Внеклассное занятие: «Мордовские песни»
Задачи и цели.
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, ребята
Педагог. Ребята, обратите внимание на экран, прочитаем высказывание «Композитор – имя ему народ» ……….(используем интерактивную доску)
- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)
- Каких композиторов вы знаете?
- В нашем высказывании композитор – это народ.
- Как это понимать?
- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
Педагог.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!
- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?
- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.
Педагог. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)
В продолжение фрагмента: ….
Педагог: В песнях мордовских тоже свои кружева и узоры - музыкальные. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.
Педагог. Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
А теперь давайте, все вместе произнесем тему нашего занятия: «Мордовские песни».
II. Актуализация знаний воспитанников.
Педагог: Мордовия – наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Мы должны гордиться своей Родиной, любить её, знать её историю и культуру.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Конечно, мы познакомимся с мордовской народной песней.
- А ещё у вас на партах лежат веточки. Веточки необыкновенные, потому что они расцветают только тогда, когда звучит музыка. А для этого нам нужно просто вслушаться в музыку, проникнуться ею. Запомните, музыка поможет веточкам расцветать!
III. Основная часть.
Работа по теме занятия.
В старину мокшане и эрзяне любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Они сопровождали человека всю его жизнь.
Педагог: Так же как и у других народов, эти разнообразные народные песни мордвы разделяются на жанры.
- Ребята, а какие жанры народной песни вообще вам известны?
- А теперь давайте выясним и постараемся запомнить с вами, на какие жанры подразделяются мордовские народные песни!
Итак, жанры мордовской народной песни: (используем интерактивную доску)
(заостряем внимание на обрядовых)
-Календарно-обрядовые песни исполняются в определенное время года?
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь обряды, народные праздники?
Вот у мордовского народа их множество. А связаны они, в основном, с земледельческим календарем. Мокша и эрзя народ трудолюбивый, любящий землю-кормилицу, поэтому часто обращался к природным стихиям с молениями, просьбами о хорошей погоде.
Сейчас я предлагаю для вашего слушания весеннюю календарно-обрядовую песню «Масторавась лужакадсь». (используем интерактивную доску)
- Что – нибудь есть знакомое для вас в названии этой песни?
- А вы знаете, что означает слово Масторава?
- В этой песне поется о том, что Мать-земля запричитала, заплакала, т.к. сначала бог солнца Чипаз и богиня ветра Вармава обожгли ее и накалили, но потом пошел дождь полил, намочил её и она благодарна.
- Ребята будьте внимательными слушателями. Обратите внимание на особенности её мелодии.
(Слушание песни «Масторавась лужакадсь» в исп. Ансамбля «Торама»)
Педагог: Ребята, похожа на русскую народную? Почему.
Какие особенности в русской музыке?
Воспитанники:(Напевность, протяжность, распевность, ровный ритм.)
Педагог: А какие особенности этой мордовской песни вы можете выделить?
- А давайте попробуем нарисовать мелодию. Сначала русскую, потом мордовскую.
(дети рисуют воздушную линию, либо на интерактивной доске)
(Ритм – четкий, острый, упругий. Звучит песня напряженно и громко)
Педагог: И это отличительные особенности мордовской музыки.
- Вы обратили внимание в один голос исполняли произведение?
Педагог: Да, песня многоголосная.
Многоголосие также является характерной особенностью мордовской песни.
- Вот видите ребята, нам удалось выявить особенности мордовской народной музыки.
Итак, повторим и постараемся запомнить эти особенности.
(используем интерактивную доску)
Педагог: Эта песня серьезная, сложная и, ее обычно исполняют взрослые.
- Ребята, а как вы думаете, дети могли участвовать в обрядах?
- Конечно, участвовали и исполняли свои детские песенки. Мелодия у них была простая, незамысловатая.
Педагог: Сейчас, ребята, я вам предлагаю познакомиться с мордовской песенкой-закличкой «Валт, пиземне!»
Карточки с текстом данного музыкального произведения у вас на партах. Позже вы их сможете приклеить себе в рабочую тетрадь. Ну, а пока разбираем текст песни. (читаем – переводим - проговариваем).
Педагог: Ребята, как вы думаете, кого закликают дети?
- В песне мы слышим не только просьбу, но и обещания. Дети обещают дождику подарки (петушка с красивым голосочком, очень сладкий пирог).
- В старину, когда люди обращались с молениями к природным стихиям, например, к дождю, они поднимали руки к небесам и очень громко начинали закликать, в надежде, что дождик обязательно прольется на землю. (используем интерактивную доску)
- Ребята, давайте представим на мгновенье, что мы с вами сочинители этой песни, мы – композиторы. Какую бы вы сочинили мелодию к этим замечательным словам, не забывая и особенности МНП – упругий, четкий ритм, громкое исполнение. Давайте попытаемся сочинить.(ответы детей)
- Ребята, чья мелодия кажется вам более удачной? Почему? (ответы детей)
П: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны .
В: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.
П: Какие народные инструменты вы знаете?
П: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?
П: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
П. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.
- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.
П: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?
- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.
В. Ну, вот и завершается наш урок. (используем интерактивную доску)
В: На протяжении всего урока все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!
В: Ребята, на ваших партах лежат медальки «Я-композитор», «Я-исполнитель», «Я-слушатель». Я предлагаю вам сейчас выбрать ту медальку, которая на ваш взгляд, больше соответствовала вашей музыкальной деятельности на уроке. Выбираете для себя медаль, достойную вас.
- Так, кто же у нас больше Слушатель? Композитор? Исполнитель?
Педагог. Я, надеюсь, что вам на уроке понравилось, и вы продолжите знакомство с мордовской музыкой!