Интеллектуальная игра по русскому языку «Весёлая граматика»
1.Цели:прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру.
Развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оформление:высказывание о русском языке
2.Выступительное слово учителя:
Ведущий:Как вы думаете,хорошо ли мы знакомы с русским языком?Конечно мы на нём говорим,читаем,пишем письма. Слышим его по радио и с экранов телевизоров.
Уважаемые участники турнира! Сегодня мы проводим «Весёлую граматику» Вы все уже знаете, что это граматика- это наука,изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат русский язык.
1.Разминка «Угадай название нашей команды»
В нашей игре примут участие две команды. А как они называются, мы сейчас узнаем.
1-я команда:Название нашей команды обозначает предмет,отвечает на вопросы Кто? Что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
2-я команда:Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?, в предложении бывают сказуемым.
1.Конкурс «Всезнайка»
Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)
Каких звуков больше в русском языке? (согласных)
Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Какой звук обозначает ь? (не обозначает звука)
Сколько частей речи? ( )
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
Имена девочек с удвоенной согласной? (Анна, Алла, Инна)
Какие словари есть в русском языке? ( )
Что называем склонением? ( )
2. Конкурс. Игра «Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.
1. Сосуд, особого устройства, предрохраняющий помещенный в него продукт
от остывания и нагревания. (Термос)
2.Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (Акваланг)
3.Тот,кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
4.Круглая площадка в цирке, на которой даётся представление. (Арена)
5.Группа специалистов, рещающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
3. Конкурс: «Правильно ли мы говорим»
Учитель: Расставьте правильно ударение в словах(по 1 человеку от команды)
1.1 команда-агент,гусеница,торты,балуюсь, комбайнер, тефтели,кухонный,
украинский, красивее.
2 команда-мельком,мусоропровод, вахтёр,щавель,силос, квартал,августовский,
кружево, копировать.
4. Конкурс: «Чёрный ящик»
1.Ему все рады: и старые и молодые. В древние времена его достовляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживает дальние родственники,друзья. (письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нём ошибок.
Ребята давайте отредактируем его, так далее исправим ошибки.
Дарагойдрук, здраствуй!
Пишыттибе ПЬЮС. Как тыжывёш? Я жывувесила,многагуляйу и нилюблю делать уроки. Зато частобывайувзаапаркефкинонаречьки. Вот и фсёновасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи. Пьос.
5.Конкурс: Исправь пословицу.
Одна голова хорошо, а две некрасиво. (лучше)
Чтение-лучшее мучение . ( )
Одна нога здесь, а другая в гипсе (там)
Друзь познаются на контрольной (в беде)
Мал ноутбук, да дорог ( )
Трудно в учении-легко на каникулах ( )
После драки шапками не машут ( )
6.Конкус «Найди слова» используемые в морфологии и фонетике
А | Б | Н | К | П | О | Р | С | О | Я |
Г | Е | С | М | Ы | К | У | Ф | С | Ь |
В | Э | У | Р | Л | О | Ь | Ч | Н | А |
Ф | К | Ф | К | У | Н | М | Б | О | В |
С | О | Ф | Ф | И | Ч | З | У | В | Я |
П | Р | И | С | Т | А | В | К | А | М |
О | Е | К | Л | Я | Н | У | В | Т | О |
М | Н | С | О | Л | И | К | А | Ь | Ш |
У | Ь | Т | В | Д | Е | В | О | Я | Э |
Н | О | К | О | Р | Т | Н | Ь | Ф | В |
Суффикс,Окончание, Приставка,Звук,Основа,Корень,Буква, Слово.
7.Конкурс: «Цепочка слов»
колодец | цена | Абажур |
Ракета | Альбом | Монета |
Аппетит | Текст | Тепловоз |
Закон | Носки | Известие |
Единство | Отпуск | Космос |
Статуя | Ядро | Общество |
Овощи | Иностранец | Цех |
Художник | Костёр | Рассвет |
Тыл | Луч | Человек |
8.Конкурс: «Собери фразеологизмы»
Повесить Голову
Отводить Нос
Вешать Колеса
Бить Лапшу
Сматывать Калошу
Смотреть своз Глаза
Ломать Удочки
Гореть под Баклуши
Вставлять палки в Ногами
Сесть в Пальцы
9.Конкурс капитанов «Кто составить больше слов»
Составить слова из одного слова. (Соревнование)
Жюри подводит итоги, вручение дипломов.
Ведущий: Подведя итоги, хочется пожелать всем удачи,успехов в изучении русского языка.
Составила учительница русского языка:
Патталова Аселя Абдикеримовна