ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа-интернат №1»
План - конспект
открытого занятия
Тема: «Путешествие в страну Логики».
| Образовательная область(направленность) | социально-педагогическая |
| Дата и время проведения | |
| Раздел, тема занятия | «Путешествие в страну Логики». Решение занимательных задач на логику и смекалку. |
| Цель: | Активизация интеллектуальной деятельности обучающихся посредством решения занимательных логических задач. |
| Задачи: | |
| Образовательные | Закрепить навыки решения логических задач, числовых головоломок на основе поиска закономерностей в расположении чисел, на нахождение недостающего числа; учить анализировать возможные последствия действий, выбирать оптимальное решение. Формировать умения строить умозаключения, делать выводы, обосновывать свои суждения; |
| Воспитательные | формировать культуру общения, толерантные, вежливые отношения друг к другу; формировать умения работать в коллективе, воспитывать собранность и дисциплинированность. |
| Развивающие | развивать произвольное внимание обучающихся; формировать аналитико-синтетические умения; развивать любознательность и сообразительность при выполнении заданий проблемного и эвристического характера. |
| Планируемые результаты | Личностные УУД: воспитание личностных качеств (активности, умение сотрудничать, личной взаимной ответственности, самоорганизации); формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; Метапредметные УУД: Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; умение работать с информацией; умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока; умение планировать свое время и действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять контроль и самоконтроль; умение оценить свои знания, возможности и перспективы. Предметные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осознанно владеть изученными приемами решения задач. |
| Материально-техническое оснащение занятия | Проектор, ноутбук, демонстрационный экран, доска. |
| Учебно-методическое оснащение занятия | Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература, технологическая карта занятия, презентация по теме занятия. Дидактический материал для детей:карточки с заданиями /приложения 1 – 7/, цветы для рефлексии. |
| Тип учебного занятия | занятие систематизации знаний (общеметодологической направленности) в соответствии с требованиями ФГОС |
| Используемые методы и приемы обучения | Словесные: объяснение, работа с презентацией, поощрение. Наглядные: метод иллюстраций, метод демонстраций (презентация), показ схемы. Практические задания: нахождение общего свойства или лишнего предмета, группировка объектов по какому-либо признаку, множественный выбор, поиск недостающего, выделение существенных признаков, анализ возможных вариантов. |
| Используемые педагогически е технологии | Личностно-ориентированная,информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, системно – деятельностный подход. |
| Формы организации занятия: | Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. |
| Предварительная работа | Составление плана конспекта, подбор заданий, разработка презентации к занятию. |
План занятия
№ п/п | Этап занятия | Время, мин. |
1. | Организационный момент. Постановка целей и задач занятия. | 6 минут |
2. | Мотивация учебной деятельности обучающихся. | 2минуты |
3.. | Обобщение и систематизация знаний: Море штормов. Прибрежные Скалы | 7 минут |
4. | Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы): Логический Лес(Круги Эйлера) Замок Логуса. | 7 минут |
5. | Динамическая пауза. | 2 минуты |
6. | Применение знаний и умений в новой ситуации: Прогулка в парке Шестеренки Семья Мистера Логуса | 10 минут |
7. | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | 3минуты |
| Итого: | 40 минут |
Организационный момент.
Психологический настрой.
Сообщение темы занятия.
-Внимание на экран. (Просмотр видеоролика)
-Какие умения и навыки помогли вам решить такие задачи?
(внимание, Умение мыслить, думать и рассуждать)
-Как одним словом можно назвать эти мыслительные процессы? (Логика)
- Озвучьте тему нашего занятия.
-Верно, мы отправляемся в путешествие по стране Логики.
Постановка целей и задач занятия. (5 мин.)
А
какова цель нашего путешествия? Решите буквенную головоломку, отгадайте зашифрованные слова и сформулируйте цель нашего путешествия:
-Для чего? (Для развития умений мыслить, думать, рассуждать)
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Итак, мы готовы отправиться в путь. Вам нужно выбрать капитана корабля.
-Путешественники, отправляясь в дальнюю дорогу, всегда берут с собой карту. Предлагаю вам познакомится с картой нашего путешествия.
План.
- Вперед, к приключениям!
Обобщение и систематизация знаний.
Море штормов.
Ребята, внимание! Путь вам преградило опасное море Штормов. Не раз отважные мореплаватели попадали в сильный шторм и разбивались о прибрежные скалы. Для того, чтобы пройти это испытание вам нужно определить правильный фарватер. Кто нибудь понимает значение этого слова?
Работа со словарём.
Фарватер – это безопасный проход по водному пространству: реке, озеру, морю,характеризующийся отсутсвием препятсвтий.
Для того, чтобы определить фарватер, каждой группе нужно выбрать правильный маяк. Конверт 1
2
. Прибрежные скалы.
Море штормов вы преодолели, но впереди возвышаются похожие на пирамиды, Прибрежные скалы. Чтобы их пройти вам нужно разгадать числовые пирамиды. Принцип прост: в каждой пирамиде число в кружке является суммой двух чисел в кружках под ним; ваша задача – заполнить пустые кружки, чтобы завершить пирамиды.
Конверт 2
Воспроизведение на новом уровне
Логический Лес.
Р
ебята, мы попали в Логический лес, он такой большой и густой, что в нем очень легко заблудится. Чтобы выбраться из леса, вам нужно решить логическую задачу: Каждый из этих кругов обозначает какое-нибудь занятие в лесу. Буквы обозначают жителей страны Логики.
Каждая группа получает свое задание: Конверт 3
Найдите человека, который любит собирать грибы и ягоды, но не любит ходить на пикник и равнодушен к цветам. (Л)
Найдите человека, который любит ходить на пикник, собирать грибы и ягоды, но совсем равнодушен к цветам. (З)
Найдите человека, который не любит есть грибы, зато обожает ходить на пикник и собирать ягоды и цветы. (Е)
Найдите человека, который не ест варенье из лесных ягод, зато обожает ходить на пикник и собирать грибы и цветы. (В)
Замок Логуса.
Вот вы и добрались до страны Логики.Перед нами замки.Для того, чтобы догадаться,в каком из замков живет Логус,необходимо найди вид сверху главной башни.Проанализируйте её признаки и выберите только один из шести-«правильный» . Обоснуйте свой выбор. Конверт 4
Физкульт. минутка.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Прогулка в парке.
Ребята, благодаря свом знаниям, смекалке вы смогли попасть в страну Логики. Ее правитель, Мистер Логус очень хочет с вами познакомится и ожидает вас в своем любимом парке, где можно погулять по дорожкам среди деревьев, отдохнуть на скамейке, но больше всего Мистер Логус любит гулять около фонтана. Найдите дорожку, в конце которой находится его любимый фонтан. Мимо каких деревьев проходит Мистер Логус? Выберите его маршрут, если на нем указаны все деревья в той последовательности, в которой он их встречал на своем пути. /Каждая группа получает схему парка и маршруты. Конверт 5
Шестеренки.
Молодцы! Вы быстро нашлинужный маршрут и добрались до фонтана. Но вот беда: фонтан сломался! Помогите починить фонтан.Чтобы фонтан снова заработал, нужно привести в движение все шестеренки в его механизме. Для этого мысленно вращая шестеренки, прочтите 6 слов. По определенному признаку выберите лишнее слово. Конверт 6
Семья Мистера Логуса.
Здорово, фонтан заработал и благодаря вам Мистер Логус находится в отличном расположении духа! А когда у него отличное настроение, он любит всем рассказывать о своей семье. Но делает это не совсем обычным способом.
Привет! Я Мистер Логус, и у меня есть четверо сыновей. Их имена: Эрудитик, Мыслик, Умик и Знатик. У каждого из них есть домашний питомец: попугайчик, котенок, щенок и хомяк. У каждого из моих детей есть свое увлечение: один играет в шахматы, другой решает кроссворды, третий увлекается математическим домино, а четвертый любит собирать пазлы. Известно, что:
Сын с доской для игры держит дома попугайчика или щенка.
Умику для его хобби необходимы карандаш или ручка. Каждый день он выгуливает своего питомца.
Тот, кто увлекается домино, держит дома грызуна.
Мыслик собирает франгменты картинок и любит питомцев, играющих с клубком.
Эрудитик в игре может видеть только чёрное и белое.
Решите задачу и скажите кто из моих сыновей чем занимается и какой у каждого питомец?
Перед решением задачи педагог задает обучающимся следующие вопросы:
Каким способом лучше всего решать логические задачи данного типа? (Способом составления таблиц)
Как называются эти таблицы? (Логический квадрат)
Назовите элементы первого множества. (Эрудитик,Умик, Знатик, Мыслик)
Назовите элементы второго множества. (Котенок, щенок, попугайчик, джунгарик)
Назовите элементы третьего множества. (Шахматы, математическое домино, пазлы, кроссворды)
/Для решения задачи все группы получают «Логический квадрат» Конверт 7
Рефлексия.Подведение итогов занятия.
Ребята, вы справились со всеми заданиями, приготовленными для вас жителями страны Логики, и вас по праву можно назвать Знатиками, Умиками, Интеллектиками и Эрудитиками. Я предлагаю вам в благодарность за столь интересное путешествие сделать подарок Мистеру Логусу. В его парке есть много различных деревьев, но нет клумбы с цветами.У каждого из вас на парте лежат цветочки. Если занятие-путешествие было полезным для вас, вы активно и хорошо работали– посадите на клумбу красный цветок, если не совсем полезным и не все получилось, то посадите синий цветок, а если было не нужным– серый цветок. (Дети выбирают цветок и прикалывают на клумбу).
МАРТ
ЫШКА
МАК