СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " адыгагъэм итыгъэнэбзый"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа раскрывает национальные традиции и обычаи адыгского народа.Знакомит учащихся с культуром и бытом своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " адыгагъэм итыгъэнэбзый"»

АДЫГАГЪЭМ ИТЫГЪЭНЭБЗЫЙ

4 класс.

Данная программа по внеурочной деятельности общекультурного направления разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012   № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

  • от 09.03.2010г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями, в ред. от 01.02.2012);

  • Закон Республики Адыгея от 27.12.2013 № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;

  • Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.07.2006 г. № 115 «О национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта»;

  • - от 11.06.2014 № 601 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 02.03.2015, от 28.08.2015 г);

  • - от 06.07.2011 № 3406 «О методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Республики Адыгея, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;

. При изложении учебного материала главное внимание сосредотачивается на тех понятиях, которые используются в данной дисциплине: культура, народ, толерантность.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

-познакомить учащихся с духовно- эстетическим и культурным наследием адыгского народа, формировать черты гражданственности и патриотизма..

- через адыгскую культуру воспитывать у учащихся национальную и этнокультурную толерантность, а также формирование общекультурных ценностей.

-сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношениях в семье.

-познакомить учащихся с образом жизни предков, их увлечения (адыгские кони), с методами воспитания детей;

- разбираться с традиционными адыгскими нормами поведения в обществе;

-передавать с помощью выразительных средств характеристику героев произведении;

- сформировать правильную дикцию при выразительном чтении;

-знание изученных скороговорок, пословиц, загадок на уровне применения на других уроках и занятиях внеурочной деятельности.


-воспитание эмоционально-ценностного отношения к морально- нравственному кодексу «адыгагъэ, нахъыжъыгъэ ».

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что занятия во внеурочной деятельности развивает познавательный интерес к общекультурным ценностям, любознательности, воспитание обычаями и традициями своего народа, расширению кругозора.. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса к культуре адыгского народа.

Количество часов на внеурочную деятельность 34часа год, в неделю – 1ч.

Содержание курса строится на материале исторических фактов, фольклора (былины, предания, мифы) традиционных лирических песен. Выявляется роль народов Адыгеи в историю страны и в становлении национального характера культуры; характерные особенности местных традиций в изобразительно-прикладном народном творчестве.

Тематика тесно связана со следующими школьными предметами: история России, история Адыгеи, русская литература, адыгейская адыгейская литература, МХК, музыка, ИЗО, география.

1 раздел : раскрывает семейные ценности в воспитании и рождении детей. Роль традиции в умственном развитии детей. Знакомство с традиционными обычаями (кушъэхапхэ, лъэтегъэуцу).Инсценировка с учащимися.

2 раздел: адыги- как этнос.12 племён адыгов. Этноним «адыгагъэ» и морально-нравственный кодекс «адыгэ хабзэ».

3раздел: раскрывает отношение адыгов к жизни и своему здоровью, пища и блюда, источник долголетия, пословицы, связанные с образом жизни. Значение культурного наследия «уимафэшlу».

4раздел:знакомство учащихся с породами адыгских лошадей. Роль коней в жизни адыгов. Отрывок из романа Т.Керашева «Одинокий всадник».Инсценировка сказки «Случай с волком».

5раздел : отношение к старшим. Обычаи и традиции в присутствии старших. Взаимоотношения между старшими и младшими. «Похвала» в адыгской семье. Знакомство с традициями поведения в обществе, соблюдение общекультурных ценностей адыгов, созданные в веками нашими предками.

Формы и виды организаций: беседы, познавательно- развлекательные, ролевые игры, тематические устные журналы, диспуты, инсценированные представления, круглые столы (хъакlэщ lушхэр).

-игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, диспуты, беседы, викторины),

-собеседования (индивидуальное и групповое),

-организация экскурсий в районный музей имени Х.Андрухаева;

-посещение концертов адыгских фольклорных коллективов;

-организация этнографических экспедиций по аулам района и Республики;

-участие в районных и республиканских национальных фестивалях.

-тематические устные журналы, инсценированные представления, праздники народного календаря ,посещение музеев, просмотр фильмов.

Психологическое обеспечение программы:

-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

-создание творческой атмосферы и желания у учащихся ;

-проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.

-применение индивидуальных, групповых форм обучения.

Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать учащимся завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках важна активность учащихся, его участия в обсуждения










Тематическое планирование. 4класс.


Тема

Сыхьат

Мафэхэр

I

Раздел. Адыгэ сабыир зэрапlурэр 1 четверть.

8


1

Цlыфышъхьэр анахь лъапl

1


2

Цlэусын хабзэр

1


3

Кушъэр сабыим идай

1


4

Кушъэхапхэр

1


5

Сабыигъом ихабзэхэр

1


6

Лъэтегъэуцу

1


7

Лъэтегъэуцом иусэхэр

1


8

Зэфэхьысыжь

1


II

Раздел..Адыгэмрэ адыгагъэмрэ2 четверть.

4


1

Адыгэ лъэпкъхэр

1


2

Адыгагъэр

1


3

Хабзэм лъэпкъыр къыкъонэжьы

1


4

Гущыlэжъхэм язэхэгъэуцон

1


III

Раздел II.Адыгэ Iэзакlэр

4


5

.Псауныгъэм икъэухъумэн

1


6

Псауныгъэмрэ шхынымрэ

1


7

Псауныгъэмрэ псэукlэмрэ

1


8

Зэфэхьысыжь

1


IV

Раздел.Адыгэ шыур.3 четверть

10


1

Адыгэ шы лъэпкъхэр

1


2

Усэ «Тыгъужъым икъэбар»

1


3

Шымрэ лlымрэ

1


4

Кlэрэщэ Т. «Шыу закъу»

1


5

Хабзэмрэ шыумрэ

1


6

Шыу хьакlэр

1


7

Шыу хьакlэр

1


8

Шыгъачъэхэр

1


9

Шыгъачъэхэм язэхэщэн

1


10

Зэфэхьысыжь.Гущыlалъэхэр.

1


IV

Раздел . Нахьыжъым игъэлъэпlэн. 4 четверть.

8


1

Ныбжьымрэ хабзэмрэ.

1


2

Шъхьэкlэфэныгъэр

1


3

Шъхьэкlэфэныгъэм игущыlэшъхэр

1


4

Щытхъу lофышlэнхэр.

1


5

Еджапlэм епэсыгъэ шэн-зекlуакlэхэр

1


6

Лъэс гъогурыкlо хабзэхэр

1


7

Цlыф кlопlэ хабзэхэр

1


8

Iэнэ хъурай.

1



Зэкlэмкlи

Сыхьат.34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!