Птицы. Внешнее строение.
Лабораторная работа.
1. Перед вами представители трёх классов одного типа. Назовите эти систематические единицы.
2. Какие признаки объединяют этих животных в один тип?
3. В каких средах обитают эти животные?
4. Почему эти животные зимой спят?
Земноводные и пресмыкающиеся появились на Земле в период теплого влажного климата.
5. в период похолодания
Эволюция пошла
двумя путями:
- завершить развитие оставшихся в живых пресмыкающихся (приведите примеры доживших до наших дней пресмыкающихся)
- создать новые жизненные формы (классы). Какие появились животные?
Какие приспособления должны были появиться у новых форм жизни, чтобы выжить в условиях похолодания климата?
Какие классы животных появились в ходе эволюции?
- Теплые покровы (шерсть, перья)
- Усиление обмена веществ
- Совершенствование кровеносной и дыхательной систем
в результате этих изменений какой
появляется признак?
Теплокровность!
Попробуйте определить какой класс животных мы будем сегодня изучать?
Какую среду освоили птицы?
6. Как связаны эти предметы с темой нашего урока?
Определите задачи урока
- Чтобы ответить на вопрос нужно:
- 1. изучить внешнее строение птиц
- 2. Определить, как они приспособлены к среде обитания.
Сегодня на уроке вы получите оценки за:
1. работу на уроке
2. выполнение лабораторной работы
3. Бонусы: за внимательность
за смекалку
за логику и эрудицию
Общая характеристика птиц
(Выписать в тетрадь)
Положение в систематике
Царство: животные
Тип: хордовые
Подтип позвоночные
Класс: птицы
По данным МСО на февраль 2015 года
известно 10560 видов птиц .
археоптерикс
Происхождение птиц
гоацин
Признаки класса птиц
7. Чем птицы отличаются от пресмыкающихся?
Теплокровность, перьевой покров, крылья
Какие отделы тела можно выделить у птиц?
1
6
2
3
7
4
5
8. Назовите черты приспособления птицы к полету
Внешнее строение тела птицы
Тело имеет обтекаемую форму.
Шея гибкая. Челюсти видоизменены в клюв, покрытый роговыми чехлами – надклювьем и подклювьем .
9. С чем связано разнообразие клювов у птиц?
Форма клюва зависит от характера пищи
10. Как клюв способствует полету?
11. Какая часть тела птиц больше всего говорит о родстве с пресмыкающимися?
Вопрос – бонус!
1
3
2
12. Где изображена лапа птицы, а где – пресмыкающегося?
Впечатляют размеры лап птиц?
13. С чем связано разнообразие конечностей у птиц?
Форма конечностей зависит от среды обитания
Лабораторная работа
Задание 1
Изучите строение пера птицы, подпишите его части на рисунке
2. Используя рисунок, определите какие типы перьев находятся в вашей коллекции
пух
Нарисуйте и подпишите перья
Какие виды перьев использованы в этих изделиях?
Задание 3.
1) Какую форму имеет перо?
2) Возьмите зубочистку и пуховое перо, поднимите над партой и отпустите. Наблюдайте, как они будут падать. Объясните различия.
3) Возьмите ножницы и отрежьте очин под острым углом. Что вы увидите? Как такое строение пера можно объяснить?
Задание 4.
Вы, наверное, не раз видели как тщательно птицы ухаживают за перьями. Возьмите перо разъедините бородки первого прядка и попробуйте руками восстановить целостность опахала пера.
Удалось ли вам восстановить целостность пера?
Какие движения вы делали при этом?
Вопрос – бонус!
Попробуйте с помощью пальцев рук воспроизвести взаимодействие бородок второго порядка
Как связаны эти предметы с темой нашего урока?
Вопрос – бонус!
Застежка – молния?
Общий вывод:
Сегодня на уроке мы изучили:
- внешнее строение птиц;
- строение и виды перьев;
- приспособительные особенности птиц к полёту.
Домашнее задание
Параграф: 24
Ответить на вопросы