СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассный урок по литературному чтению "Цветик-семицветик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассный урок для 1 го класса по литературному чтению "Цветик-семицветик"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассный урок по литературному чтению "Цветик-семицветик"»

Урок внеклассного чтения в 1-м классе. В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Хабитуева Нина Аюшевна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ №17, г. Улан-Удэ

Цели:

1.Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.

2.Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.

3.Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.

4.Формировать навыки работы с книгой.

5.Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.

Оборудование:

•портрет В.П.Катаева

•выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий

•иллюстрации к книге “Цветик-семицветик”

•книга “Цветик – семицветик” на каждого ученика

•большая аппликация “Цветик-семицветик”

•аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику

•плакаты с пословицами

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги. Но сначала проведем литературную разминку. Хорошо ли вы знаете сказки?

1. Разминка «Узнай сказку».

1.Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

/«Колобок»/



2.Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

/«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/



3.Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

/«Теремок»/



4.Красна-девица грустна:

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!..

/«Снегурочка»/



5.Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко…

/«Петушок – золотой гребешок»/



6.А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

/«Маша и Медведь»/



7.Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

/«Лиса и Журавль»/



8.Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Из какой герои сказки?

/«Три медведя»/



9.Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению.

Как сказка называется?

/«По-щучьему веленью»/



10.У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

/«Гуси-лебеди»/



2.«Кому принадлежат эти слова».

1. «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».

/корова/

2. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»

/Морозко/

3. «Не пей, братец, козлёночком станешь».

/Алёнушка/

4. «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».

/Баба Яга/

5. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».

/Иван-дурак/

6. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

/Лиса/

7. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».

/Петушок/

8. «Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».

/Коза/

9. «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».

/Маша/

10. «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».

/Царевна-лягушка/

3. «Исправь ошибки». СЛАЙД 1

Вспомни правильные названия сказок.

  • «По собачьему веленью».

  • «Царевна-индюшка».

  • «Сивка-будка».

  • «Иван-царевич и зелёный волк».

  • «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».

  • «Петушок – золотой пастушок».

  • «Мальчик с кулачок».

  • «У страха уши велики».

  • «Лапша из топора».

Ребята, скажите, а кто написал эти сказки?

К какому литературному жанру относятся народные сказки?

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня у нас праздник. Праздник встречи с книгой.

Какую сказку вы принесли сегодня для работы? Как она называется? Кто её автор?

Презентация о Катаеве (ученица) СЛАЙД 2

А сегодня, мы поговорим, пожалуй, о самой известной и любимой детворой книге “Цветик – семицветик”.

III. Сравнительный обзор книги с различными выходными издательскими данными

Кто из вас прочитал эту книгу? Все прочитали? Молодцы! Книга “Цветик - семицветик” написана в 1940 году. Ей больше 50 лет. Когда я была такой же, как вы, я, прочитав эту книгу, полюбила её. Несколько поколений, безусловно, знают, помнят и любят это произведение.

А кому из вас понравилась эта книга? Всем? Я так и предполагала.

Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают её. В чём же секрет? Попробуем разобраться, согласны?!

Перед вами книжная выставка. Все книги, представленные на ней это книга “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. 

Разное иллюстрирование сказки СЛАЙД 3

IV. Определение литературного жанра произведения

- Почему книга называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)

- В подзаголовке написано, что это сказка. Вы согласны с этим? Докажите, пожалуйста. (Ученики доказывают)

- Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? ( Они приносят нам радость). Сегодня мы продолжим работу над сказкой  о цветке необыкновенном, он не только красивый, но и волшебный. Эту сказку написал 73 года  назад  Валентин Катаев. Называется она «Цветик-семицветик». (Слайд 1)

-  Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка? На этот вопрос вы мне ответите в конце нашего урока. А сейчас в путь. Вы готовы?

1. Слово о авторе (презентация ученика)

     Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью  генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался детям.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

V. Театрализация этого эпизода (встреча Жени и волшебницы)

- Женя плачет: “Что же делать? Как я попаду домой? Что же мне делать?”

Входит волшебница: “Девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь? Успокойся. Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок нет тоже, но я подарю тебе цветок”.

(Подает аппликацию, шепчет Жене на ухо, они выходят, слышен радостный голос Жени)

- Спасибо тебе, добрая волшебница.

Работа с текстом

Случайно ли у цветка семь цветков?

а. Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала её в булочную за баранками, и почему это произошло? ( Жене не хотелось идти в магазин; она не запомнила дорогу домой и заблудилась.)

б. Найдите  строчку  подходящую  к данному слайду

в. Кто и как ей помог? Найди строчки  из текста.

г. Какие волшебные слова  нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

VI. Работа по теме:

 А теперь подумайте, почему писатель назвал « Цветик - семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

       ( « Цветик - семицветик» назван  сказкой  потому, что в ней действует волшебница, которая  ниоткуда  появляется и  неизвестно куда пропадает. В сказке  есть волшебный  цветок, исполняющий  все  желания,  есть невероятные приключения девочки  Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.)

  1. Словарная работа

 В тексте встретятся  слова, значение которых   вам не совсем понятно:

Черепки -  обломокосколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька -  нет друзей

тяпа-растяпа -  рассеянный человек,

  1. Чтение 2 части текста подготовленными учениками.

Подберите строки из сказки к каждому слайду.

а) Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома. А в руках – связка баранок!

б)  О чём подумала Женя глядя на цветок? (Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку)

в) Чем закончилась эта идея? Почему?


Найти в тексте доказательства (слайды из сказки)

Выборочное чтение по слайдам


И снова полетел лепесток!

Нравится ли тебе, как Женя тратит лепестки?

Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?

Как бы ты поступил?

VII. Физминутка     Лети, лети лепесток….  

VIII. Чтение 3 части текста по «цепочке»

         Следующий эпизод сказки требует пояснений. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. ( Папанин и его товарищи- учёные- полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.) Они, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчики не приняли Женю в игру.

 - Как вы думаете, нравится ли автору, как Женя тратит лепестки? Почему?

6. Чтение детьми 4 части текста.

- Ответьте на вопросы по тексту.

а) Что почувствовала девочка, когда её не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)

б) Знала ли она что – либо о полюсе и с чем столкнулась там? Что ей грозило? ( Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летнем платье, сандаликах при шестидесятиградусном морозе, да ещё в обществе огромных белых медведей. Она могла замерзнуть или быть съеденной медведями.)

в) Что сказала девочка в ответ на неприветливые слова мальчико

 в) Разумным ли было желание Жени оказаться на Северном полюсе? Что она сделала, чтобы вернуться домой?  (Это глупое желание. Девочка погибла бы, поэтому четвертый лепесток она потратила на то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание было очень разумным.)

И снова полетел лепесток! 

г) Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? ( Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было.)

д) Что почувствовала Женя, когда девочки не взяли её в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их? ( Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у неё во много раз больше игрушек, чем у их.)

 е) Что почувствовала девочка, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему? 

( Когда на неё свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

ж) На что она потратила шестой лепесток? Разумно ли было это желание? ( Женя испытала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.) Слайд 16, 17

7. Чтение текста 5 части  учащимися.

а) Кого встретила девочка на бульваре? Что она предложила мальчику и о чём пожелала, оторвав свой последний, седьмой  лепесток? (Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.)

8. Подведение итога урока:

   - Вернёмся к вопросу, поставленному в самом начале урока:

а)  Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка?

- Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала  подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям. Сказка учит, что надо не просить выполнять твои желания, а стараться больше знать и просить только очень нужное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало. И совсем необязательно иметь лепестки цветика - семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. 

IX. Работа в паре. Внесите в таблицу правильные ответы:


лепестки

желание

чувство

разумное или нет

желтый

вернуться домой

радость

разумное

красный

склеить вазу

облегчения

разумное

синий

попасть на полюс

страха

глупое

зеленый

вернуться с полюса

радости

разумное

оранжевый

иметь все игрушки

испуг

глупое

фиолетовый

отправить игрушки

облегчения

разумное

голубой

вернуть здоровье

радость

разумное


X. У вас на парте у каждого лежит лепесток

Задание:

Напишите каждый одно свое желание. (на что бы вы потратили единственный лепесток)

Составление коллажа «Цветок пожеланий»


XI. Итог урока.

1. Составить рассказ о Жене.

     2. Пересказать любую часть по выбору.

Вы хорошо, ребята,  поработали. Молодцы! Оценивая поступки Жени, наверняка, для себя сделали выводы о хороших поступках. Наш урок я хотела бы закончить словами: СЛАЙД 6

                     Добрым быть совсем-совсем не просто,

                             Не зависит доброта от роста.

                            Доброта приносит людям радость

                            И взамен не требует награды.

                            Доброта с годами не стареет,

                            Доброта от холода согреет.

                            Если доброта, как солнце, светит,

                           Радуются взрослые и дети.


-Зачем нам нужен был этот урок?

- За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя?

  Благодарю вас за урок. Вы - молодцы.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!