РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей с ОВЗ
«Каплиграфика»
(общекультурное направление)
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфика» разработана на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ «Карапсельская СОШ №13»
Направленность курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»
Цель: Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
*развивать художественный вкус пространственное воображение, память, творчество и фантазию
*обучатьразным приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
*воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»
Проблема развития мелкой моторики обучающихся с ОВЗ весьма актуальна, так как именно сенсомоторика – согласованность в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников ОВЗ уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся ОВЗ наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Побуждать пальцы работать - одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с разными проблемами, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу три задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма, развитию речи.
Форма организации внеурочных занятий
Основной формой занятия является практические занятия, которое строятся через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального подхода.
- занятия в онлайн формате в программе ZOOM;
-выставки;
-участие в конкурсах;
Формы контроля: творческие работы обучающихся.
Описание места курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут в очном формате, 20 минут в дистанционном.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
«Каплиграфика» вносит важные аспекты в развитие личности школьника с ОВЗ и закладывает основы развития речи, творчества и художественного мышления. Программа дополнительного образования построена так, чтобы через нетрадиционные методы рисования отлично сочетались с комплексной коррекцией речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал. Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционной развивающей работы может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов рисования , направленны на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования дает возможность для развития мелкой моторики итворческих способностей детей с ОВЗ.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
-Положительная мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние внутренние мотивы:
- определять причины успеха и неудачи в деятельности;
- демонстрировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- осознание личности как гражданина России, общества:
- демонстрировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- проявлять интерес к развитию этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения
- умение работать коллективно.
Метапредметные результаты:
Познавательные
*Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии.
*Владеть общим приемом решения поставленных задач:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Содержание курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»,
с указанием количества часов и планируемых результатов.
1.(8ч)
В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.
Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
различать основные и смешанные цвета, демонстрировать элементарные правила их смешивания;
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами ручной умелости.
Ученик получит возможность научиться:
верно держать лист бумаги, карандаш;
правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
смешивать разные краски для получения другого цвета
работать с акварелью, гуашью
Творческое применение знакомых техник, приемов и материалов в
художественной деятельности.
II. Нетрадиционные техники рисования (18ч)
Мир полон чудес и превращений. Тиснение. Кляксография обычная. Кракле из яичной скорлупы. рисование клеем.. рисование по мокрому листу. Рисование тычком. Граттаж. Рисование ладошкой. Рисование пальчиками. Рисование на манке. Купаем картинку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится
развивать фантазию, воображение,кисти рук и пальцев;
развивать речь.
рисовать рисунки в нетрадиционных техниках
пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;
овладение приемами работы с разными инструментами.
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
Ученик получит возможность научиться:
подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.
рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками
III.Декоративно-прикладное искусство. (8ч)
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.
Дымковская игрушка. Гжель. Филимоновкая игрушка. Хохлома. Русская матрешка. Русский пряник. Игрушки – свистульки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится
рисовать разные в разной технике декоративно-прикладного искусства
различать техники декоративно-прикладного искусства;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками
познакомиться с произведения выдающихся художников и народных мастеров и их техникой рисования
Ученик получит возможность научиться:
подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.
лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д
СТРУКТУРА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАПЛИГРАФИКА» И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№ п\п | Содержание курса | Наименованиетемы | Общее количество часов | Из них |
Теоретические часы | Практические часы |
1. | I | Цветоведение | 8ч | 2ч | 6ч |
2 | II | Нетрадиционные техники рисования | 18ч | 4ч | 14ч |
3 | III | Декоративно-прикладное искусство | 7ч | 1ч | 6ч |
4 | I-III | Выставка лучших работ | | | 1ч |
| | ИТОГО | 34ч | 9ч | 25ч |
Тематическое планирование
с указанием основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося. | Дата проведения | Коррекционно- развивающая работа | | | | |
планируемая | фактическая | | | | |
Цветоведение 8ч (теории 2ч,практики 6ч) Цель:формирование культуры цветового восприятия.работы с цветом Задачи: -развивать творческие способности в области цвета -применять умения и навыки на основе усвоения теории цвета -воспитывать аккуратность и терпение. | | | | |
1 | Колористика и цвет | теория | Познакомиться с основами колористики. Повторить все цвета Познакомить с техникой безопасности работы с разными видами красок (акварельными, гуашевыми). | 04.09 | | Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения через в игровых упражнениях на мелкую моторику рук | | | | |
2 | Природа цвета и света | практика | Рисовать пейзаж «Осенний лес». Смешивать разные цвета для получения нового цвета | 11.09 | | Развитие мелкой моторике рук Развитие мыслительные операций, развитие внимания, развитие памяти | | | | |
3 | Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве. | практика | Рисовать натюрморт и карандашной технике. Оттенить свет и тень на натюрморте. | 18.09 | | Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на мелкую моторику рук и на бездефектном речевом материале. | | | | |
4 | Цвет и эмоции | практика | Понимать .что такое цвет, холодные и тёплые цвета, особенности холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточного | 25.09 | | Развитие мыслительных операции, через мелкую моторику пальцев рук. Развития эмоциональнльногофона ребёнка | | | | |
5 | Символикацвета. | практика | Рисовать на свободную тему. Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали | 02.10 | | Развитие мелкой моторике на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций. | | | | |
6 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | теория | Рисовать тремя основными красками. Знать какой цвет получится при смешивании двух красок. | 09.10 | | Развития внимания и воображения. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. | | | | |
7 | Цветовые гармонии. Цветовой круг. | практика | Научиться рисовать цветовой круг. Различать все оттенки красок в цветовом круге. | 16.10 | | Развития воображения и мышления. Развитие мелкой и крупноймоторики пальцев рук | | | | |
8 | Цвет в живописи. | практика | Познакомиться с русскими живописцами. Рассматривать пейзажи русских художников. | 23.10 | | Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторике рук и пальцев. Формирование связной речи | | | | |
9 | Изображение и реальность | теория | Познакомиться с нетрадиционными техниками рисования. Рассмотреть разные рисунки выполненные в разных техниках | 30.10 | | Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения через мелкую моторику пальцев в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. | | | | |
10 | Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи | практика | Раскрасить лист бумаги гуашевой краской. Натереть восковой свечой. Нарисовать пейзаж «Ночное небо» | 13.11 | | Развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук Развитие зрительной памяти и творческого воображения | | | | |
11 | Для художника любой материал может стать выразительным | теория | Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать с помощью каких художественных средств художник добивается того .чтобы стало понятно ,что и зачем он изображает. Делать выводы о том .что цвет даёт эмоциональную выразительность произведений | 20.11 | | Развитие речи и пололнения словарного запаса, зрительного восприятие формы, цвета, величины предметов; . | | | | |
12 | Рисование по мокрому листу с помощью капель | практика | Познакомиться с техникой рисования по мокрому листу. Намочить лист и изобразить птицу каплями используя акварельными красками . | 27.11 | | Развитие крупной моторики рук через игровые упражнения на бездефектном речевом материале | | | | |
13 | Рисование пальцами и ладонями. | практика | Воспроизводить рисунок «Дед Мороз» при помощи пальцев и ладошек. Понять технику рисования пальцами и ладошками | 04.12 | | Развитие коррдинации движения рук и глаз.Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. | | | | |
14 | Рисуем клеем | практика | Нарисовать простым карандашом новогодний узор .Обводить узор клеем ПВА .Дать высохнуть узору. Раскрасить гуашевыми красками | 11.12 | | Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию; | | | | |
15 | Томпонирование. | практика | Нарисовать рисунок не давая ему высохнуть окунуть в воду и дать высохнуть | 18.12 | | Развитие крупной моторике рук через игровые упражнения на бездефектном речевом материале Планирование; пространственные представления и глазомер; | | | | |
16 | Рисование брызгами (набрызг). | практика | Понять технику рисования брызгами. Навести акварельные краски в средней жидкости ,при помощи зубной щетки выполнить рисунок брызгами | 25.12 | | Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию; | | | | |
17 | О чем и как рассказывает искусство. Художественно-выразительные средства | теория | Беседовать о художниках, рассматривать их репродукции. Узнать о Третьяковской галереи. Расширять знания о разных жанрах изобразительного искусства | 15.01 | | Развитие на основе упражнений мелкой и крупной моторике рук в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций. | | | | |
18 | Кляксография. | практика | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки | 22.01 | | Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему | | | | |
19 | Рисунок Штриховка. | практика | Узнать разные виды штриховки, с закономерностями цвета и тени(полутень, блики).Передавать объем с помощью штриховки | 29.01 | | Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию; | | | | |
20 | Ниткография. | практика | Нарисовать сложный узор. При помощи разноцветных ниток натянуть данный узор. | 5.02 | | Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию; | | | | |
21 | В мастерской художника. (Что такое коллаж, фраттаж,граттаж?) | теория | Совершить виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Узнать различные техники: коллаж, фраттаж, граттаж | 12.02 | | Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию; | | | | |
22 | Коллаж. | практика | Выполнить картину в технике коллаж «Подводный мир» | 19.02 | | Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию; | | | | |
23 | Фраттаж | практика | Выполнить картину в технике фраттаж «Весенний лес» | 26.02 | | Развития зрительно-двигательной координации.Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему | | | | |
24 | Граттаж | практика | Выполнить картину в технике граттаж «Удивительный космический мир» | 04.03 | | Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций. | | | | |
25 | Монотипия | практика | Выполнить изображение «Бабочки» в стиле монопития. Понять технику монотипия и изобразить по собственному желанию разные изображения | 11.03 | | Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему миру | | | | |
26 | Гравюра | практика | Узнать, что такое гравюра. Выполнить гравюру по теме «Животные леса» | 18.03 | | Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи | | | | |
Декоративно-прикладное искусство 7ч(теории 3ч,практики 6ч) Цель: овладение различными приёмами рисования декоративно-прикладного искусства. Задачи: -расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве. -формировать художественный вкус детей. -воспитывать аккуратность, терпение. | | | | 01.04 |
27 | Народные промыслы России. Городецкая роспись | теория | Познакомиться с народными промыслами. Совершить виртуальную экскурсию в известные центры народных художественных ремесел России. Выполнить элементы городецкой росписи. | 08.04 | | Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи | | | | |
28 | Гжель | практика | Выполнить роспись заготовленного предмета в стиле гжель. | 15.04 | | Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему | | | | |
29 | Филимоновская игрушка. | практика | Вылепить из пластилинафилимоновскую игрушку раскрасить. Покрыть лаком | 22.04 | | Развитие манипуляции рук,мелкой моторики и зрительно-двигательную координацию; | | | | |
30 | Хохлома | практика | Нарисовать в простом карандаше поднос .раскрасить в стиле «Хохлома» | 29.04 | | Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи | | | | |
31 | Русская матрешка | практика | Нарисовать образ русской матрёшки. Раскрасить и выполнить разные узоры | 13.05 | | Развитие ручной умелости.Формированиена основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций. | | | | |
32 | Русский пряник. | практика | Узнать новые сведения о русском прянике. Нарисовать пряник и раскрасить акварельными красками | 20.05 | | Развития активных движений пальцев рук Развитие на основе упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций. | | | | |
33 | Игрушки - свистульки | практика | Сделать из полимерной глины игрушки –свистульки. Украсить разным орнаментом .Покрыть лаком | 27.05 | | Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование связной речи | | | | |
Выставка 1ч | | | | | |
34 | Выставка рисунков | практика | Выбрать и представить на выставку самые лучшие работы. Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству | 29.05 | | Развитие воображение; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему | | | | |
Список литературы
1.«Цветные ладошки», И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика»,2006г.
2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
3. Школьникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
5. Русское народное творчество . А.П. Усова, М.,1961 г.
6. Изобразительная деятельность в начальной школе. И.А. Легкова. М. 2007
7. Мотивы народных орнаментов в аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г
8. Школьникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.
9. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.
10. Занятия по изобразительной деятельности . Т.С. Комарова, 1991 г.
11. Занятия по изобразительной деятельности . Г. С. Швайко, 2002 г.
12. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
13. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-
прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.
14. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование,
конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007
15. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
16. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.
Дубровская, 2004
17 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006
18. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008
19. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008
20. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
21. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008
22. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999