СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие" Мордовские песни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие" Мордовские песни"»

Внеклассное занятие: «Мордовские песни»

Задачи и цели.

Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.

Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.

Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.



Ход занятия:

I. Организационный момент.

Встреча детей:

- Добрый день, ребята

Педагог. Ребята, обратите внимание на экран, прочитаем высказывание «Композитор – имя ему народ» ……….(используем интерактивную доску)

- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)

- Каких композиторов вы знаете?

- В нашем высказывании композитор – это народ.

- Как это понимать?

- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.

Педагог.

- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!

- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?

- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.

Педагог. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)

В продолжение фрагмента: ….

Педагог: В песнях мордовских тоже свои кружева и узоры - музыкальные. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.

Педагог. Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

А теперь давайте, все вместе произнесем тему нашего занятия: «Мордовские песни».

II. Актуализация знаний воспитанников.

Педагог: Мордовия – наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

Мы должны гордиться своей Родиной, любить её, знать её историю и культуру.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Конечно, мы познакомимся с мордовской народной песней.

- А ещё у вас на партах лежат веточки. Веточки необыкновенные, потому что они расцветают только тогда, когда звучит музыка. А для этого нам нужно просто вслушаться в музыку, проникнуться ею. Запомните, музыка поможет веточкам расцветать!

III. Основная часть.

Работа по теме занятия.

В старину мокшане и эрзяне любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Они сопровождали человека всю его жизнь.

Педагог: Так же как и у других народов, эти разнообразные народные песни мордвы разделяются на жанры.

- Ребята, а какие жанры народной песни вообще вам известны?

- А теперь давайте выясним и постараемся запомнить с вами, на какие жанры подразделяются мордовские народные песни!

Итак, жанры мордовской народной песни: (используем интерактивную доску)

(заостряем внимание на обрядовых)

-Календарно-обрядовые песни исполняются в определенное время года?

- Ребята, а вы знаете какие-нибудь обряды, народные праздники?

Вот у мордовского народа их множество. А связаны они, в основном, с земледельческим календарем. Мокша и эрзя народ трудолюбивый, любящий землю-кормилицу, поэтому часто обращался к природным стихиям с молениями, просьбами о хорошей погоде.

Сейчас я предлагаю для вашего слушания весеннюю календарно-обрядовую песню «Масторавась лужакадсь». (используем интерактивную доску)

- Что – нибудь есть знакомое для вас в названии этой песни?

- А вы знаете, что означает слово Масторава?

- В этой песне поется о том, что Мать-земля запричитала, заплакала, т.к. сначала бог солнца Чипаз и богиня ветра Вармава обожгли ее и накалили, но потом пошел дождь полил, намочил её и она благодарна.

- Ребята будьте внимательными слушателями. Обратите внимание на особенности её мелодии.



(Слушание песни «Масторавась лужакадсь» в исп. Ансамбля «Торама»)

Педагог: Ребята, похожа на русскую народную? Почему.

Какие особенности в русской музыке?

Воспитанники:(Напевность, протяжность, распевность, ровный ритм.)

Педагог: А какие особенности этой мордовской песни вы можете выделить?

- А давайте попробуем нарисовать мелодию. Сначала русскую, потом мордовскую.

(дети рисуют воздушную линию, либо на интерактивной доске)

(Ритм – четкий, острый, упругий. Звучит песня напряженно и громко)

Педагог: И это отличительные особенности мордовской музыки.

- Вы обратили внимание в один голос исполняли произведение?

Педагог: Да, песня многоголосная.

Многоголосие также является характерной особенностью мордовской песни.

- Вот видите ребята, нам удалось выявить особенности мордовской народной музыки.

Итак, повторим и постараемся запомнить эти особенности.

(используем интерактивную доску)

Педагог: Эта песня серьезная, сложная и, ее обычно исполняют взрослые.

- Ребята, а как вы думаете, дети могли участвовать в обрядах?

- Конечно, участвовали и исполняли свои детские песенки. Мелодия у них была простая, незамысловатая.

Педагог: Сейчас, ребята, я вам предлагаю познакомиться с мордовской песенкой-закличкой «Валт, пиземне!»

Карточки с текстом данного музыкального произведения у вас на партах. Позже вы их сможете приклеить себе в рабочую тетрадь. Ну, а пока разбираем текст песни. (читаем – переводим - проговариваем).

Педагог: Ребята, как вы думаете, кого закликают дети?

- В песне мы слышим не только просьбу, но и обещания. Дети обещают дождику подарки (петушка с красивым голосочком, очень сладкий пирог).



- В старину, когда люди обращались с молениями к природным стихиям, например, к дождю, они поднимали руки к небесам и очень громко начинали закликать, в надежде, что дождик обязательно прольется на землю. (используем интерактивную доску)



- Ребята, давайте представим на мгновенье, что мы с вами сочинители этой песни, мы – композиторы. Какую бы вы сочинили мелодию к этим замечательным словам, не забывая и особенности МНП – упругий, четкий ритм, громкое исполнение. Давайте попытаемся сочинить.(ответы детей)

- Ребята, чья мелодия кажется вам более удачной? Почему? (ответы детей)



П: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны .

В: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.

П: Какие народные инструменты вы знаете?



П: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.

(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)

- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?



П: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.

- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.

Исполнители готовы?

В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).



П. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!

- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.

- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.

П: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?

- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.



В. Ну, вот и завершается наш урок. (используем интерактивную доску)



В: На протяжении всего урока все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!

В: Ребята, на ваших партах лежат медальки «Я-композитор», «Я-исполнитель», «Я-слушатель». Я предлагаю вам сейчас выбрать ту медальку, которая на ваш взгляд, больше соответствовала вашей музыкальной деятельности на уроке. Выбираете для себя медаль, достойную вас.

- Так, кто же у нас больше Слушатель? Композитор? Исполнитель?



Педагог. Я, надеюсь, что вам на уроке понравилось, и вы продолжите знакомство с мордовской музыкой!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!