СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Работа над раскрытием художественного образа в произведении " малой формы"- пьесе Р. М. Глиэр " Романс"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Работа над раскрытием художественного образа в произведении " малой формы"- пьесе Р. М. Глиэр " Романс"»



Внеклассное занятие : Работа над раскрытием художественного образа в произведении «малой формы» – пьесе Р.М. Глиэра «Романс».

Цель : Систематизация и обобщение знаний в работе над пьесой кантиленного характера и более глубокое их осмысление.

Задачи :

Развивающие:

1. Совершенствование технических навыков исполнения кантилены.

2. Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления, понимания учащимися содержания произведения.

3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.

4. Развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

5. Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.

Воспитательные:

1. Формирование эстетического вкуса на лучших образцах мировой| классики.

2. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия.

3. Развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Образовательные:

1. Формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.

2. Содействие формированию у воспитанника положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

Здоровьесберегающие:

1. Правильная организация игрового аппарата.

2. Снятие мышечных зажимов, зрительного напряжения.

3. Восстановление внимания.

Методы и приемы, используемые на уроке:

1. Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.

2. Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их выполнения.

3. Репродуктивный – исполнение выученного материала.

4. Словесный – сообщение, беседа.

5. Демонстративный – прослушивание музыки.

В основу занятия легли следующие методические принципы:

1. Индивидуальный подход.

2. Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.

3. Единство художественного и технического развития.

Оснащение занятия : нотный материал, наглядные пособия, два инструмента фортепиано, компьютер.

Ход занятия:

I. Организационный этап.

Приветствие. Здравствуй Анастасия!

Сегодня на занятие мы сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения, разыграемся на гамме ми минор и поработаем над раскрытием художественного образа в пьесе «Романс» Р.М. Глиэра.

II Этап. Основная часть занятия .

2.1. Теперь давай подготовимся к работе над пьесой. Сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения.

«Дирижер». Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Это упражнение способствует правильному дыханию и развитию пианистических движений.

«Робот». Это упражнение для выработки правильной осанки. Поднять руки вверх (все тело до кончиков напряжено). Завод закончился – постепенно падают пальцы рук, кисти, руки, туловище. Наклон и раскачивание расслабленными руками.

«Шейка». Плавные круговые движения головой. Это упражнение помогает снять напряжение шейных мышц. Шею не напрягать.

2.2. Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию гаммы. Какое было домашнее задание?

Ответ: Выучить аппликатуру и работать над звуковедением используя динамические оттенки крещендо и димиауэндо, штрих легато.

Играем гамму ми минор двумя руками на 4 октавы 3 вида, аккорды, короткие арпеджио и ЭФО – гармонический оборот T-S-Д-Т.

2.3. Хорошо. Переходим к пьесе «Романс» композитора Р.М. Глиэра.

Вопрос: Что ты знаешь о композиторе Глиэре (1875-1956).

Ответ: Глиэр русский композитор, дирижер, педагог. Родился в Киеве. Обучался в Московской консерватории. Музыка Глиэра продолжает традиции русской классической школы.

Вопрос: А как ты понимаешь название пьесы «Романс»?

Ответ: Романс – это испанское слово, так называли в Испании песни на родном романском языке в отличие от церковных песнопений. Со временем романсами стали называться инструментальные пьесы с мелодией похожей на вокальную. Чаще всего романс носит лирический характер и выражает чувства человека.

Вопрос: Какое было домашнее задание?

Ответ: Выучить пьесу наизусть.

Пожалуйста проиграй пьесу. Ученица играет.

Вопрос: В какой тональности написана пьеса?

Ответ: Тональность ми минор, темп транквилле – спокойно.

Вопрос: Вспомни какой образ у тебя возник при знакомстве с пьесой?

Ответ: Чувства нежные, ласковые, чувство любви к маме.

Вопрос: А теперь обратимся к форме пьесы. Сколько частей в пьесе? Что ты представляешь, играя эту пьесу?

Ответ: Форма трехчастная репризная.

В первой части я представляю, как мы с папой идем покупать цветы маме в подарок.

Во второй части мы с папой в цветочном магазине выбираем букет цветов для мамы.

В третьей части мы возвращаемся домой с букетом цветов.

Вопрос: В какой части происходит кульминация.

Ответ: Во второй.

Вопрос: Какое строение частей.

Ответ: I и III части одинаковые, состоят из 2-х предложений по 8 тактов, фразировка суммирование 2т+2т+4т. II часть состоит из 3-х предложений 4т+4т+4т.

Анастасия ! Отвлекись, сделай зарядку для глаз. Методика зрительно-координационных упражнений используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза ученика отдыхают, пробегая несколько раз по отдельным предметам, делают круговые движения, а также непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают мышцы, активизирует внимание.

Теперь давай поработаем над фразами и образом по частям.

Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использовав композитор для передачи образа?

Ответ: Динамические оттенки, штрих legato, спокойный темп, минорный лад, гармонию, педаль, тембр.

Вопрос: Какими приемами будешь добиваться певучего звука?

Ответ: Буду следить за свободой руки и устойчивым цепким кончиком пальца, за мягким прикосновением к клавише, за рессорным движением руки и весом руки.

Вопрос: На что обратишь внимание при работе над фразами?

Ответ: Над дыханием фраз, интонационными точками, тембром звука.

Умница! Дома закрепишь работу над образом, т.е. звуком, фразировкой, педалью.

А сейчас мы через компьютер послушаем еще один «Романс» Глиэра, который написан для скрипки. Звучит «Романс».

Вопрос: Тебе понравилась музыка?

Ответ: Очень понравилась.

III. Заключительный этап.

3.1. Таким образом домашнее задание мы обозначили в конце работы над каждым пунктом урока.

3.2. Рефлексия.

Анастасия! Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы: представили картину событий, определили какими средствами изобразил это композитор, разными способами проработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка.

Вопрос: Что ты нового узнала и услышала на занятие?

Ответ: Я услышала еще один прекрасный «Романс» Глиэра для скрипки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!