СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие"Оркестр русских народных инструментов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие"Оркестр русских народных инструментов"»

Внеклассное занятие

«Оркестр русских народных инструментов»

Цель занятия: Раскрыть особенности многообразия русских народных инструментов. Обобщить знания о русских народных инструментах, показать отличие народных инструментов от инструментов симфонического оркестра.

Задачи:

Образовательные:

увлечь учащихся русскими народными инструментами и историей их возникновения;

выявить какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов, показать отличие народных инструментов от инструментов симфонического оркестра, вызывать музыкально - эстетический отклик на произведения народного жанра.

умение передать настроение музыки в игре на элементарных детских музыкальных инструментов, имитации игры на народных инструментах.

Развивающие:

развитие музыкального слуха и ритма;

формирование эстетического вкуса;

развитие эмоциональной сферы;

развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

воспитание патриотических чувств и любви к русской народной музыке;

формирование бережного отношения к музыкальным инструментам;

привитие интереса к русской истории.

Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.

Оборудование: иллюстрации с изображением народных музыкальных инструментов, картина дерева с музыкальными инструментами, карточки с загадками и карточки для записи названий инструментов, аудиозаписи народных песен, элементарные детские музыкальные инструменты.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

Рада я снова увидеть всех вас! Рада увидеть знакомые лица… Музыка снова звучит в этот час – Доброе в памяти пусть сохранится.

2.Беседа

- Кто сочиняет для нас музыку? А народ, какую музыку сочиняет? Давайте вспомним, какие народные песни вы уже исполняли? (ответы )

- О чём нам могут рассказать народные песни? (ответы )

Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен, и мы должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.

Музыка – волшебная страна

Пусть тебе откроется она!

Обо всём, что слышишь ты вокруг.

Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ. Основная часть

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на прекрасном корабле на один волшебный остров. Сели все поудобнее, мы отправляемся в путь. (звучит классическая музыка ). А вот вдалеке уже виднеется остров. Интересно, кто же живёт на нем? Давайте сойдем с корабля и посмотрим. Ребята, а на острове никого нет кроме нас.

Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Плоды, какие - то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу? (ответы детей).

2. Работа с загадками

Точно! Это же музыкальные инструменты! Посмотрите, а они заколдованные. На каждом из них висит как ярлычок загадка. Попробуйте угадать, о каком инструменте я буду вам говорить?

Загадки

1. В руки ты её возьмёшь;

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. (Гармонь, баян)

2. Ой, звенит она, звенит!

Всех игрою веселит

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны. (Балалайка)

3. Очень весело поёт,

Если дунете в неё,

Вы все в неё играете

И сразу отгадаете. (Дудочка, рожок, жалейка)

Все эти инструменты входят в состав народного оркестра. Давайте вспомним, что такое оркестр и его виды (Ответы уч-ся: оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах; виды оркестра: струнный, духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов, симфонический).

Сегодня мы с вами говорить будем об оркестре русских народных инструментов. А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? (Ответы уч-ся). Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

В древние времена некоторые инструменты были полезными вещами. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Трещотка – охраняла сады и огороды от не прошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. А колотушка помогала сторожу отпугивать воров. Потом в руках бродячих музыкантов – скоморохов они превратились в музыкальные инструменты. Русское название инструмента «Гармошка» произошло от азиатского инструмента, который назывался шен-шен.

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Про неё складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент.

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью.

Гусли старинный инструмент. На нем играл сказочный персонаж Садко.

В оркестре русских народных инструментов три группы – струнные, духовые и ударные. Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? (Ответы уч-ся)

Струнные инструменты народного оркестра: гусли, балалайка. Самый древний из них гусли. Духовые инструменты: свирель, жалейка, рожок, свистулька. Ударные инструменты: деревянные ложки, рубель, трещотки, бубен. Еще в состав народного оркестра входят баяны – усовершенствованные гармони.

Давайте послушаем в исполнении оркестра русских народных инструментов русскую народную песню «Светит месяц».

4. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Хотели бы вы стать участниками такого оркестра? (Ответы). Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Ах вы, сени».

5. Игра на элементарных детских музыкальных инструментах.

Ребята, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? А каким стало ваше настроение? (Ответы )

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

«То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова? (Ответы ). Значит, народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, спокойную, и хороводную, и шуточную…

Давайте исполним русскую народную песню «Как у наших у ворот» и будем имитировать игру на русских народных инструментах.

6. Исполнение р. н. п. «Как у наших у ворот». Имитация игры на русских народных музыкальных инструментах

Как бы хорошо не было нам на чудо - острове, но все-таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным и по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. Заметили ли вы что-то необычное на дереве с музыкальными инструментами?

Правильно, здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Задание следующее: вы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. Сгруппировать инструменты народного и симфонического оркестра.

III. Заключительная часть

1. Работа с карточками.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

2. Итог занятия

Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего? С каким оркестром вы познакомились сегодня? (Ответы ).

Желающие могут дома нарисовать рисунки, на которых будут изображены понравившиеся русские народные инструменты. Наше занятие окончено.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!