Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357),
Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне.
На следующих ступенях возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно. Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах обучающихся, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование визуализированного контента, интерактивных заданий с применением игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса создают благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения обучающимися нравственных норм.
Цель курса: расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии, с опорой на уроки и опыт прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Задачи курса:
- содействие обучающемся в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде определенных фактов и понятий, представлений. Именно представления позволяют приблизить ученика к сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности. Попутно факты и представления при их анализе и осмыслении содействуют формированию сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Место курса в учебном плане:
В учебном плане на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Рекомендуемые универсальные ресурсы
для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий:
1. https://deti-online.com/raskraski/russia/zimniy-dvorec-v-sankt-peterburge/
2. https://russia.tv/video/show/brand_id/14225/episode_id/983062/video_id/993675/
3. https://vraki.net/blogi/zanimatelnoe-zadanie-po-russkomu-yazyku.html
4. https://multiurok.ru/index.php/files/olimpiada-po-russkomu-iazyku-1-klass-17.html
5. https://interneturok.ru/
6. https://infourok.ru/raskraski-po-matematike-klass-2200496.html
7. https://stranamasterov.ru/
8. https://chessday.ru/
9. https://izi.travel/ru
10. https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/746-..
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах обучающихся, но и на их обязанностях, неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся
Раздел 1 Спортивно –оздоровительное направление»-4 ч.
Раздел 2 «Художественно-эстетическое направление»-15 ч.
Раздел 3 « Военно-патриотическое и гражданское воспитание»-6 ч.
Раздел 4. «Научно-познавательное направление»- 6 ч.
Раздел 5. «Общественно полезная и проектная деятельность» - 2 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | Дата |
По плану | По факту |
Раздел 1 «Спортивно –оздоровительное направление»-4ч. |
1 | Вводное занятия | 1 | Составление безопасного маршрута | | |
2 | Спорт любить здоровым быть | 1 | Предоставить возможность знать важность активного образа жизни | | |
3 | Лечебная физкультура | 1 | Предоставить возможность знать важность активного образа жизни | | |
4 | Часы здоровья | 1 | Использование традиционного блюда .ее польза для здоровья | | |
Раздел 2 « Художественно-эстетическое направление»-15 ч. |
5 | День знаний Зачем учиться? | 1 | Интеллектуальный марафон | | |
6 | Моя музыка | 1 | Музыкальный конкурс талантов | | |
7 | С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках | 1 | Социальная реклама | | |
8 | Ежедневный подвиг учителя | 1 | Мини сочинение | | |
9 | Отец - родоначальник | 1 | Фото истории | | |
10 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | 1 | Групповая дискуссия | | |
11 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | 1 | Работа с интерактивной картой | | |
12 | О, руки наших матерей | 1 | Конкурс чтецов | | |
13 | Зачем мечтать | 1 | Групповое обсуждение | | |
14 | «Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» | 1 | Музыкальная гостиная | | |
15 | К.С. Станиславский и погружение в волшебный мир театра | 1 | Чтение по ролям | | |
16 | «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать…» | 1 | Интеллектуальный марафон | | |
17 | «Я знаю, что все женщины прекрасны» | 1 | Конкурс стихов о женщинах | | |
18 | Искусство и псевдо искусство | 1 | Творческая лаборатория | | |
19 | «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...» | 1 | Литературная гостиная | | |
Раздел 3 «Военно-патриотическое и гражданское воспитание»-6 ч. |
20 | Герб страны как предмет нашей гордости | 1 | Экспертное интервью | | |
21 | «…осталась одна Таня» | 1 | Работа с дневником героя | | |
22 | Герои мирной жизни | 1 | Встреча с героями нашего времени | | |
23 | На страже Родины | 1 | Литературная гостиная: рассказы о войне | | |
24 | Гимн России | 1 | Работа с газетными и интернет-публикациями | | |
25 | Новость слышала планета: «Русский парень полетел» | 1 | Работа с биографией | | |
Раздел 4. « Научно-познавательное направление»- 6 ч. |
26 | Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… | 1 | Работа с интерактивной звездной картой | | |
27 | Жить – значит действовать | 1 | Проблемная дискуссия | | |
28 | Путешествие по России | 1 | Виртуальная экскурсия | | |
29 | «Зелёные» привычки»: сохраним планету для будущих поколений | 1 | Фестиваль идей | | |
30 | День детских общественных организаций | 1 | Работа с видеоматериалами | | |
31 | Перед нами все двери открыты | 1 | Творческий флешмоб | | |
Раздел 5. « Общественно полезная и проектная деятельность» - 2 ч. |
32 | «Величественны и просты слова Единого Закона всей Отчизны, Дарующего главные права: Работать, радоваться жизни» | 1 | Эвристическая беседа | | |
33 | Праздник Первомай | 1 | Встреча с людьми разных профессий | | |
34 | Резерв | 1 | | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИЛОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя:
Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2019.
Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство
"Астрель", 2019.
Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2018.
Литература для учащихся:
Клиентов, А.Е. Города России : [для среднего школьного возраста] / Алексей Клиентов. - Москва : Белый город, 2018
С чего начинается Родина : стихи : [для среднего школьного возраста / худож. И. В. Максимова [и др.] ; отв. ред. В. С. Рябченко]. – Москва.
Наталья Андрианова: Россия для детей (от 6 до 12 лет), Издательство: Эксмо, 2021 г.
Интернет ресурсы: (добавить свои)
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ДАТА | Форма коррекции (объединение тем, и т.п.) | Причина коррекции (болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) |
Занятие, которое требует коррекции (пропущенное по причине) | Занятие, которое содержит коррекцию |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |