан Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Этой великой дате посвящено наше сегодняшнее мероприятие.


III. Беседа.

- На протяжении десятилетий День Победы оставался самым главным праздником страны. Никакие другие праздники не могут сравниться с ним. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник.

- Ребята, а в вашей семье отмечают этот праздник?

- А есть ли в вашем классе те, чью семью коснулась ВОВ?

Слайд 6.

- Да, война коснулась каждого. В России нет ни одной семьи, которую ВОВ обошла стороной. Война объединила все национальности, проживающие в Советском союзе. Против фашизма воевали и русские,и украинцы, и белоруссы, и татары.

- Ребята, как вы думаете, а коренные малочисленные народы Севера участвовали в войне? Кто такие КНС?

Слайд 7.

- Молодцы. (КМНС – это ненцы, селькупы, ханты, манси). Так как думаете, участвовали народы Севера на войне?

- А кого из Коренных малочисленных народов севера, участников ВОВ вы можете назвать? (Ответы детей)

- Ребята, а я назову участников ВОВ, представителей КМНС, которыми гордится наша деревня Харампур, в которой я живу.

Слайд 8

- Посмотрите на эту фотографию.

- Это Пяк Шотли- участник ВОВ, ненец из Харампурской тундры, труженик тыла.

Слайд 9.

- В его честь названа одна из улиц в деревне Харампур.

Слайд 10.

- Также в харампуре есть улица Агичева Семена Андреевича, участника ВОВ. Агичев С. Селькуп. Родилсяв 1923 г, был призван на войну 26.06.43г, рядовой, погиб в 1944г.

Слайд 11

- Еще одна улица носит имя участника ВОВ Айваседо Энтак.

- Айваседо энтак ненец. Служил в армии с 16.06.43 по сентябрь 1944г., рядовой, был ранен. Умер в 04.01.1983г., похоронен в д. Харампур.

- Ребята, вы наверное заметили, что я вам не показала фотографии Агичева С. и Айваседо Э.

Их фотографии, к сожалению, нигде не сохранились. Все дело в том, у ненцев раньше не принято было хранить фотографии умерших, фотографии, медали, ордена, одежду и даже посуду хоронили вместе с умершими. И поэтому я показала только улицы с их именами.


Слайд 12

- Наша деревня гордится своими героями, воевавшими и трудившимися в тылу.


КНИГА

- Ребята, я держу в руках книгу, которая называется «Книга памяти Пуровского района». В этой книге найдёте имена тех Пуровчан, кто воевал в ВОВ. Я думаю, что эта книга есть в библиотеках вашего города. Прочитайте её. 

- А какое традиционное занятие у народов севера – ненцев, ханты, селькупов? (Оленеводство)

Слайд 13.

- Правильно. Коренные народы севера всю жизнь занимались, кроме охоты и рыбалки, оленеводством. Олень для ненца – это и пища, и одежда, и жилище. Олень для ненца – первый помощник в тундре.

- Как вы думаете, а помогал ли олень человеку во время войны? (да, нет, не знаю, наверно).

- Ребята, ответ на этот вопрос вы найдёте, если посмотрите фильм.


Просмотр видеофрагмента. Слайд 14

Беседа.

- Итак, ребята, вы посмотрели видеофрагмент, снятый в военные годы. Конечно, была снята не война, а только боевые учения.

- но тем не менее, теперь вы уже точно можете ответить на мой вопрос, помогал ли олень человеку во время войны.


Тема. Слайд 15.

- Прочитайте тему мероприятия. Животные в боевом строю.

- Сегодня я хочу рассказать вам, как северный олень помогал на войне человеку, как ненец и олень вместе уходили на фронт…

- Ребята, а знаете ли вы, где проживают ненцы?

- Молодцы, ребята. Ненцы поживают в основном в 4 регионах (показываю) в Таймырском (или Долгано – Ненецком) автономном округе, ЯНАО, ХМАО и НАО Архангельской области .

- Так вот, ребята, НАО как раз находится близь к Кольскому полуострову, где проходила линия фронта. (Показ на карте) Слайд 16.

Смотрим фильм.



Просмотр видеофрагмента. Слайд 17.

- Итак, каковой была главная задача нападения фашистов на Кольский полуостров?

Слайд 18

- Да, правильно. Фашисты хотели отрезать Кольский полуостров от материка и лишить Северный флот военно – морских баз.

Беседа.

Слайд 18 - 22 ноября военный коммисариат ненецкого окружного военкомата получил приказ, согласно которому мобилизации подлежали люди, олени, и даже собаки. И было принято решение: не позднее 1 января 42 года призвать на фронт из Ненецкого округа 600 каюров, 6000 голов оленей и 1200 нарт.

- В приказе указывалось: «Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви (т.е. в своей нац. одежде – малице и кисах), обеспечить необходимым продовольствием» Но колхозных оленей было мало, 80 % оленей принадлежало оленеводам - частникам, которые находились в разных уголках тундры Ненецкого автономного округа. Но ненцы не только не пожалели отдавать своих оленей, но и сами уходили на фронт.

- И вот, начиная с ноября, ненцы со всей тундры Ненецкого Округа двинулись на своих оленях с груженными нартами до г. Архангельска. Идти было тяжело. Была Зима. Стояли крепкие морозы, дул пронизывающий ветер. В НАО стояла Полярная ночь.

- Ребята, а что такое Полярная ночь? Это время, когда темно днем и ночью. Ведь ноябрь ненцы называют Месяцем малой темноты, декабрь – Месяц большой темноты. Ноябрь и декабрь – самое суровое, темное время в тундре. Выбиваясь из последних сил, люди и олени шли на фронт, голодные и замерзшие. Буквально все приходилось везти с собой – чумы, печки, продуты, одежду. В условиях бездорожья, по темноте, эшелонам удавалось пройти всего по 10 – 15 км. в день.

Слайд 19. - Олени и люди щли до пункта назначения очень долго, почти 3 месяца.. Последний, пятый эшелон дошёл до Архангельска только к началу февраля. В пути 222 ездовых оленя пали от истощения, еще около 700 оленей были бракованы из за болезней и истощения. (Бракованым – пришли в негодность из за болезней и истощения).

- В Архангельске людям и оленям дали отдохнуть всего около недели. Ненцы в то время были неграмотные, не знали русский язык, и за эти 7 дней отдыха им нужно было хотя бы немного выучить язык, научиться военному делу, обращаться с оружием.

Слайд 20.- Вот они отдохнули недельку и Далее, в феврале 42г. , по железной дороге, в товарных вагонах они направилась из Архангельска в Мурманск.

- В Мурманск оленная армия прибыла в марте. Там их распределили. Самую большую часть отправили на Карельский фронт, которая находилась на Кольском полуострове, а другую, меньшую часть оленей распределили в другие армии Северного фронта.

Слайд 21. - Так на Кольском полуострове появились оленно – транспортные и оленно – лыжные батальоны.

Карточки

- У вас на столах карточки, давайте прочитаем характеристику Северного оленя и узнаем, почему решили использовать Северного оленя на войне, какие его качества привлекали? (Дети читают)


Северный олень.

Северный олень – прекрасное, могучее животное. Совершенно неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в тайге он всегда найдет себе пропитание — серебристый ягель. Кормом для него также служат трава, листья, которых много под ногами и даже грибы. Олень никогда не нарушит тишины — даже раненый, он не издает ни звука. И, что немаловажно, ни одно крупное упряжное животное не сможет пробежать по снежной целине десятки километров за сутки. А олень очень вынослив. Форсированным маршем олени способны преодолеть до 80 км в сутки.







Беседа.

- Так какие качества Северного оленя были важны на войне? ( Важными были такие качества- выносливость, быстрота. Олени не прихотливы в еде и сами добывают себе пищу. Олень никогда не издаст звука, даже раненный – значит, с ним смело можно было идти в разведку).

- А как вы думаете, для чего использовались олени на войне? Какова была главная задача оленных батальонов? (оленей использовали как транспорт. Вывозили на оленьих упряжках боеприпасы, раненные самолеты, эвакуировали раненных солдат.)

- Ребята, вы наверное знаете, что олени очень хорошо ходят по бездорожью, по сугробам. Так вот, Кольский полуостров ведь находится на Севере, за Полярным Кругом. Там везде тундра. И передвижение любого транспорта было невозможным из-за отсутствия дорог и глубокого снега. Лошади тоже не могли пройти по бездорожью, они вязли в снегу. К тому же, лошадей не хватало. И вот олени были призваны на помощь лошадям.

Слайд 22

- Задачей оленно – транспортных и оленно – лыжных батальонов было доставлять на передовую грузы - продовольствие, оружие и снаряды, ходить в разведку, искать пропавшую в тундре технику, эвакуирировать раненых. Оленей часто использовали для вывоза подбитых самолетов и их экипажей и для поддержки связи с пограничниками.

- Узнав о создании оленьих батальонов, Гитлеровское командование поставило особые задачи авиационным частям по уничтожению оленьих стад, посылало специальные отряды диверсантов для истребления транспортов. Но, несмотря на все их усилия, оленно – лыжные и оленно транспортные батальоны продолжали работать.

Слайд 23. За годы войны В Заполярье оленеводы спасли жизни многим солдатам - вывезли с линии фронта более 10тыс. раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тыс. военнослужащих, перевезли 17тыс.тоннбоеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.

- Было даже такое, что бойцы на оленьих упряжках перевозили реактивный миномет, знаменитую «Катюшу» для уничтожения вражеского опорного пункта.

Слайд 24.

Оленная армия просуществовала до октября 1944 года, затем она была расформирована. Но одна из оленно - лыжных бригад, еще до расформирования армии, пошла на Польшу и дошла до Праги. И лишь после окончания войны, в 1947 году вернулась домой.


Памятник.

- Ребята, много оленей пало в той войне на полях сражения. Олень делил с человеком все опасности боя, проявляя мужество и героизм. Героям ставят памятники. Есть памятник и северному Оленю.

Слайд 25.

- В том месте, где шли ожесточенные бои, где погибло много людей и оленей, установлен обелиск. На одной из граней обелиска выгравирован олень, в благодарность за его неоценимый боевой подвиг.

Слайд 26. В городе Нарьян-Мар НАО в день празднования Защитника Отечества, в 2012 году состоялось открытие памятника, посвященного оленно-транспортным батальонам.

Слайд 27. Еще один памятник оленьим батальонам установлен в Республике Коми, деревне Новикбож.


Итоги мероприятия. Рефлексия.

- Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Я бы хотела спросить у вас, что интересного вы сегодня узнали? Как олени помогли приблизить День Победы? Какой вклад внесли оленно – транспортные и оленно лыжные батальоны, чтобы победить врага?

(Оленей воины использовали как транспорт возили боеприпасы, снаряды, вывозили подбитые самолеты и экипаж, эвакуировали раненных бойцов, искали пропавшую в тундре технику. На оленьей упряжке ходили в разведку)


- и подводя итоги, я бы хотела сказать, что олень – вроде бы такое небольшое, ничем не примечательное животное. Но наш Северный народ издревле почитает это животное, потому что олень в тундре – это всё: - и пища, и одежда, и жилище, и транспорт. Теперь и вы знаете, что Северный олень внёс большой вклад в общую Победу в ВОВ и несомненно, он достоин уважения.


Стихотворение.

Наше мероприятие, посвященное Году Памяти и Славы в честь 75 летия Победы в ВОВ, я хочу закончить стихотворением ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя, которое называется


«Ездовым оленбатальонам»

Поправив ушанки, ременные пряжки,
привычно взяв в руки хорей,
вы вновь поднимали оленьи упряжки, 
спешили на гром батарей.


Вы целыми днями возили снаряды.
Ваш путь –жизни тонкая нить…
И вновь батарейцы вам искренне рады:
- Теперь мы дадим прикурить!


А вам возвращаться…От пушек – до складов,
чуть-чуть отдохнуть -и туда,
где просьба одна лишь:- Снарядов!- Снарядов!
Солдатские будни Большого труда. Бывало и так:


Взрыв взметнётся вдруг близко!
Ударит воздушной волной

прямо в грудь!


Но вновь торопить вам усталых оленей:
груз прежний
и прежний маршрут…

И вам 

от спасённых в войне поколений
спасибо за воинский труд!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!