СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ "Каплиграфика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ "Каплиграфика"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей с ОВЗ

«Каплиграфика»

(общекультурное направление)

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год


Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфика» разработана на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ «Карапсельская СОШ №13»

Направленность курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»

Цель: Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.

Задачи:

*развивать художественный вкус пространственное воображение, память, творчество и фантазию

*обучатьразным приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

*воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»

Проблема развития мелкой моторики обучающихся с ОВЗ весьма актуальна, так как именно сенсомоторика – согласованность в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников ОВЗ уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся ОВЗ  наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.

Побуждать пальцы работать - одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с разными проблемами, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу три задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма, развитию речи.  

Форма организации внеурочных занятий

Основной формой занятия является практические занятия, которое строятся через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального подхода.

- занятия в онлайн формате в программе ZOOM;

-выставки;

-участие в конкурсах;

Формы контроля: творческие работы обучающихся.



Описание места курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут в очном формате, 20 минут в дистанционном.



Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

«Каплиграфика» вносит важные аспекты в развитие личности школьника с ОВЗ и закладывает основы развития речи, творчества и художественного мышления. Программа дополнительного образования построена так, чтобы через нетрадиционные методы рисования отлично сочетались с комплексной коррекцией речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал. Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционной развивающей работы может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов рисования , направленны на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования дает возможность для развития мелкой моторики итворческих способностей детей с ОВЗ.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей.

Планируемые результаты

освоения курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

-Положительная мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние внутренние мотивы:

- определять причины успеха и неудачи в деятельности;

- демонстрировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- осознание личности как гражданина России, общества:

- демонстрировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- проявлять интерес к развитию этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения

- умение работать коллективно.

Метапредметные результаты:

Познавательные

*Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- устанавливать аналогии.

*Владеть общим приемом решения поставленных задач:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.










Содержание курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»,

с указанием количества часов и планируемых результатов.

1.(8ч)

В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.

Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • различать основные и смешанные цвета, демонстрировать элементарные правила их смешивания;

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

  • Овладение разными видами ручной умелости.

Ученик получит возможность научиться:

  • верно держать лист бумаги, карандаш;

  • правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

  • смешивать разные краски для получения другого цвета

  • работать с акварелью, гуашью

  • Творческое применение знакомых техник, приемов и материалов в

  • художественной деятельности.



II. Нетрадиционные техники рисования (18ч)

Мир полон чудес и превращений. Тиснение. Кляксография обычная. Кракле из яичной скорлупы. рисование клеем.. рисование по мокрому листу. Рисование тычком. Граттаж. Рисование ладошкой. Рисование пальчиками. Рисование на манке. Купаем картинку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится

  • развивать фантазию, воображение,кисти рук и пальцев;

  • развивать речь.

  • рисовать рисунки в нетрадиционных техниках

  • пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;

  • овладение приемами работы с разными инструментами.

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

Ученик получит возможность научиться:

  • подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.

  • рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками

III.Декоративно-прикладное искусство. (8ч)

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.

Дымковская игрушка. Гжель. Филимоновкая игрушка. Хохлома. Русская матрешка. Русский пряник. Игрушки – свистульки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится

  • рисовать разные в разной технике декоративно-прикладного искусства

  • различать техники декоративно-прикладного искусства;

  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

  • рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками

  • познакомиться с произведения выдающихся художников и народных мастеров и их техникой рисования

Ученик получит возможность научиться:

  • подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.

  • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д



СТРУКТУРА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАПЛИГРАФИКА» И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

№ п\п

Содержание курса

Наименованиетемы

Общее количество часов

Из них

Теоретические часы

Практические часы

1.

I

Цветоведение

2

II

Нетрадиционные техники рисования

18ч

14ч

3

III

Декоративно-прикладное искусство

4

I-III

Выставка лучших работ





ИТОГО

34ч

25ч


Тематическое планирование

с указанием основных видов учебной деятельности

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося.


Дата проведения

Коррекционно- развивающая

работа





планируемая

фактическая





Цветоведение 8ч (теории 2ч,практики 6ч)

Цель:формирование культуры цветового восприятия.работы с цветом

Задачи:

-развивать творческие способности в области цвета

-применять умения и навыки на основе усвоения теории цвета

-воспитывать аккуратность и терпение.





1

Колористика и цвет

теория

Познакомиться с основами колористики. Повторить все цвета Познакомить с техникой безопасности работы с разными видами красок (акварельными, гуашевыми).

04.09


Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения через в игровых упражнениях на мелкую моторику рук





2

Природа цвета и света

практика

Рисовать пейзаж «Осенний лес». Смешивать разные цвета для получения нового цвета

11.09


Развитие мелкой моторике рук Развитие мыслительные операций, развитие внимания, развитие памяти





3

Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве.

практика

Рисовать натюрморт и карандашной технике. Оттенить свет и тень на натюрморте.

18.09


Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на мелкую моторику рук и на бездефектном речевом материале.






4

Цвет и эмоции

практика

Понимать .что такое цвет, холодные и тёплые цвета, особенности холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточного

25.09


Развитие мыслительных операции, через мелкую моторику пальцев рук. Развития эмоциональнльногофона ребёнка





5

Символикацвета.

практика

Рисовать на свободную тему. Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали

02.10


Развитие мелкой моторике на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.






6

Три основные краски, строящие многоцветие мира

теория

Рисовать тремя основными красками. Знать какой цвет получится при смешивании двух красок.

09.10


Развития внимания и воображения. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.






7

Цветовые гармонии. Цветовой круг.

практика

Научиться рисовать цветовой круг.

Различать все оттенки красок в цветовом круге.

16.10


Развития воображения и мышления.

Развитие мелкой и крупноймоторики пальцев рук





8

Цвет в живописи.

практика

Познакомиться с русскими живописцами. Рассматривать пейзажи русских художников.

23.10


Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторике рук и пальцев.

Формирование связной речи





9

Изображение и реальность

теория

Познакомиться с нетрадиционными техниками рисования. Рассмотреть разные рисунки выполненные в разных техниках

30.10


Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения через мелкую моторику пальцев в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.






10

Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи

практика

Раскрасить лист бумаги гуашевой краской. Натереть восковой свечой. Нарисовать пейзаж «Ночное небо»


13.11


  Развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук Развитие зрительной памяти и творческого воображения





11

Для художника любой материал может стать выразительным

теория

Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать с помощью каких художественных средств художник добивается того .чтобы стало понятно ,что и зачем он изображает. Делать выводы о том .что цвет даёт эмоциональную выразительность произведений

20.11


Развитие речи и пололнения словарного запаса, зрительного восприятие формы, цвета, величины предметов;

.





12

Рисование по мокрому листу с помощью капель

практика

Познакомиться с техникой рисования по мокрому листу. Намочить лист и изобразить птицу каплями используя акварельными красками .

27.11


Развитие крупной моторики рук через игровые упражнения на бездефектном речевом материале





13

Рисование пальцами и ладонями.

практика

Воспроизводить рисунок «Дед Мороз» при помощи пальцев и ладошек. Понять технику рисования пальцами и ладошками

04.12


Развитие коррдинации движения рук и глаз.Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.






14

Рисуем клеем

практика

Нарисовать простым карандашом новогодний узор .Обводить узор клеем ПВА .Дать высохнуть узору. Раскрасить гуашевыми красками

11.12


Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;






15

Томпонирование.

практика

Нарисовать рисунок не давая ему высохнуть окунуть в воду и дать высохнуть

18.12


Развитие крупной моторике рук через игровые упражнения на бездефектном речевом материале Планирование;

пространственные представления и глазомер;






16

Рисование брызгами (набрызг).

практика

Понять технику рисования брызгами. Навести акварельные краски в средней жидкости ,при помощи зубной щетки выполнить рисунок брызгами

25.12


Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;






17

О чем и как рассказывает искусство.

Художественно-выразительные средства

теория

Беседовать о художниках, рассматривать их репродукции. Узнать о Третьяковской галереи. Расширять знания о разных жанрах изобразительного искусства

15.01


Развитие на основе упражнений мелкой и крупной моторике рук в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.






18

Кляксография.

практика

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки

22.01


Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие воображение;

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему





19

Рисунок Штриховка.



практика

Узнать разные виды штриховки, с закономерностями цвета и тени(полутень, блики).Передавать объем с помощью штриховки

29.01


Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;






20

Ниткография.

практика

Нарисовать сложный узор. При помощи разноцветных ниток натянуть данный узор.

5.02


Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;






21

В мастерской художника. (Что такое коллаж, фраттаж,граттаж?)

теория

Совершить виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Узнать различные техники: коллаж, фраттаж, граттаж

12.02


Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;






22

Коллаж.

практика

Выполнить картину в технике коллаж «Подводный мир»

19.02


Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;






23

Фраттаж

практика

Выполнить картину в технике фраттаж «Весенний лес»

26.02


Развития зрительно-двигательной координации.Развитие воображение;

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему





24

Граттаж

практика

Выполнить картину в технике граттаж

«Удивительный космический мир»

04.03


Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.






25

Монотипия

практика

Выполнить изображение «Бабочки» в стиле монопития. Понять технику монотипия и изобразить по собственному желанию разные изображения

11.03


Развитие воображение;

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему миру





26

Гравюра

практика

Узнать, что такое гравюра. Выполнить гравюру по теме «Животные леса»

18.03


Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Формирование связной речи





Декоративно-прикладное искусство 7ч(теории 3ч,практики 6ч)

Цель: овладение различными приёмами рисования декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

-расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве.

-формировать художественный вкус детей.

-воспитывать аккуратность, терпение.




01.04

27

Народные промыслы России. Городецкая роспись

теория

Познакомиться с народными промыслами. Совершить виртуальную экскурсию в известные центры народных художественных ремесел России. Выполнить элементы городецкой росписи.

08.04


Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Формирование связной речи





28

Гжель

практика

Выполнить роспись заготовленного предмета в стиле гжель.

15.04


Развитие воображение;

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему





29

Филимоновская игрушка.

практика

Вылепить из пластилинафилимоновскую игрушку раскрасить. Покрыть лаком

22.04


Развитие манипуляции рук,мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию;






30

Хохлома

практика

Нарисовать в простом карандаше поднос .раскрасить в стиле «Хохлома»

29.04


Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Формирование связной речи





31

Русская матрешка

практика

Нарисовать образ русской матрёшки. Раскрасить и выполнить разные узоры

13.05


Развитие ручной умелости.Формированиена основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.






32

Русский пряник.

практика

Узнать новые сведения о русском прянике. Нарисовать пряник и раскрасить акварельными красками

20.05


Развития активных движений пальцев рук Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.






33

Игрушки - свистульки

практика

Сделать из полимерной глины игрушки –свистульки. Украсить разным орнаментом .Покрыть лаком

27.05


Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Формирование связной речи





Выставка 1ч






34

Выставка рисунков

практика

Выбрать и представить на выставку самые лучшие работы. Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству

29.05


Развитие воображение;

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему








Список литературы

1.«Цветные ладошки», И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика»,2006г.

2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.

3. Школьникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

5. Русское народное творчество . А.П. Усова, М.,1961 г.

6. Изобразительная деятельность в начальной школе. И.А. Легкова. М. 2007

7. Мотивы народных орнаментов в аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г

8. Школьникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.

9. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.

10. Занятия по изобразительной деятельности . Т.С. Комарова, 1991 г.

11. Занятия по изобразительной деятельности . Г. С. Швайко, 2002 г.

12. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.

13. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-

прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.

14. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование,

конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

15. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000

16. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.

Дубровская, 2004

17 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006

18. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008

19. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008

20. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008

21. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008

22. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!