АДЫГАГЪЭМ ИТЫГЪЭНЭБЗЫЙ
4 класс.
Данная программа по внеурочной деятельности общекультурного направления разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
от 09.03.2010г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями, в ред. от 01.02.2012);
Закон Республики Адыгея от 27.12.2013 № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.07.2006 г. № 115 «О национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта»;
- от 11.06.2014 № 601 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 02.03.2015, от 28.08.2015 г);
- от 06.07.2011 № 3406 «О методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Республики Адыгея, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
. При изложении учебного материала главное внимание сосредотачивается на тех понятиях, которые используются в данной дисциплине: культура, народ, толерантность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
-познакомить учащихся с духовно- эстетическим и культурным наследием адыгского народа, формировать черты гражданственности и патриотизма..
- через адыгскую культуру воспитывать у учащихся национальную и этнокультурную толерантность, а также формирование общекультурных ценностей.
-сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношениях в семье.
-познакомить учащихся с образом жизни предков, их увлечения (адыгские кони), с методами воспитания детей;
- разбираться с традиционными адыгскими нормами поведения в обществе;
-передавать с помощью выразительных средств характеристику героев произведении;
- сформировать правильную дикцию при выразительном чтении;
-знание изученных скороговорок, пословиц, загадок на уровне применения на других уроках и занятиях внеурочной деятельности.
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к морально- нравственному кодексу «адыгагъэ, нахъыжъыгъэ ».
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что занятия во внеурочной деятельности развивает познавательный интерес к общекультурным ценностям, любознательности, воспитание обычаями и традициями своего народа, расширению кругозора.. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса к культуре адыгского народа.
Количество часов на внеурочную деятельность 34часа год, в неделю – 1ч.
Содержание курса строится на материале исторических фактов, фольклора (былины, предания, мифы) традиционных лирических песен. Выявляется роль народов Адыгеи в историю страны и в становлении национального характера культуры; характерные особенности местных традиций в изобразительно-прикладном народном творчестве.
Тематика тесно связана со следующими школьными предметами: история России, история Адыгеи, русская литература, адыгейская адыгейская литература, МХК, музыка, ИЗО, география.
1 раздел : раскрывает семейные ценности в воспитании и рождении детей. Роль традиции в умственном развитии детей. Знакомство с традиционными обычаями (кушъэхапхэ, лъэтегъэуцу).Инсценировка с учащимися.
2 раздел: адыги- как этнос.12 племён адыгов. Этноним «адыгагъэ» и морально-нравственный кодекс «адыгэ хабзэ».
3раздел: раскрывает отношение адыгов к жизни и своему здоровью, пища и блюда, источник долголетия, пословицы, связанные с образом жизни. Значение культурного наследия «уимафэшlу».
4раздел:знакомство учащихся с породами адыгских лошадей. Роль коней в жизни адыгов. Отрывок из романа Т.Керашева «Одинокий всадник».Инсценировка сказки «Случай с волком».
5раздел : отношение к старшим. Обычаи и традиции в присутствии старших. Взаимоотношения между старшими и младшими. «Похвала» в адыгской семье. Знакомство с традициями поведения в обществе, соблюдение общекультурных ценностей адыгов, созданные в веками нашими предками.
Формы и виды организаций: беседы, познавательно- развлекательные, ролевые игры, тематические устные журналы, диспуты, инсценированные представления, круглые столы (хъакlэщ lушхэр).
-игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, диспуты, беседы, викторины),
-собеседования (индивидуальное и групповое),
-организация экскурсий в районный музей имени Х.Андрухаева;
-посещение концертов адыгских фольклорных коллективов;
-организация этнографических экспедиций по аулам района и Республики;
-участие в районных и республиканских национальных фестивалях.
-тематические устные журналы, инсценированные представления, праздники народного календаря ,посещение музеев, просмотр фильмов.
Психологическое обеспечение программы:
-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
-создание творческой атмосферы и желания у учащихся ;
-проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
-применение индивидуальных, групповых форм обучения.
Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать учащимся завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках важна активность учащихся, его участия в обсуждения
Тематическое планирование. 4класс.
№ | Тема | Сыхьат | Мафэхэр |
I | Раздел. Адыгэ сабыир зэрапlурэр 1 четверть. | 8 | |
1 | Цlыфышъхьэр анахь лъапl | 1 | |
2 | Цlэусын хабзэр | 1 | |
3 | Кушъэр сабыим идай | 1 | |
4 | Кушъэхапхэр | 1 | |
5 | Сабыигъом ихабзэхэр | 1 | |
6 | Лъэтегъэуцу | 1 | |
7 | Лъэтегъэуцом иусэхэр | 1 | |
8 | Зэфэхьысыжь | 1 | |
II | Раздел..Адыгэмрэ адыгагъэмрэ2 четверть. | 4 | |
1 | Адыгэ лъэпкъхэр | 1 | |
2 | Адыгагъэр | 1 | |
3 | Хабзэм лъэпкъыр къыкъонэжьы | 1 | |
4 | Гущыlэжъхэм язэхэгъэуцон | 1 | |
III | Раздел II.Адыгэ Iэзакlэр | 4 | |
5 | .Псауныгъэм икъэухъумэн | 1 | |
6 | Псауныгъэмрэ шхынымрэ | 1 | |
7 | Псауныгъэмрэ псэукlэмрэ | 1 | |
8 | Зэфэхьысыжь | 1 | |
IV | Раздел.Адыгэ шыур.3 четверть | 10 | |
1 | Адыгэ шы лъэпкъхэр | 1 | |
2 | Усэ «Тыгъужъым икъэбар» | 1 | |
3 | Шымрэ лlымрэ | 1 | |
4 | Кlэрэщэ Т. «Шыу закъу» | 1 | |
5 | Хабзэмрэ шыумрэ | 1 | |
6 | Шыу хьакlэр | 1 | |
7 | Шыу хьакlэр | 1 | |
8 | Шыгъачъэхэр | 1 | |
9 | Шыгъачъэхэм язэхэщэн | 1 | |
10 | Зэфэхьысыжь.Гущыlалъэхэр. | 1 | |
IV | Раздел . Нахьыжъым игъэлъэпlэн. 4 четверть. | 8 | |
1 | Ныбжьымрэ хабзэмрэ. | 1 | |
2 | Шъхьэкlэфэныгъэр | 1 | |
3 | Шъхьэкlэфэныгъэм игущыlэшъхэр | 1 | |
4 | Щытхъу lофышlэнхэр. | 1 | |
5 | Еджапlэм епэсыгъэ шэн-зекlуакlэхэр | 1 | |
6 | Лъэс гъогурыкlо хабзэхэр | 1 | |
7 | Цlыф кlопlэ хабзэхэр | 1 | |
8 | Iэнэ хъурай. | 1 | |
| Зэкlэмкlи | Сыхьат.34 |