МБОУ Киевская СОШ
Татарского района
Новосибирской области
Методическая разработка
внеурочного занятия по литературе
на тему: «По страницам прочитанной повести» (по повести В. Быкова «Обелиск»)
Работу выполнила:
Козина Олеся Владимировна,
учитель высшей квалификационной
категории МБОУ Киевской СОШ
Татарского района
Новосибирской области;
Тел.8913-733-01-35;
[email protected]
2022 год
Урок-беседа внеклассного чтения по повести В.Быкова «Обелиск» на тему:
«По страницам прочитанной повести»
Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст.
Методическая цель: развитие навыков исследовательской работы с текстом, умения формулировать свою точку зрения и отстаивать её. Образовательная цель: проанализировать повесть В.Быкова «Обелиск», раскрыть образ учителя Мороза, сущность его подвига, вызвав эмоциональное переживание; способствовать формированию у обучающихся патриотических чувств, связанных с осмыслением событий Великой Отечественной войны; воспитание гордости за страну и его героев.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
положительно относиться к учению, анализировать и воспринимать прозаический текст;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формировать эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Познавательные:
способность к смысловому чтению произведения;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
интерпретировать текст;
пользоваться приемами ознакомительного, изучающего и поискового чтения.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения;
Регулятивные:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Предметные:
развивать навыки монологической речи учащихся;
формировать умения и навыки выразительного чтения; выборочного чтения; работы с текстом;
способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, пробуждение чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своего народа;
Ход урока-беседы внеклассного чтения.
Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен
своей профессии - личным примером учил,
как надо жить и воевать.
Маршал Советского Союза
Д. М. Васильевский
Тот учитель хорош,
чьи слова не расходятся с делом.
Катон Старший
Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени.
Н. А. Добролюбов
І. Актуализация.
1. Вступительное слово учителя
Время листает страницы истории, стремительно бегут годы. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет.
9 мая 2022 года в 77 раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и величайшее мужество народа. Невиданная по своим масштабам, по своей напряженности и ожесточенности битва до сих пор глубоко волнует нашу литературу, остается одной из главных ее тем.
Чем дольше время отделяет нас от самой страшной войны в истории человечества, тем больше появляется интерес к малоизвестным страницам этой жестокой войны – к событиям, которые в сводках информбюро значились как бои местного значения, или к событиям, где отражаются «миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб»,- как говорит герой повести В. Быкова «Обелиск». Война – это не только батальные сцены и проявление массового героизма. Война – это и проявление характера человека в экстремальной, негероической ситуации, где человек должен сделать свой выбор. «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолить его душу. А он стоит. А он все выносит». (В.Быков)
«Речь идет не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой». Эти слова о войне принадлежат белорусскому писателю В. Быкову.
Писатель В. Быков докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это отличительное качество его прозы.
2.Определение цели и задач. В преддверии празднования 77-летия Победы над фашизмом, мы поговорим о повести В. Быкова «Обелиск». Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова маршала Советского Союза Д.М. Васильевского: «Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и воевать», а также слова Катона Старшего: «Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом».
Давайте подумаем, какова цель нашего занятия? О чём мы будем говорить с вами?
(Ответы детей: о роли учителя в жизни ученика, о подвиге и героизме во время ВОВ, о памяти)
ІІ.Знакомство с биографией (кратко, подготовленный ученик)
Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.
Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: "Счастье", "Ночью", "Фруза". В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.
За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Тема войны - основная тема в творчестве талантливого белорусского прозаика Василя Быкова. Но первые военные рассказы он создает только в 1956-1957 годах и остается верным военной теме и в последующих своих произведениях. «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая», «Знак беды»… Это далеко не полный перечень его произведений о войне.
Вот как он рассказывает о себе:
«Я был ранен в ногу. Один танк повернул на меня. Я метнул противотанковую гранату, но неудачно, и едва успел подобрать ноги. Танк буквально вдавил в снег полы моей шинели…
Утром село снова атаковали немецкие танки, смяли оборону. Я выполз из хаты на дорогу, где меня подобрала последняя уходившая из села повозка. Один танк остановился против нашей хаты и расстрелял ее. Хата загорелась. Очевидно, все это и наблюдал мой командир батальона. Он, конечно, не знал, что за пятнадцать минут до того мне удалось выползти на улицу. После госпиталя я попал в другую часть». Так будущий писатель оказался в списках погибших.
Учитель:
Герои повестей В. Быкова - рядовые участники войны в формальном значении этого слова, но перед каждым из них стояла проблема выбора, причем вопрос был не в том, как сохранить свою жизнь, а в том, как умереть достойно, как сохранить для других веру в торжество высшей идеи.
Поступки его героев психологически достоверны, потому что исходным моментом является пережитое самим писателем: «Я всегда писал о том, что пережил сам, что пережили мои товарищи,- писал В.Быков, отвечая на анкету журнала.- Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе было».
III.Словарная работа.
Учитель:
-Прочитали ли вы повесть Быкова «Обелиск»?
- Что такое обелиск?
(В словаре С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Обелиск – памятник, сооружение в виде граненого, сужающего кверху столба»).
-За что ставят обелиск?
-Что такое подвиг? Какие люди способны совершить его?
(ученики высказывают свое мнение)
(В словаре С. И. Ожегова: «Подвиг – самотверженный героический поступок. Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага; героический – отважный, решительный, готовый к самопожервованию в критической ситуации»
Задание: продолжить фразу:
Учитель - это…
(Сравнение с толкованием словаря С. Ожегова:
Учитель - 1. Лицо, которое обучает чему-то, преподаватель. 2. Глава учения. Человек, который учит (научил) чему-то (высокий стиль).)
-Как вы думаете, в каком смысле это слово больше употребляется в повести?
-Кто из героев повести является учителем в 1 значении?
-Кого из них можно назвать учителем в высоком понимании этого слова?
IV.Беседа по тексту (даёт возможность высказаться каждому ученику)
1.От чьего имени ведется повествование?
(Два рассказчика - приезжий журналист и бывший учитель, завроно, партизан Тимофей Титыч Ткачук)
2.Что незримо объединяет этих двух собеседников - в формальном и в психологическом плане?
(Дорога - долго идут пешком, чувство вины: один долго собирался и не успел приехать и выслушать Миклашевича, чтобы помочь ему,- приехал на похороны, другой - «сдался»: «Мороз был нашей болячкой. На совести у обоих. У меня и у него. Ну да я что… Я сдался. А он нет. И вот - победил. Добился своего. Жаль, сам не выдержал».)
3.О ком эти строки?
(О Миклашевиче - довел дело до конца. О Морозе)
4.Почему заведующий роно Ткачук срочно поехал знакомиться с Морозом?
(Из-за жалобы: «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит их без необходимой строгости, не выполняет программ»)
5.Как состоялось первое знакомство? (Пилили дрова, ночевали тут же в школе). Зачитать момент.
6.Как сначала отнесся Ткачук к выполнению Морозом программ? Осталось ли его мнение неизменным?
(«Тогда я услышал от него такое, что сначала вызвало во мне несогласие. А потом я стал допускать, что, возможно, он в чем-то и прав. Как теперь погляжу с высоты моего пенсионного возраста, так он был абсолютно прав»)
7.В чем, считал Мороз, состоит первейшая задача учителя?
(«Можно ли в наше время быть образованным человеком, не читая Толстого? Да и вообще, можно ли быть человеком?») («Он делал из них не отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего – людей»; «достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками»). Найти в тексте и зачитать момент.
Школа. Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Найдите в тексте примеры, подтверждающие «часы ученичества», полученные ребятами в школе.
8.Докажите, в чем прочность родства детей и учителя. Какие качества воспитывал Мороз в своих учениках
9.Назовите поступки Мороза, говорящие о его активной позиции в отношениях с учениками.
(Приютил и защитил Павлика Миклашевича, купил обувь и провожал зимой девочек, читал во время болезни «Войну и мир», взял на себя вину мальчика)
10.Что поразило знакомых в поступке Мороза в начале войны? Каким словом это можно назвать с формальной точки зрения? Почему Мороз так решил?
(«Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь»)
11.Только ли для будущего работал Мороз?
(Его помощь в настоящем – приемник, сводки, попытка ребят убрать предателя)
12.За что схватили ребят? Какое условие поставили фашисты?
13.Понимал ли Мороз, что его жертва бессмысленна, что фашисты все равно не отпустят ребят?.. А почему он пошел?
14. Как ты оцениваешь поступок Алеся Ивановича Мороза?
(Кстати, так же, как и он, пошел на смерть со своими учениками Януш Корчак.)
15.Сказал ли Мороз ребятам, почему он оказался с ними? Пытался ли он обмануть своих учеников какой-то надеждой, утешить?
16.О какой высшей награде он говорил им?
17.Что стало дальше с Морозом и его учениками?
18.Почему Алеся Ивановича решили доставить живым?
19.Как казнили их в поселке?
20.Случайно ли у виселицы была форма креста?
(Крест - символ мученической смерти за других)
ІV. Осмысление.
Вопросы:
-Какие проблемы поставлены в повести?
-Где происходят события, описанные в произведении? Какое значение в раскрытии идеи имеет место повести.
-Назовите главные нравственные координаты повести «Обелиск».
-Что сделало героем Олеся Ивановича Мороза?
- Какой предмет преподавал О.И.Мороз?
-Почему автору это неважно?
- Как сказалось Морозово воспитание?
- Эта история невеселая или героическая?
- Как надо оценить судьбу и поступок погибшего в войну О.Мороза?
- Можно ли назвать его героем? По заслугам ли ему эта честь – его фамилия выведена на обелиске над остальными белой масляной краской?
Итак, повесть «Обелиск» - повесть о войне и о поведении людей в этих ужасных условиях. Никто не подвергает сомнению слова известного поэта «Война – страшнее нету слова!..» Не будем и мы сомневаться в том, что человек испытывает страх на войне, о чем признается и сам Быков. Страх бывает разным: страх перед фашистами, страх перед артиллерийским обстрелом и т.д. По разному ведут себя люди под гнетом страха. Давйте сравним судьбу двух людей из повести – Каина и Мороза.
Составление диаграммы Венна.Обсуждение
КАИН МОРОЗ
Слова И.Золотоусского: «Неужели войной все можно оправдать?»
Принцип говорящей фамилии.
Вы заметили, что автор наградил персонажей говорящими фамилиями?
Каин – персонаж библейской легенды;
Мороз – стойкий, чистый и крепкий духом (хотя и физически не силен).
Один встал на путь предательства, а другой ...
Как правильно оценить поведение Мороза? (перечислить его поступки)
Мороз был расстрелян, а о Каине ничего не сказано. Как вы думаете, что стало с Каином?
Два человека и через 20 лет не могут прийти к общему мнению.
Работа в группах. Стратегия «Перекрестная дискуссия» (Т – схема).
Ученики разбиваются на 2 группы. Составляют постеры (Т – схема).
Можно ли назвать Олеся Мороза героем?
ДА НЕТ
Я считаю Мороза героем... Я не считаю Мороза героем...
. Кто прав в споре, который ведется на страницах повести?
Первая группа согласна с мнением Ксендзова: Мороз не совершил никакого подвига.
Довод? Он не убил ни одного фашиста, а в то время это было самым важным. Убей хотя бы одного врага, и ты приблизишь час Победы. «Убей его! – называлось так и стихотворение Симонова»
Вторая группа доказывает, что поступок Мороза – подвиг, аналогов которому мало в истории. Один из учащихся рассказывает о подвиге польского педагога - писателя Януша Корчака, который с приходом немцев продолжал учить и воспитывать сирот варшавского детского дома. Его вместе с детьми с хватили и бросили в концлагерь, а потом повели на гибель. Конвоир узнал своего любимого писателя: - Вы можете остаться. -А они? Януш Корчак показал на детей. -Нет, они пойдут туда. -Тогда я пойду вместе с ними. И за ними закрылась дверь газовой камеры.
Обелиск
На какие детали вы хотели бы обратить особое внимание? (Ухоженность обелиска и территории вокруг него; имя Мороза дописано сверху - почему?)
В чем хотели отказать Морозу формалисты? (В вечной памяти)
А как вы считаете, должно ли быть имя Мороза на обелиске? (С использованием приёма «Свободный микрофон»)
5.Проведение дискуссии
-Как вы думаете, зря или не зря погиб Алесь Иванович Мороз и как можно оценить его поступок - как подвиг или необдуманный шаг? Что им руководило - излишняя наивность или высокое понимание долга?
-Только ли о конкретном Алесе Ивановиче Морозе эта повесть?
-«Сколько у нас героев? Скажешь, странный вопрос? Правильно, странный. Кто их считал. Но посмотри газеты: как они любят писать об одних и тех же. Особенно, если этот герой войны и сегодня на видном месте. А если погиб? Ни биографии, ни фотографии. И сведения куцые, как заячий хвост. И непроверенные. А то и путанные, противоречивые. Вот мне, например, непонятно, почему героев, живых или погибших, должны искать пионеры? Почему это взрослые дяди не заботятся, чтобы не было этих самых безвестных? Почему они умыли руки? Где военкоматы? Архивы? Почему такое важное дело передоверено ребятишкам?»
-Поставлена ли последняя точка в истории Алеся Ивановича Мороза?
Выразительное чтение в лицах последнего эпизода романа «Разговор в машине».
(От «Зря вы там за столом насчет Мороза…» до «Вы понимаете, какой это аргумент?»)
-Какими словами называет Ткачук людей, не понимающих поступка Мороза?
Подведение итогов
-Как мы с вами после чтения повести В. Быкова можем определить понятие «учитель»?
( Учитель - человек, который учит, ведет за собой своей личностью, поступками, учит быть людьми.)
-Докажите соответствие эпиграфа урока содержанию прочитанной книги. (Доказательство тому: такой же принципиальный, отстаивающий правду Миклашевич, наконец обретший голос Ткачук, мальчик - ученик Миклашевича, поступивший, как рыцарь)
Как говорил сам В.Быков – герой-это человек, который в экстремальной ситуации делает правильный выбор, жертвуя при этом собой.
Размышление об эпиграфе.
- Как вы думаете, как эпиграф урока выражают основную мысль сегодняшнего урока?
Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и воевать.
Домашнее задание: сочинение-эссе на тему: «Над чем заставила задуматься меня повесть В. Быкова «Обелиск»
Список использованной литературы
1.Быков В. В.. Дожить до рассвета. Обелиск.-Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство, 1985
2.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 2002
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://www.videoanons.ru/film/voennie/111222513-obelisk_1976_dvdrip.html
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Быков_В._В.
12