СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка "Волшебное царство растений"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности направлена на расширение и углубление знаний учащихся по биологии и экологии, развитие  познавательных интересов учащихся, формирование на основе биологических знаний и учений,  ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка "Волшебное царство растений"»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности



«ВОЛШЕБНОЕ ЦАРСТВО

РАСТЕНИЙ»

5-6 класс

Учитель: Красильщикова Т. Н.















г. Южа

2018 г.









Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебное царство растений» составлена на основе нормативно — правовой базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 08.04.2015г.)

  • Основной образовательной программы МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи (утверждена приказом №54 от 22.05.2015 г.);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации

внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960

- на основе примерных программ внеурочной деятельности авторы Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.


Программа курса «Волшебное царство растений» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебное царство растений» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

  • Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческойдеятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

Задачи:

  • Формировать представления об образе Земли, как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

  • Обучать учащихся работать с научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.

  • Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся.

В целом преподавание курса «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «Волшебное царство растений» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. В содержании курса интегрированы знания из различных областей биологии, экологии, географии, геологии. При этом необычное, загадочное, удивительное учащиеся находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.

Организация работы с различного рода познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ:это рассматривание рисунков окаменелостей — остатков ископаемых организмов, работа с рисунками растений, с использованием овощей и дикорастущих трав. Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать при изучении многих вопросов курса (история открытия удивительных растений, родина комнатных растений и экзотических фруктов, области распространения интересных растений, растительный мир океанов и т. д.). Помимо имеющихся в школе настенных карт, целесообразно использовать географические атласы для школьников.

Теоретические занятия в классе следует по возможности дополнить виртуальными экскурсиями: в ботанический сад, музей.

Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Личностными результатами являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, понимание образования как личностной ценности;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами обучающихся изучения курса«Планета загадок»являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной деятельности и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять формационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, другие учреждения );

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


Предметными результатами обучающихся изучения курса«Волшебное царство растений» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами

  • нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


5 класс

Введение .(1 час)

Предмет ботаники. Значение растений в природе и жизни человека.

Тема 1 История взаимоотношений человека и природы (5 часов)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция.

Необходимость бережного отношения к окружающей среде. 

Тема 2 История и структура ботаники (3 часа)

Основоположники науки, их заслуги и учение. Аристотель, Теофраст, Ж.Б.Ламарк, К.Линней, Ч.Дарвин, Н.Вавилов и др. Ботаника ее структура (анатомия, физиология, морфология, систематика, геоботаника, селекция, цитология, биохимия, палеоботаника, экология и др).

Тема 3. Ботаника — наука о растениях (6 часов)

Место и значение ботаники в системе биологических дисциплин.

Роль растений в жизни нашей планеты и человечества. Растения — основной компонент биосферы.

Принципы ботанической классификации. Основные таксономические категории. Разделение царства растений на две группы: низшие и высшие растения. Место высших растений в системе органического мира.

Отличительные признаки растений: автотрофность, наличие клеточной оболочки (клеточной стенки), осмотический тип питания, длительный рост, прикрепленный образ жизни, особенности расселения.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 4. Этапы развития растительного мира. (5 часов)

Палеоботаника. Как изучают прошлое Земли. Изменение и развитие растительного мира. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, появление водорослей, выход организмов на сушу. Псилофиты – первые наземные растения. Леса каменноугольного периода. Что такое ледниковый период? Растительный мир ледникового периода. Расцвет папоротников и голосеменных (хвойных) в мезозое. Меловые отложения. Образование торфа и каменного угля.

Основные причины усложнения в строение растений.

Заочная экскурсия в палеонтологический или геологический музей.

Тема 5. Разнообразие растений (14 часов)

Растения, их разнообразие и значение. «Тайна растений». Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Альгология – наука о водорослях. Основные признаки, характеристика, систематика, строение. «Морская капуста» и др. водоросли.

Лихенология – наука о лишайниках.Общая характеристика лишайниковРазмножение лишайников. Значение лишайников

Моховидные. Мох как сырье для промышленности.

Папоротниковидные. День Ивана Купалы или когда цветет папоротник?

Систематика и краткая характеристика отдела, схема жизненного цикла папоротниковидных.

Деревья, кустарники, травы. Лес – источник всех чудес. Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков.

Объяснение названий растений. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах

Культурные растения.

Просмотр фильма ВВС.

Проектная деятельность: составление и защита творческой работы (презентации).


6 класс


Тема 6. Семенные растения, их многообразие и значение (26 часов)

Происхождение семенных растений. Общая характеристика. Особенности семенных растений.

Отдел Голосеменные растения или Хвойные. Характерные отличия размножения голосеменных от размножения споровых растений. Значение голосеменных.

Отдел Цветковые растения или Покрытосеменные.

Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Основные отличия покрытосеменных растений от голосеменных. Прогрессивные черты организации, позволившие покрытосеменным растениям оптимально приспособиться к современным условиям существования на Земле. Многообразие жизненных форм у цветковых растений. Значение покрытосеменных растений.

Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Основные признаки, лежащие в основе деления покрытосеменных растений на семейства. Краткая характеристика основных семейств класса Двудольные (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки).

Растения в жизни человека. Роль растений в природе и жизни людей. Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком.

Декоративные растения, их использование в озеленении. Различные направления использования декоративных растений. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды.

Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах. Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка ), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Лекарственные растения Красной книги Ивановской области. Практические работы «Определение лекарственных растений по рисункам».

Наркотические и ядовитые растения. Технические растения и их использование. Сорные растения - их вред и польза. Растения – индикаторы. Растения – хищники.

Растения прошлого. Реликты и эндемики Южского края.Реликтовые растения: чилим, можжевельник кавказский, тис ягодный, сосна, ель, пихта. История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Виртуальные экскурсии в природу для знакомства с местной флорой; в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

Тема 7. Охрана природы Ивановской области (8 часов)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Красная Книга растений Ивановской области. «Виртуальное путешествие по Красной книге».

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, природные парки, памятники природы, и др. Виртуальные экскурсии в заповедники России. Охраняемые территории Ивановской области и Южского края. Клязьминский заказник. Памятники природы. Редкие и охраняемые растения. Игра-конкурс «Зелёная аптека».


Защита проектно-исследовательских работ по теме: «Растения»


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



5 КЛАСС

(1_ч. в неделю, всего __34_ч)

Название темы

Количество часов

Всего

Всего

Всего


Введение .Предмет ботаники. Значение растений в природе и жизни человека.

1

1


1.

История взаимоотношений человека и природы

5

5


2.

История и структура ботаники

3

3


3.

Ботаника — наука о растениях

6

6


4.

Этапы развития растительного мира

5

5


5.

Разнообразие растений

14

8

6

Итого:

34

28

6






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



6 КЛАСС

(_1_ч. в неделю, всего __34_ч)


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Семенные растения, их многообразие и значение.

26

25

1

2.

Охрана природы Ивановской области

8

5

3

Итого:

34

30

4


















УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

  2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

  3. Большойатлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей М.: Эгмонт, Россия Лтд, 200

  4. Востриков С.Я. Наш любимый край. Ярославль, 1990. 126с.

  5. Головкин Б . Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

  6. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

  7. Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985

  8. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

  9. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

  10. Новичков Д.В. Физическая география Ивановской области. Шуя, 2003. 152 с.

  11. Плешаков А.А., А. А. Румянцев Великан на поляне или первые уроки экологической этики./ М.: Просвещение, 2009

  12. Природа Ивановской области. Под ред. А.М.Лобанова., Ярославль. 1984

  13. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005

Интернет-ресурсы.

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. ttp://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!