Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Город мастеров"»
10
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров» по общекультурному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Город мастеров»
В результате изучения курса внеурочной деятельности при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проявлять инициативу в сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Город мастеров» при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Форма организации | Содержание курса | Вид деятельности |
Творческая мастерская | Введение. Вводное занятие Введение в образовательную программу. Правила поведения на занятиях. | Беседа. Инструктаж по технике безопасности. |
Волшебная страна цвета Знакомство с живописью. Учимся рисовать кистью. Техника нанесения мазков, их виды. | Беседа Практическая работа |
В гостях у весёлой кисточки Использование кисточек разного вида. | Коллективный рисунок |
Монотипия. Чудесные превращения. Технология монотипии. Изготовление бабочки. | Беседа Практическая работа |
Пейзаж. Осенний этюд. Приёмы работы с красками. Знакомство с пейзажем, этюдом. | Беседа Наблюдения за окном |
Отрывная техника. Аппликация. Отрывная аппликация. Способ приклеивания на лист. Композиционное расположение. | Практическая работа |
Изготовление куклы из ниток Изготовление куклы из ниток | Игры с речевым сопровождением. |
Лепка из теста и пластилина. Жираф Понятие «скульптура», «объём», «фактура», «ритм». Последовательность лепки животных пластическим способом, приёмы украшения лепного изделия. | Проект |
Лепка из теста и пластилина. Черепаха Использование стеков, различных приёмов лепки (раскатывание, вытягивание, прищипывание). | Проект |
Лепка из теста и пластилина. Змея Создание композиции в полуобъеме из пластилина | Проект |
Лепка из теста и пластилина Плоская картина «Кораблик» Изготовление изделия, применяя мозаичную технику, плоскую композицию на листе. | Практическая работа |
Изготовление объёмной открытки Изготовление способом оригами поделок из бумаги. | Беседа Выставка |
Изготовление открытки с добавлением различных материалов Открытка к праздникам для близких и друзей | Практическая работа |
Весёлые оригами. Базовые формы Знакомство с японским способом складывания бумаги. Искусство оригами. | Беседа Конкурс |
Оригами. Игрушка – стаканчик Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. | Практическая работа |
Оригами. Зайчик. Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. | Практическая работа |
Цветы для мамы. Тюльпаны Знакомство с искусством флористики. Материалы и инструменты. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология из изготовления цветов из креповой бумаги. | Практическая работа |
Цветок для мамы. Ромашка. Изготовление цветов из гофрированной бумаги. | Практическая работа. |
Цветок для мамы. Букет. Знакомство с технологией создания издеталий из бумажных полос. | Проект |
Мобили из картона. Основные декоративные элементы интерьера. Технология изготовления мобилей из бумаги и картона. | Беседа Практическая работа |
Мастерская Деда Мороза. Снежинка. Ёлочная игрушка Изготовление украшений для классной комнаты | Украшение классной комнаты |
Новогодний коллаж Знакомство с коллажем и его сфера применения Изготовление коллажа из различных материалов | Выставка работ |
Забавные птички Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их | Практическая работа |
Город башмачков Приёмы бумагопластики. Работа с инструкционной картой. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. | Проект |
Упаковка. Красочные коробочки Знакомство с упаковкой. Применение на практике искусство упаковки. Придумывание упаковочной коробки. Украшение различными материалами. | Практическая работа. |
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Раздел 1. Введение (2 ч) |
1 | Вводное занятие | 2 |
Раздел 2. Волшебная страна цвета (8 ч) |
2 | Волшебная страна цвета | 2 |
3 | В гостях у весёлой кисточки | 2 |
4 | Монотипия. Чудесные превращения. | 2 |
5 | Пейзаж. Осенний этюд. | 2 |
Раздел 3. Калейдоскоп идей (16 ч) |
6 | Отрывная техника. Аппликация. | 2 |
7 | Изготовление куклы из ниток | 2 |
8 | Декоративный натюрморт | 2 |
9 | Лепка из теста и пластилина. Инструменты. Приёмы. | 2 |
10 | Лепка из теста и пластилина. Жираф | 2 |
11 | Лепка из теста и пластилина. Черепаха | 2 |
12 | Лепка из теста и пластилина. Змея | 2 |
13 | Лепка из теста и пластилина. Плоская картина «Кораблик» | 2 |
Раздел 4. Чудесная бумага (18 ч) |
14 | Изготовление объёмной открытки | 2 |
15 | Изготовление открытки с добавлением различных материалов | 2 |
16 | Открытка-рисунок. | 2 |
17 | Весёлые оригами. Базовые формы | 2 |
18 | Оригами. Игрушка - стаканчик | 2 |
19 | Оригами. Зайчик. | 2 |
20 | Цветы для мамы. Материалы и инструменты. Тюльпаны. | 2 |
21 | Цветок для мамы. Ромашка. | 2 |
22 | Цветок для мамы. Букет | 2 |
Раздел 5. Дизайн (12 ч) |
23 | Мобили из картона. | 4 |
24 | Мастерская Деда Мороза. Снежинка. Ёлочная игрушка. | 4 |
25 | Новогодний коллаж | 4 |
Раздел 6. Конструирование (8 ч) |
26 | Забавные птички. | 1 |
27 | Город башмачков | 1 |
28 | Упаковка. Красочные коробочки | 2 |
| Итого | 33 |