СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика Ивана Грозного

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: осветить два основных направления внешней политики Ивана Грозного; сформировать представление о причине поражения Российского государства  в Ливонской войне; о значении покорения Западной Сибири Ермаком

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика Ивана Грозного»

Класс 7 Дата 09.10.18

Тема урока: «Внешняя политика Ивана IV»

Цели урока:

  1. Осветить два основных направления внешней политики Ивана Грозного; сформировать представление о причине поражения Российского государства в Ливонской войне; о значении покорения Западной Сибири Ермаком.

  2. Развивать умения работать с источниками, проводить анализ, оценивать свою работу, решать проблемные вопросы.

  3. Воспитывать чувство сопричастности к судьбе Родины, патриотизм.


Тип урока: комбинированный с использованием презентации, включением игры, включением лекции и решения проблемных вопросов по теме.

Оборудование: карты-вкладыши «Российское государство в XVI веке», «Ливонская война»; презентация, учебник (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина), карточки-даты, карточки к игре «Выстраивание логического ряда».


Основные понятия: засечная черта, пищаль, ясак, острог.

Важнейшие даты:

  • 2 октября 1552 г. – взятие Казани русскими войсками.

  • 1581 – 1585 гг. – поход Ермака.

  • 1558 – 1582 гг. – Ливонская война.

  • 1569 г. Объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую.

Выдающиеся личности: Ермак Тимофеевич – казацкий атаман; Строгановы – богатые купцы, организаторы сибирского похода Ермака; Кучум – сибирский хан, противник Ермака; Стефан Баторий – польский король; воевода князь Иван Петрович Шуйский – руководил обороной Пскова.


 

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Актуализация знаний

  1. Интеллектуальная разминка

  1. По какому принципу образован ряд?

  • Алексей Адашев, А. Курбский, Сильверст.

  1. Какая дата лишняя?

  • 1521, 1550, 1551, 1556


  1. Игра «Выстраивание логического ряда». Аккумулирует умение визуально воспроизводить события. Логический ряд должен быть выстроен в хронологической последовательности. Учащимся ставится задача: исправить неточности в логической цепочке

Новый судебник, Избранная Рада, стояние на Угре и конец ордынского владычества над Русью, Стоглавый Собор, отмена кормлений, заповедные лета, венчание Ивана Грозного на царство, уложение о службе, присоединение Новгорода к Москве, судебник Ивана III, присоединение Твери к Москве.

( Присоединение Новгорода к Москве (1478) стояние на Угре и конец ордынского владычества над Русью (1480) присоединение Твери к Москве (1485)

судебник Ивана III (1497) Венчание на царство (1547) Избранная Рада (1547 – 1560) Новый Судебник (1550) Стоглавый Собор (1551) уложение о службе (1556) отмена кормлений (1556) заповедные лета (1581))

  1. И сторический аукцион

    1. Высший совещательный орган при великом князе (Боярская Дума).

    2. Система содержания должностных лиц за счет местного населения (местничество).

    3. Установленные государством обязательные платежи, взимаемые с населения (налоги).

    4. Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день (пожилое).

    5. Условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования (поместье).

    6. Владелец поместья (помещик).

  1. Проверка домашнего задания

  1. Перед уроком собираю карточки с выполненным индивидуальным домашним заданием.

  2. Беседа по вопросам

  • Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?

  • Каковы цели реформ Избранной рады?

Дополнительные вопросы на осознание материала: как привлекли широкие слои населения? какие слои привлекли?

  • Что такое Земский собор? Чем было вызвано их появление?

  • Какую роль играли Земские соборы?

  • Что такое приказы?

  • Какую роль в государственной жизни играли приказы?

  • Расскажите об изменениях в системе местного управления? Чем они были вызваны?

  • В чем суть военной реформы?


  1. Изучение нового материала

  1. Переход к изучению новой темы «Внешняя политика Ивана Грозного (1550 – 1580 гг.)», запись ее в тетрадях.

  • Рассмотрев внутреннюю политику Ивана Грозного 1550 – 1570 гг., необходимо узнать и о внешней политике царя Ивана Грозного, чтобы составить полное представление о времени правления первого русского царя.

  1. План лекции:

  1. Заво­евание Казанского ханства.

  2. Присоединение Астраханско­го ханства.

  3. Значение присоединения Поволжья к России.

  4. Оборона южных рубежей России.

  5. Покорение Западной Сибири.

  6. Начало Ливонской войны и окончание.

  1. Проблемные вопросы: почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе и Юге? Почему Русское государство не могло быстро освоить вновь присоединенные земли Сибири?

  2. Лекция с элементами беседы и использованием презентации

  1. Завоевание Казанского ханства. Наряду с внутрен­ними преобразованиями в середине XVI века Иван IV проводил энергичную внешнюю политику. После распада Золотой Орды наибольшую опас­ность для русских земель представляло Казанское ханство (карта, атлас).

  • Работа по карте.

Казанцы производили постоянные набеги на Русь. Их подвижные отряды разоряли погранич­ные уезды, выходили к Владимиру, Костроме и да­же далекой Вологде. В Казани скопилось около сот­ни тысяч русских пленных. Иван IV решил раз и навсегда обезопасить Рос­сию от набегов со стороны Казани. Царя активно поддержала церковь.

Планы завоевания территории ханства встретили одобрение у дворян. Дворяне хотели расширить свои владения за счет «казанской землицы». Купе­чество было, не прочь получить контроль над Вол­гой, что открывало широкие перспективы для тор­говли со странами Востока. Однако два первых по­хода русских войск на Казань (карточки-даты: 1547-1548, 1549-1550) оказались плохо подготовлены и закончились неудачей.

Подготовка к третьему походу велась более тща­тельно. Летом 1551 года (карточка–дата) неподалеку от Казани из за­ранее заготовленных деревянных конструкций была возведена крепость Свияжск (Слайд 2). Она стала местом сосре­доточения русских войск и опорным пунктом для на­ступления на Казань. В августе 1552 года (карточка-дата) 150-тысяч­ное русское войско, возглавленное царем, подсту­пило к городу и осадило его. Артиллерия русских на­считывала 150 орудий.

Казань была хорошо укреплена, и прямой штурм города привел бы к большим потерям. Саперы и ратники под руководством Ивана Выродкова построили две линии осадных сооружений, установили подвиж­ные башни, произвели подкоп под стены Казанского кремля (Слайд 3). В конце сентября мощный взрыв разрушил часть стены, и в пролом ринулись русские воины. (Карточка-дата) 2 октября 1552 года Казань была взята.

(Слайд 4)

  • Работа по плану на слайде «Взятие Казани»

Но не все казанцы признали власть Москвы. В де­кабре (карточка-дата) 1552 года на территории бывшего ханства вспыхнуло восстание. На помощь местной админист­рации из Москвы были посланы военные отряды, ко­торые беспощадно расправлялись с повстанцами. Ру­ководители восстания были взяты в плен и казнены в Москве. Население присягнуло на верность Ива­ну IV. Край был присоединен к Российскому государ­ству. В 1557 году началась раздача казанских земель русским служилым людям.

После взятия Казани Иван IV разослал во все кон­цы ханства грамоты с призывом переходить в рус­ское подданство. Он обещал населению сохранить за­нимаемые им земли и мусульманскую веру, а также защитить от внешних врагов. Под воздействием цар­ских грамот башкирские и удмуртские племена по­просились «под высокую руку русского царя».

  1. Присоединение Астраханского ханства (Слайд 5). В 1551 году ас­траханский хан, ставленник Крыма, предложил свою службу Ивану IV. Но в 1554-м, нарушив договор, он ограбил русское посольство, а затем напал на ногай­цев. Ногайские правители обратились в Москву с просьбой о защите.

В июне 1554 года русские войска и ногайские от­ряды без боя вошли в Астрахань. Ханский трон за­нял Дервиш-Али, служивший в России. Были осво­бождены многочисленные русские пленные. На Аст­раханское ханство была наложена дань — денежная и натуральная (3 тысячи рыб в год). Право заменять ханов перешло к русскому царю, астраханским же ханам вменялось впредь «государя себе не искать».

В 1555 году под угрозой крымского вторжения Дервиш-Али вышел из русской зависимости. В 1556 году к Астрахани были направлены русские войска. Несмотря на помощь крымского хана, приславшего тысячу воинов, пушки и пищали, астраханцы почти без боя присягнули Ивану IV. Астраханское ханство было окончательно присоединено к России.

Свою зависимость от Москвы вскоре признала Но­гайская Орда, располагавшаяся в Северном Прикаспии.

  1. Значение присоединения Поволжья (Слайд 6). Присоединение Ка­занского и Астраханского ханств обеспечило безопас­ность Российского государства на юге и юго-востоке, открыло пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами. Волга на всем ее протяжении стала русской рекой.

В состав Российского государства вошли многочис­ленные народы, населявшие территорию Поволжья. Они были земледельцами, скотоводами, вели актив­ную торговлю по волжскому пути. Теперь их истори­ческая судьба была тесно связана с Россией. Россий­ское государство стало многонациональным.

Присоединение Казани и Астрахани вызвало резкое недовольство султана Османской империи. Но так как в это время она была занята завоеванием стран Центральной Европы, то для ослабления России и получения добычи Турция использовала войска своего подданного крымского хана. Набеги крым­ских татар на русские земли стали более частыми и разорительными.

Для защиты от набегов было начато строительство Засечной черты — укрепленной линии из лесных за­валов (засек) и крепостей. В сочетании с природными преградами (реками, болотами, лесами) эти линии должны были остановить или задержать крымских татар. Первая засечная линия проходила от Брянска через Тулу на Рязань (карта).

  1. Причины и начало Ливонской войны (Слайд 7). Достигнув блестя­щих успехов на востоке, Иван IV обратил свои взоры на запад. Отсутствие портов на Балтике ограничива­ло русскую торговлю со странами Европы (карта). А широкие хозяйственные свя­зи с передовыми европейскими странами очень нужны были, это хорошо понимал Иван IV. Иван IV решил отвоевать владения Ливонского ор­дена, ослабленного внутренними раздорами, и заполу­чить гавани на Балтийском море. Для начала войны представился удобный повод. По договору с Россией, заключенному в начале XVI века, Ливонский орден должен был выплачивать дань за город Юрьев, неког­да построенный Ярославом Мудрым. В 1557 году ры­цари заявили о своем отказе платить эту дань.

  • По настенной карте и карте учебника на стр. 216 – 217 сравнить территории России и Ливонского ордена.

  • Ставится проблемный вопрос: кто должен победить в этой войне? Почему?

  • Учащимся предлагается выдвинуть свою гипотезу.

(Учащиеся могут предположить, что победит Россия, потому что она больше по территории, значит у нее территории проживает много людей, которые могут участвовать в войне и т.д..)

  • Посмотрите внимательно на слайд (Слайд 7). Назовите годы Ливонской войны.

  • Сколько лет длится война? Почему так долго? (Учащиеся высказывают предположения. Если они затрудняются, учитель говорит, что у России стало много сильных противников. Швеция, Дания, Речь Посполитая -
    против России).

В 1558 году царь объявил ордену войну. Русские войска вступили в Прибалтику, взяли города Дерпт (Юрьев) и Нарву, подошли к Ревелю и Риге. Ливон­ский орден был на краю гибели. Магистр ордена об­ратился к русским с просьбой о перемирии. Иван IV согласился на шесть месяцев сложить оружие. Но это было се­рьезной ошибкой. За время пере­мирия Ливонский орден перешел под покровительство Литвы и пе­рестал существовать как само­стоятельное государство. Король Польши и Литвы сумел привлечь на свою сторону Данию и Шве­цию, которые вступили в войну против России.

После окончания перемирия Иван IV попытался закрепить ус­пехи первых лет войны. В 1563 году московские полки продол­жили наступление и вступили в Литву. Русское командование решило нанести удар по городу-крепости Полоцку, который за­крывал пути на литовскую сто­лицу Вильно. В наступлении на Полоцк участвовала почти вся русская армия. Неширокая полоцкая дорога даже не могла вместить всей массы войск и обозов.

В первых числах февраля 1563 года русская армия вышла к Полоцку и начала его осаду. На рассвете 15 февраля полоцкий гарнизон сдался. Но на этом успе­хи русских войск закончились. В 1564 году последо­вал ряд крупных поражений от литовцев.

  1. Окончание Ливонской войны. После первых успехов положение России в Ливонской войне все более ос­ложнялось. В 1566 году Иван Грозный созвал Зем­ский собор для обсуждения вопроса: продолжать ли войну с Литвой или заключать мир? Собор высказал­ся за продолжение военных действий.

В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую. Вскоре на польско-литовский престол был избран Стефан Баторий, та­лантливый полководец. В 1579 году войска Батория перешли в наступление и отбили Полоцк. Русские были вытеснены из Ливонии. В 1581 году поляки вторглись в пределы Российского государства и оса­дили Псков. Пользуясь ослаблением России, против нее начала военные действия Швеция. Ее войска ов­ладели Нарвой.

Баторий привел 100-тысячное войско к Пскову. Осада города продолжалась пять месяцев. Оборону возглавил князь Иван Шуйский. Его вой­ска и жители города отбили более тридца­ти штурмов. Русские совершили около пя­тидесяти вылазок в стан врага. После по­лучения подкрепления войску Батория удалось с помощью тяжелых орудий про­бить бреши в городской стене и овладеть двумя башнями. Однако защитники Пско­ва взорвали захваченные врагом башни вместе с находившимися там вражескими солдатами. Армия Батория так и не смог­ла взять крепость. Но в 1582 году было за­ключено невыгодное для России перемирие с Речью Посполитой. В следующем году был подписан мир со Швецией.

Изнурительная Ливонская война, длив­шаяся 25 лет, закончилась поражением России. Не имея морского флота и союзников, она столкнулась с крупными европейскими держа­вами — Литвой, Польшей и Швецией. С юга ей по­стоянно угрожало Крымское ханство. Основная зада­ча — выход к побережью Балтийского моря — так и не была решена. Россия теряла все свои приобрете­ния в Ливонии и на востоке Литвы, большую часть побережья Финского залива. Только мужество за­щитников Пскова оградило страну от других терри­ториальных потерь.

  1. Присоединение Западной Сибири (Слайд 8). На Сибирское ханство в середине XVI века стали нападать южные кочевники. Поэтому хан Едигер перешел в российское подданство, надеясь получить от России защиту от набегов. Население этого ханства стало платить русскому царю ясак – дань пушниной.

  • Работа с картой

После завоевания Поволжья русские купцы Строгановы стали осваивать Предуралье, им царь дал 146 верст земли по реке Каме до Чусовой. Их владения доходили до Сибирского ханства. В 1563 году к власти пришел Кучум, потомок Чингисхана. Он отказался платить ясак. Возобновил набеги в Предуралье. Строгановы получили разрешение царя давать им отпор.

В 1581 году они послали отряд казаков во главе с атаманом Ермаком на стругах, помощником был атаман Кольцо.

В упорном бою взяли Кашлык (он еще называется Искер, Сибирь); у казаков было преимущество: они имели огнестрельное оружие.

Приближалась зима, город пуст, вокруг степь, топлива нет, продуктов тоже. Это пугало казаков. Они хотели вернуться назад. Но Ермак и его сторонники стали их убеждать остаться: «Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться нам нельзя. Коли бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!» («Родная старина», стр. 347.)

Отряд Ермака остался на зиму в Кашлыке, население обложили данью, своим «ребятушкам» запретили своевольничать. К весне из 500 человек осталось только 270: остальные погибли от холода и голода. Вот какой ценой русским доставалось освоение Сибири! Летом 1582 года был послан Иван Кольцо в Москву с письмом о завоевании Сибирского ханства. Он вернулся, привел в подкрепление 500 стрельцов, боеприпасы, жалованье и доспехи Ермаку – подарок царя Ивана IV.

  • Показ скульптуры Ермака на стр. 219 учебника работы скульптора Марка Антокольского (1843-1907) (очень важно именно в этом месте, когда говорится о подарке царя - Ермак изображен в доспехах). Но жить трудно. Кучум беспокоит. Хлеба мало. 5 августа 1584 года казаки на стругах пошли встречать бухарский обоз с хлебом. Обоз не встретили, устали, нашли место для ночлега при слиянии реки Вагая с Иртышом. Темнота, ветер, гроза, дождь. Ермак охрану не выставил. Кучум с отрядом оказался поблизости. Враги подкрались к казакам, весь отряд вырезали. Остались двое: один казак и Ермак. Атаман проснулся от стона раненого. Ермак схватился за оружие, отбиваясь, дошел до берега Иртыша и кинулся вплавь к стругам. Ранен был, силы слабели, доспехи тяжелы.

  • Показ рисунка художника Б. Дехтерева «Гибель Ермака» (Слайд 9).

Спасшийся казак вернулся в Искер, сообщил о гибели Ермака. Но царь (уже Федор Иванович) прислал казаков и стрельцов, которые упорно продвигались в глубь Западной Сибири, настигли и разбили Кучума, он бежал и вскоре погиб. Сибирское ханство покорено Россией. Открылся путь для освоения всей Сибири до Дальнего востока и берегов Тихого океана. Ермака не забыли. Народ помнил о нем и складывал песни. В 1839 г. в городе Тобольске, недалеко от того места, где находился древний Искер, ему поставлен памятник.


IV. Закрепление

  1. Заполнение и обсуждение таблицы «Результаты внешней политики Ивана Грозного».

    Успехи во внешней политике

    Неудачи во внешней политике

    1. Присоединение Казани

    2. Присоединение Астрахани

    3. Присоединение Поволжья

    4. Начальный этап Ливонской войны

    1. Неудачное начало завоевания Сибири

    2. Второй этап Ливонской войны стал неудачным и разорительным для России

  2. Решение проблемного вопроса: почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе и Юге?

  3. Решение проблемного вопроса: почему Русское государство не могло быстро освоить вновь присоединенные земли Сибири?


  1. Итог урока

  • В ходе активной военной деятельности Россия присое­динила территорию Поволжья, усилила свои позиции в Прибалтике. Продолжалось формирование страны как многонациональной державы. Задачи внешней политики России на будущее обозначились четко: борьба за выход в Балтийское море, дальнейшее освоение Сибири. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией на долгие годы.


  1. Домашнее задание

§ 24, в. РТ – з. 3,5. Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана Грозного?


Используемая литература:

    1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., Просвещение, 2003 г.

    2. Бордовский Г.А., Извозчикова В.А. Новые технологии обучения. – М., 2005.

    3. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2009 (Мастерская историка).

    4. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

    5. История. 5 – 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель. 2010.

    6. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.- ВАКО, 2006


Ход Ливонской войны

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!