ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
Путешествие по экологической тропе
Внеклассное общешкольное мероприятие
Воспитатель
Тарасова Л.Е.
Цель: Формирование экологической культуры учащихся.
Задачи
Образовательные:
- знакомство с понятием «экология»;
- расширение знаний учащихся о растениях и животных.
Развивающие:
- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
- привлечение внимания к экологическим проблемам;
- воспитание экологической ответственности;
- привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;
- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.
Оборудование
Проектор, экран, магнитофон. Диск с песнями.
Ход мероприятия
Ведущий. Сегодня мы проводим экологическую игру-путешествие «Мы – друзья природы». Земля - единственная избранница Солнечной системы, на которой существует жизнь.
Но люди зачастую безжалостно используют природу: уничтожают леса, загрязняют воздух почву, отравляют воды рек и морей.
Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны.
И всё-таки люди поняли; если не прекратить так безответственно относиться к природе, всё живое на Земле, в том числе и человек может погибнуть.
Наша игра – это лишь попытка заглянуть в разнообразный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.
Сегодня мы обобщим знания, полученные вами на уроках окружающего мира, на минутках экологии.
1 ученик:
Мы речь ведем о том,
Что вся Земля – наш дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём.
2 ученик:
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря,
На нас надеется Земля.
Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по экологическим станциям, во время которого ещё раз побываем в удивительном мире природы, в гостях у растений, птиц, животных, заглянем в царство грибов.
На станциях вас ждут интересные вопросы, викторины, игры. Прошу вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:
1 станция «На опушке леса».
2 станция «Грибная поляна».
3 станция «Экологическая» .
Ведущий. Путешествовать мы с вами будем с вами на экологическом поезде. Отправляемся в путь. Я вас прошу посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера… (слайды о природе). Ребята, обратите внимание, как удивительна, прекрасна и неповторима природа нашего Тамбовского края.
1 станция «На опушке леса»
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
Викторина «Узнай растение»
Ведущий: Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
Вопросы команде «Бабочки»:
Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник)
Название какого растения говорит, где оно растёт? ( Подорожник)
3. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина)
Вопросы команде «Стрекозы»
1. Какие ягоды мы собираем в лесу? (Землянику, чернику, бруснику)
2. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. ( Крапива)
3. Какое дерево считается символом Росси? (Берёза).
Игра «Кто быстрее»
Каштаны и орехи перемешаны, отделите их друг от друга.
Викторина «Кто я»?
Вопросы команде «Бабочки»:
1. Какую птицу называют « сплетницей»? (Сорока)
2. Какой лесной житель сушит себе грибы на дереве? (Белка).
3. Самое пугливое и кроткое животное леса? (Заяц).
Вопросы команде «Стрекозы»:
1. Животное-символ хитрости и ловкости? (Лиса).
2. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел) .
3. Санитар леса – кто он? (Волк).
Ведущий: Молодцы, ребята!
Игра «Пернатые друзья»
Разберите картинки. Птиц, которые улетают на юг, положите около солнышка, а птиц, которые остаются зимовать - около снежинки. (Выходят по одному члену от команды)
Игра со зрителями «Лесные загадки»
1. Растение видное,
А имя обидное.
(Лопух).
2. Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель, сосна).
3.Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал.
(Желудь).
4. В густом лесу под ёлкой
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой.
(Ёж).
5. Может быть вы не поверите мне.
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут.
Надеты на ветки маслята, опята.
Кто же их на зиму сушит ребята?
(Белка)
6. Я красна, кисла.
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква).
2 станция «Грибная поляна»
Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
«Грибная угадай-ка»
Загадки
1.Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми!
(Сыроежки).
2. Очень дружные ребята
У пенька живут...
(Опята).
3.Где хвоинок многовато,
Поджидают нас...
(Маслята).
4.Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете.
(Подосиновик).
5.У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три!
(Подберёзовик).
6.Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме.
(Боровик, белый).
А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?
Игра «Разгадай кроссворд»
Прочитай, какие грибы собраны в этой корзине?
3 станция «Экологическая»
Ведущий. Природа дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. А как люди относятся к природе?
На одной планете дружно жили дети
Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно с умом берегли наш общий дом
Под названием земля, где живем и ты, и я.
Было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали так, но к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек, ломают деревья. И мы все чаще слышим слово ЭКОЛОГИЯ.
2013 год – год экологической культуры и охраны природы.
Мы видим, что наша планета серьёзно больна. Её природа в опасности. Охрана окружающей среды – задача всего человечества.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
«Экологические ситуации»
I ситуация
Оля была в лесу с родителями, и ей очень понравились весенние ландыши. Их было видимо-невидимо, целая полянка. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?
• (нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветках есть нектар для бабочек и пчел, нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственное растение).
II ситуация
Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
• (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для насекомых).
Экологическая игра « Жалобы от животных»
Животные, птицы и насекомые, посылая свои вопросы, пытаются напомнить нам о себе, просят нас об участии и помощи.
К нам поступили жалобы от животных.
Давайте ознакомимся с ними и решим, верно ли поступает человек.
Жалоба№1. «Не любят меня люди, потому что днём я сплю, а ночью летаю, прохожих пугаю».
Ведущий. Кто это? (сова). А какая польза от совы?
(Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сова находится под охраной государства.)
Жалоба № 2. « А меня все боятся. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой, но я друг человеку , а не враг. Кто я?».
Ведущий. Кто это ? (летучая мышь).
А какая польза от комаров?
(Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами - птицы. Стрекозы охотятся на взрослых комаров, а личинки стрекоз – на личинок комаров).
Ведущий. Нужно любить и беречь всех животных и зря не обижать их.
Правила
Сейчас ребята познакомят нас с правилами друзей природы. (Называют правила по очереди).
Нельзя рвать цветы в лесу.
Нельзя топтать в лесу грибы.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Нельзя детям разводить костры.
Нельзя оставлять мусор в лесу.
А какую конкретную помощь мы можем оказать природе?
Давайте вспомним, как зимой мы с вами помогали природе?
Игра со зрителями «Если я приду в лесок»
Ведущий: Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Дети: Нет!
Ведущий: Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку?
Дети: Нет!
Ведущий: Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Дети: Да!
Ведущий: Если ветку подвяжу
Колышек поставлю?
Дети: Да!
Ведущий: Если разведу костёр,
А тушить не буду?
Дети: Нет!
Ведущий: Если сильно насорю,
А убрать забуду?
Дети: Нет!
Ведущий: Если мусор уберу,
Банку закопаю?
Дети: Да!
Ведущий: Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
Дети: Да!
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
СПАСИБО за внимание!
Список использованной литературы:
1. Хорошилов А., Семенкова В. Неделя экологии // «ОБЖ», сентябрь 2001.
2. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.
3. Максиняева М. Использование на занятиях фольклорного материала // «ОБЖ», №7, 2001.
4. 50 сценариев классных часов / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
5