СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Просмотр содержимого документа
««Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС»»


















Выступление на методическом совете


«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС»







Бекшаева Е. В.

учитель начальных классов









2019-2020 уч. год


Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в разделе Основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.), должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.

Задачи внеурочной деятельности:

- реализация единства образовательного процесса;

- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

- формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;

- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

- создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности:

- Беседы, дебаты, тематические диспуты;

- Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

- Круглые столы, конференции;

- Кружки, секции;

- Экскурсии;

- Олимпиады, конкурсы, соревнования;

- Школьные научные общества;

- Поисковые и научные исследования;

- Общественно полезные практики;

- Культпоходы в театры, музеи, концерты;

- Досугово-развлекательные акции (концерты, инсценировки, спектакли.)

- Социальное проектирование и др.


Анализируя свой опыт организации внеучебной деятельности обучающихся, сделала вывод, что запросы родителей ориентированы на организацию досуга ребёнка после уроков, работу по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни. Совместно с родителями решаем: чем и где будут заняты ребята после уроков, как организовать наиболее благоприятно и безопасно передвижение детей из одного учреждения в другое и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся, и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Формы организации занятий разнообразны. Это беседы, продуктивные(инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита проектов, коллективные путешествия и т.д.

Кроме того, одним из активных инструментов учебно-познавательной и проектной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии. На этой ступени обучения ИКТ используется для формирования первичных навыков работы с информацией.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность в моём классе организуется по направлениям: общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.

Цель занятий общекультурного направления - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению работают педагоги дополнительного образования, которые осуществляют свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, концертов. Кружок «Хореография» посещают 11 человек, «Затейник»-8 человек, «Волонтеры»- 5 человек.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через занятия секций по легкой атлетике, борьбы. Цель занятий: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Занятие ведут тренеры спорткомплекса..

Духовно – нравственное направление. Я провожу беседы по нравственному воспитанию и поведению, читаем книги, делаем сообщения, проводим тематические праздники, просмотр видеофильмов и т.д. Основной задачей является освоение детьми духовно – нравственных ценностей.На занятиях кружка « Мы- твои друзья» мы говорим о любви ко всему живому, о братьях наших меньших. О нашей ответственности за них.

Общеинтеллектуальное направление. Веду кружки «Занимательная грамматика», «Умники и умницы». Занятия в данных кружках ориентированы на расширение кругозора и знаний, развитие у детей пространственного и логического мышления, умение формулировать и высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме, формирование у детей способности читать и понимать информацию на английском языке. Основной целью является развитие познавательных потребностей и способностей, подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач: развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной сложности; решение нестандартных логических задач; раскрытие творческих способностей ребёнка.

Младшие школьники достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием посещают занятия по внеурочной деятельности, участвуют в массовых игровых мероприятиях, праздниках.

Ребёнок, вовлечённый в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию.

Конечно, возникает вопрос о перегруженности детей. Опираясь на свой опыт работы в таком режиме, могу сказать, что перегруженности у детей не наблюдается. Между уроками в школе и дополнительными занятиями 45 – 60 минут. За это время дети обедают, гуляют на свежем воздухе.

Таким образом, такая форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам. Ребята получают дополнительное развитие в игровой, занимательной форме, расширяют кругозор. У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что дети заняты полезным делом. Для меня как учителя – возможность заниматься с ребятами дополнительно, индивидуально, идёт сплочение детского коллектива.

Внеурочная деятельность обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!