Внеклассное занятие по теме дружба на основе
сказки «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается»
Франсуа де Ларошфуко
- Сегодня мы поговорим с вами о том, как завоевать друзей. А поможет нам разобраться в этом вопросе сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
А начнем наш урок со стихотворения Григория Поженяна «Песня о друге»:
Если радость на всех одна,
На всех и беда одна.
Море встаёт за волной волна,
А за спиной спина.
Здесь, у самой кромки бортов,
Друга прикроет друг.
Друг всегда уступить готов
Место в шлюпке и круг.
Его не надо просить ни о чём,
С ним не страшна беда.
Друг мой – третье моё плечо –
Будет со мной всегда.
Ну, а случится, что он влюблён.
А я на его пути,
Уйду с дороги. Таков закон:
Третий должен уйти.
А теперь разделимся на две группы.
Группа А будет выступать в роли сторонника завоевывания друзей.
Группа Б будет выступать в роли противников.
Задание группе А | Задание группе Б |
Найти аргументы, доказывающие, что нужно завоевывать друзей. Что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, чтобы понравиться людям? | Найти серьезные аргументы и обосновать, что человек может быть счастлив и один и что дружба не связана с «завоевательной политикой» |
Группам дается полторы минуты на обсуждение этого вопроса. Звучит музыка.
Обсуждение
Начинается обсуждение с противников дружбы.
Учитель: Ваше обсуждение напоминает сказку, рассказанную Салтыковым-Щедриным «Премудрый пескарь». Давйте послушаем ее. (чтение сказки)
Ребята, какова мораль этой сказки? (прослушивание ответов)
Обращение к эпиграфу.
А теперь прочитаем внимательно. эпиграф к уроку. Наверное, эти слова Франсуа де Ларошфуко — французского писателя, отражают в некоторой степени мораль сказки Салтыкова-Щедрина.
Однако в жизни часто встречаются люди, у которых нет друзей.
По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, чтобы понравиться людям?
(слушаем обсуждение группы А)
Сравним выводы группы А с правилами по Карнеги:
Д: 1. Искренне интересуйтесь сдругими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
Мы с вами определили для себя правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Помогла нам сказка. Однако любое знание должно быть пережито и закреплено практикой. Мало знать, надо пережить. Испробуйте эти правила в жизни.
Какие еще прочитали сказки Салтыкова-Щедрина? Перескажите. Чему могут научить нас они? (прослушивание пересказов сказок и их обсуждение)
Оформление класса:
Портрет Салтыкова-Щедрина.
Правила Карнеги на ватмане, завернутом в трубочку (висит на доске в таком виде и раскрывается по мере обсуждения)или на слайде (правила открываются последовательно)
Аудиозапись с тихой музыкой.