СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие «Путешествие в глубины Байкала» по учебному пособию для учащихся "Байкальский сундучок"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Ознакомление с  байкальскими сообществами  и экологическими проблемами в прибрежной зоне  Байкала

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Путешествие в глубины Байкала» по учебному пособию для учащихся "Байкальский сундучок"»

Внеклассное занятие «Путешествие в глубины Байкала».


Класс: 7


Цель: Ознакомление с байкальскими сообществами и экологическими проблемами в прибрежной зоне Байкала.


Формируемые УУД:

личностные – вести себя экологически грамотно в окружающей среде; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому; способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.



познавательные развивать исследовательские и творческие способностей учеников, ум, смекалку, фантазию, воображение, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой; познакомится с подводным миром на разных глубинах и условиями среды обитания в каждой зоне озера Байкал;

умение разрешать экологические проблемы, связанные с прибрежной зоной Байкала и их влияние на остальные сообщества озера; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, таблиц, диаграмм, текстов; на основе анализа объектов делать выводы.


коммуникативные с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу.


регулятивные формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала. Организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с текстом; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Технология: Проектная

Методы обучения: Частично - поисковый, проблемный.

Форма организации: Групповая, фронтальная

Условия, необходимые для проведения урока:


  1. Учебное пособие «Байкальский сундучок». Улан-Удэ, 2019г

  2. http://wdfiles.ru/6qxo - ссылка к видео

  3. Мультимедийное компьютерное оборудование.

  4. Рабочие листы для каждой команды.

  5. Маршрутный лист (карта оценивания)

  6. Раздаточный материал.(Е.Н.Кузеванова «Байкаловедение» учебное пособие для 6,7 классов). Иркутск,2012г.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I.Организационный этап

Цели:

формирование готовности к выполнению учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами проводим необычный урок. На нем присутствуют гости – учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. Они будут сегодня не только смотреть на вашу работу, но и сами примут в ней участие.

Жидкость без цвета и запаха, которую мы пьем, чтобы утолить жажду — это вода.

О какой воде и идёт речь?

- Пресная вода

В каком природном объекте находится больше всего пресной воды?

В озере Байкал находится больше всего пресной воды


Высказывания учащихся

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.

II. Основная часть


1 этап:

Постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей


Сегодня будем путешествовать по озеру Байкал выполнять задания и получать баллы в экологической валюте «байо».

Поделитесь на 3 команды, выберете капитана и название для каждой команды. Результаты записывать в маршрутные листы. В ходе путешествия будете, оформлять информационный лист в него будете заносить ответы на задания. За тем вы должны дать ответ на задания. Наше занятие будет увлекательным от того, что мы будем опускаться и наблюдать за жизнью озера на разной глубине и затронем экологические проблемы озера.

Теперь можете назвать тему нашего занятия.

Поставьте цель занятия.

- Ребята, а вы знаете, чем уникален Байкал?

Сейчас посмотрим видео и проверим, все ли мы назвали.

Просмотр http://wdfiles.ru/6qxo - ссылка к видео


Отвечают на вопросы викторины. Капитаны должны фиксировать правильные ответы команды и результаты записать в маршрутные листы.

  1. Что означает название Байкал? (богатое озеро)

  2. Наибольшая глубина Байкала? (1642-1637 м)

  3. Длина озера Байкал? (636 км, ширина 79,5 км)

  4. Площадь озера Байкал? (31500 км2. Площадь приравнивается к государствам: Израиль, Армения, Бельгия)

  5. Самый большой остров на Байкале? (остров Ольхон)

  6. Возраст озера Байкал? (25 млн. лет)

  7. Сколько процентов мировых пресных вод составляет озеро Байкал? (20%)

  8. Сколько рек впадает в Байкал? (336 рек)

  9. В каком году Байкал был включен в список ЮНЕСКО? (в 1996 году)

  10. В каком году был учрежден праздник? (в 1999 году)

  11. Какое место в мире занимает озеро? (7 место)

  12. Сколько видов обитает? (2600 видов животных и 1000 растений )

  13. Количество эндемиков? (50%)




Правильно тема занятия «В глубинах озера Байкал».

Цель: Познакомиться с живым миром озера на разной глубине, и выявить проблемы отрицательного влияния человека на озеро Байкал






Учащиеся перечисляют факты о Байкале

Личностные:

учиться уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя

Регулятивные:

оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


2 этап:

Решение проектной задачи

Цели:

Умение работать с текстом и извлекать из него нужную информацию

Проблема. Глубина Байкала 1637м. На всей ли глубине озера встречается жизнь?



Задание 1.

Проводится работа с рабочими листами. Для выполнения заданий используют раздаточный материал и учебное пособие «Байкальский сундучок». Ответы оформите на листах ватмана.


I команда «Нерпа» выполняет Байкальские сообщества. Прибрежная зона

II команда «Байкальский омуль» выполняет Байкальские сообщества. Толща воды»

III команда «Байкал» выполняет Байкальские сообщества. Зона дна.



Обучающиеся в группах отвечают на вопросы, предложенные им в рабочих листах..

Работают с раздаточным материалом и учебным пособием «Байкальский сундучок»

.


Личностные:

учиться уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные:

оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.



3 этап: 

презентация работы (защита проекта

Пришло время командам представить свою зону озера.



- Есть ли у кого-то вопросы к выступающему?

Задание 2

«Останови огонь»

- Почему говорят, что Байкала не будет без леса, объясните?

От сохранения лесов напрямую зависит состояние озера. Когда исчезает лес, пересыхают и мелеют реки, которые впадают в озеро, и водный баланс озера нарушается. Каждый год от огня гибнет больше леса, чем от вырубок. Более чем в 90% случаев причиной лесных пожаров является неосторожное обращение человека с огнем.

Сейчас выполните задание, как не стать причиной пожара и как правильно действовать при виде огня. Вы должны собрать пары карточек составляющих одну фразу.

Правильные ответы:

Небольшой травяной пожар может за секунды / превратиться в катастрофу, надвигающуюся на населенный пункт

Более 90% пожаров на природных территориях / возникают по вине человека

Чтобы надежно потушить костер, используйте / правило трёх «П»: пролей, перемешай, проверь.

Чтобы во время потушить огонь, важно / сообщить о любом увиденном пожаре по телефону 101, 112, 8 800 100 94 00 (если горит лес).

Чтобы не стать причиной пожара, нужно / не поджигать траву, тщательно тушить костры, не бросать мусор.

С 2015 года в России законодательно / запрещены поджоги травы.

Чтобы снизить угрозу и негативные последствия пожаров, каждый может / не становится причиной пожара, уметь обеспечивать свою безопасность, своевременно вызывать помощь.

При лесном и травяном пожаре наиболее безопасным направлением ухода из опасной зоны можно считать / движение перпендикулярно ветру до выхода из задымления.

Проверяем и проставляем баллы и получаем экологическую валюту «Байо».

Задание 3


«Бой мусору»

Проблема отходов сегодня остро стоит не только для Байкальского региона, но и для всей стран. Каждый житель России выбрасывает 400 кг мусора в год. Количество полигонов и незаконных свалок растет очень быстрыми темпами. Свалки загрязняют воду, воздух и почву и становятся бомбами замедленного действия, которые могут негативно влиять на окрестности ещё несколько десятков лет. Большая часть того, что отправляется на свалки, могла бы приносить не вред, а пользу. В мире существует уже достаточно изобретений, чтобы перестать производить мусор и множить количество свалок. Как грамотно поступить с отходами?

Задача следующего задания вывести формулу грамотного обращения с отходами. Вам необходимо собрать пирамиду иерархии обращения с отходами от наиболее предпочтительных способов наименее. К каждому «этажу» нужно подобрать подходящее описание и привести меры.

Правильный ответ:

7) Повторное использование – Стремление максимально продлить срок жизни созданной вещи.

6) Предотвращение отходов / Использование многоразовых вещей вместо одноразовых, создание качественных вещей

5) Сокращение отходов и снижение токсичности /Использование натуральных, безопасных материалов, которые легко применить повторно и перерабатывать.

4) Сортировка / установка и использование контейнеров для раздельного сбора отходов.

2) Сжигание / Безвозвратная потеря ценных ресурсов, 3) Переработка / Возвращение материалов в производственный цикл.

затраты энергии, загрязнение воздуха и почвы.

1) Свалка / Загрязнение воздуха, почвы, воды, опасность для здоровья на долгие годы.

Команды по очереди зачитывают описание и пример

Команды по очереди зачитывают описание и пример

Оценивается задание

Последнее задание творческое «Ода Байкалу».

Байкал вдохновляет многих поэтов, художников и музыкантов. Попробуйте и вы подобрать описания его качествам. На все начальные буквы «ОЗЕРО БАЙКАЛ» придумать как можно больше прилагательных, описывающих его.

О - очаровательный

З - загадочный

Е –единственный

Р - родной

О – обворожительный


Б – богатый

А – аквамариновый

Й – изумительный

К – красочный

А – аномальный

Л - легендарный


- Итог: подсчет, полученных байо командами.

- Вывод: необходимо потратить деньги, мы должны заработанную валюту направить в добрые дела. Что мы можем сделать? Какие добрые дела? Выбираем из списка.

- Установка контейнеров для раздельного сбора мусора – 40 байо

- Строительство завода по переработке отходов – 40 байо

- Строительство водоочистных сооружений – 40 байо

- Посадка лесов – 40 байо

- Ведение экологического мониторинга – 40 байо

- Выращивание и выпуск мальков рыбы – 40 байо

- Проведение научных исследований – 40 байо

- Массовое экологическое просвещение – 40 байо


Каждая команда обсуждает и выбирает «покупку», а по окончании времени решения озвучиваются по кругу. Команды должны догадаться, что разумнее всего будет объединить заработанные средства. Это позволит осуществить полный комплекс мер и значительно улучшить состояние озера, так как некоторые меры могут повторяться, а другие меры не будут выбраны. Учитель может натолкнуть участников на мысль об объединение, сказав о важности комплексности и системности принимаемых мер объединения усилий в борьбе с общей бедой.



Личностные:

учиться одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

Регулятивные:

оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.


4 этап: 

самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи


Оцените себя ( также работу каждого участника вашей группы, в зависимости от того, как он помогал в работе вашей группы. Оценки запишите в маршрутный лист

Кто же был самым активным в командах в течение всего урока.




5 этап:

Итог урока.

Рефлексия

деятельности.

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности


Вот и подошёл к концу наш урок.

-Как вы думаете, достигли ли мы своей цели?

Ребята, какой вывод можем сделать по нашему занятию?

Дети самостоятельно подходят к общему выводу по занятию.

Сегодня, мы узнали, что в Байкале существуют три зоны жизни – прибрежная, зона дна и толща воды. В каждой зоне обитают различные сообщества водных растений и животных. Прибрежная зона жизни на Байкале играет важнейшую роль в переносе живого органического вещества в байкальские глубины. В озере Байкал жизнь протекает на всех глубинах и находится в постоянном движении, то поднимается к поверхности озера, то опять опускается на дно.

Людям необходимо, особенно бережно относиться к побережью и прибрежным водам Байкала – не засорять их, не загрязнять. Лес вокруг Байкала охранять от пожаров.


Формулируют ответы на вопросы учителя. Подводят итоги своей работы на уроке.

Выполняют самооценку.

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные:

уметь сравнивать цель и результат.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

соблюдать простейшие нормы школьного этикета.




Приложение.



Рабочий лист №1

Зоны жизни. Байкальские сообщества.

Прибрежная зона.

  1. Прочитайте текст на с.55-57, с. 94-104

  2. Сравните и выпишите на лист ватмана условия обитания в прибрежной зоне озера Байкал.

  3. Какие растения и животные обитают в прибрежной зоне озера?

  4. Как называют уникальные организмы? Назовите такие организмы из прибрежной зоны.

  5. Какую роль играет прибрежная зона в жизни озера

  6. Что произошло бы с омулем и нерпой, если бы на Байкале из-за загрязнений, поступающих с берегов, погибли прибрежные сообщества?

  7. Составьте пищевые цепи.


Рабочий лист №2

Зоны жизни. Байкальские сообщества.

Толща воды.

Почему в озере Байкал вода чистая, прозрачная можно сказать уникальная. Впадает 336 малых рек и несут они не совсем чистую воду. Как поддерживается чистота байкальской воды?

  1. Прочитайте текст с.55-57, с.94-104

  2. Сравните и выпишите на лист ватмана условия обитания в толще воды?

  3. Выпишите, какие живые организмы обитают в толще воды?

  4. О каких представителях животного мира Байкала идёт речь?

  5. Почему их называют то смотрителями, то дворниками, то ассенизаторами?

  6. Назовите эндемичные рыбы Байкала

  7. Составьте пищевые цепи.


Рабочий лист №3

Зоны жизни. Байкальские сообщества.

Зона дна.

  1. Прочитайте текст с.55-57, с.94-104

  2. Сравните и выпишите на лист ватмана условия обитания в зоне дна?

  3. Выпишите, какие живые организмы обитают на дне Байкала?

  4. Как зоны связаны между собой?

  5. Какие эндемичные виды рыб обитают на дне Байкала?

  6. Чем объяснить, что на глубине 1400м в озере можно обнаружить жизнь?

  7. Составить пищевые цепи














Маршрутный лист «Путешествие в глубины Байкала»

Название команды:

Этапы

Заработанные байо

Место

Активисты

Зоны жизни озера




Бой мусору




Останови огонь




Ода Байкалу







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!