Внеклассное занятие : Лады в музыке.
Цель: раскрыть многообразие образного решения данной темы разными видами искусства.
Задачи:
- развитие эстетических эмоций, фантазии, воображения учащегося при восприятии
художественных произведений;
- развитие способности эмоционального отклика на лады в музыке;
- раскрыть понятия «лад», «мажор», «минор»;
- дальнейшее овладение техническими приемами игры на инструменте (non legato,
legato, staccato, пятипальцевые последовательности).
Используемый материал:
- карточки различных цветов (желтый, синий, красный, белый, зеленый, черный)
- репродукции картин ходожников:
- стихотворение «Шутка», сказка «Два брата» из сборника Е.А.Королевой «Азбука
музыки в сказках, стихах и картинках»
Музыкальный материал:
- «Заинька». Русская народная песня
- «Маленький краковяк». Польский народный танец
- «Игра света и тени» Л.Добжай
- «Полька» А.Лепин
- «Осенняя песнь. Октябрь» П.Чайковский
- два музыкальных примера из сборника Е.А.Королевой «Азбука музыки в сказках,
стихах и картинках».
Ход занятия :
1) Проверка домашнего задания.
а) «Заинька». Русская народная песня.
Задача ученика – показать характер в пьесе.
б) «Маленький краковяк». Польский народный танец.
Задача ученика – показать разные образы в пьесе.
2) Повторение темы «Тон и полутон».
Знание этой темы понадобится при объяснении строения мажорного и минорного
звукоряда.
3) Объяснение понятия «лады».
Для лучшего усвоения воспитанником этой темы, педагог прочитает сказку «Два бра-та».
4) Выполнение заданий:
а) педагог играет два музыкальных примера. В одном из них ноты находятся в согласии между собой, а в другом все звучит резко.
Задача воспитанника – угадать в каком примере есть лад, а в каком нетб) педаго сыграет музыкальные произведения: «Осенняя песнь. Октябрь» П. Чайковского, «Полька » А.Лепина. (Приложение 3)
Задача воспитанника – отгадать в каком ладу они звучат (в мажорном или минорном).
в) педагог показывает карточки различных цветов (красный, желтый и т.д.), а задача воспитанника – выбрать цвет для мажора и для минора.
г) педагог показывает некоторые картины различных художников, а задача воспитанника соотнести их к мажору и минору и объяснить почему он именно так выбрал.
Задания направлены на то, чтобы ученик лучше освоил и закрепил новый материал, они разбудят в нем творческую фантазию и воображение.
5) Повторение основных приемов игры на инструменте (legato, non legato, staccato).
Прочитать стихотворение «Шутка», задача ученика – сказать все ли в нем верно.
6) Выполнение упражнений:
а) «балерина»
б) «самолет»
Упражнения на правильную осанку.
в) «колобок»
Упражнение проделывается для того, чтобы кисть ученика стала гибкой, свобод-ной.
г) «колечко»
Это упражнение позволяет ученику увидеть какую форму должен иметь палец при
нажатии клавиши.
д) «путешествие по волнам»
Это упражнение поможет ученику при освоении приема игры legato, т.к. в нем по-
степенно играется legato всеми пальцами (начиная с 2-3 и заканчивая 1-2-3-4-5)
7) Разучивание пьесы «Игра света и тени» Л.Добжая.
Эта пьеса дается ученику для закрепления нового материала. При разборе нужно
обратить внимание ученика на то, что в пьесе поочередно используется мажор и
минор.
Ход работы над пьесой:
а) исполнение пьесы педагогом
б) спросить какие лады используются
в) разбор нотного текста ( начиная с размера, какие использованы длительности,
какие встречаются знаки альтерации)
г) игра пьесы учеником.
8) Подведение итога.
Вместе с учеником еще раз дать объяснение понятиям «лад», «мажор», «минор».
Попросить ученика подобрать песню про мажорный звукоряд и песню про ми-
Норный звукоряд от любой ноты.
Приложение Два брата
Сказка
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин-дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами поболтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-дон их звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукландию из далекой страны Ладии два брата-Лада. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного Минор. Можор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-дон, - говорят. –
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звукам король, -
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
- Давай, - говорят, - Дин-дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчи-и-тайсь!» Звуки быстренько рассчитались:
- ТОН, ТОН, ПОЛУТОН,
ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН.
- Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели:
Кончили Звуки петь. Шагнул вперед Минор, скомандовал: «На тон, полутон рассчи-и-тайсь!» Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались:
ТОН, ТОН, ПОЛУТОН,
ТОН, ТОН.
- Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели:
С тех пор наступил порядок в Звукландии.
Дин-дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселится – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни зазвучали складно.