Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хоккей» для обучающихся 6-8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и рабочей программы «Физическая культура 5 – 9 классы» -В.И.Ляха, (М.: Просвещение,2011), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом. В основу рабочей программы положена «Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №14».
Актуальность: программа внеурочной деятельности направлена на реализацию спортивно – оздоровительного направления. Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, любят подвижные игры. Высшей формой обыкновенных подвижных игр является игра в хоккей. Спортивные игры имеют огромное значение в решении образовательных и воспитательных задач. Они способствуют развитию точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. В игре детям приходится быстро принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В ходе спортивных игр у детей формируются положительные нравственно-волевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими.
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели.
Каждое практическое занятие, как правило, включает: общую и специальную физическую подготовку, упражнения по технике игры, игру в хоккей в зимний период. Занятия рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе. Основным его содержанием являются общеразвивающие упражнения и игра в хоккей, направленная на снятие умственного и физического утомления, развитие основных физических качеств и овладение общеразвивающими и оздоровительными комплексами.
Сроки реализации рабочей программы - 2 года. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (1час в неделю, 34 часа в год). Возрастная группа – обучающихся 6-8 классы. Количество обучающихся в группе 12-15 чел.
Цель данной программы - содействие всестороннему физическому развитию личности школьника средствами игры с элементами спорта.
Задачи программы:
1.Укрепление здоровья:
-содействовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
-содействовать развитию функциональных органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
2. Совершенствование психомоторных способностей младших школьников:
-развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, прыгучесть);
-способствовать развитию умения хватать, держать, отбивать и бросать предметы, рассчитать траекторию броска, согласовать с ним
силу.
3.Воспитывать выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.
4. Воспитывать желание получить положительные результаты, выполнять простейшие требования безопасной игры.
Ожидаемые результаты:
1. Изменение у учащихся отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Снижение заболеваемости школьников.
3. Снижение психоэмоциональных расстройств.
4. Повышение уровня физической подготовки школьников.
5. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
6. Снижение последствий умственной нагрузки.
7. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
формирование чувства ответственности за достижение результатов личных и командных;
освоение положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
владение умением оценивать и понимать причину успеха и неуспеха в спортивной деятельности.
Метапредметные результаты:
Контролировать выполнение упражнения и технико - тактические действия в избранном виде спорта;
привитие устойчивого интереса к оздоровлению, к физической культуре и спорту, воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:
формирование знаний о правилах ведения здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
овладение знаниями в области физической культуры и спорта;
формирование осознанного отношения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности;
формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения;
освоение практических навыков по лыжным гонкам в соревнованиях и стремление к высоким спортивным достижениям.
Содержание программы (6 класс)
Тема № 1.Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура, как составляющая часть культуры, как дело государственной важности. Ее значение для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Спорт, как составляющая физической культуры, их существенная роль в воспитании подрастающего поколения. Важнейшие постановления Правительства РФ по вопросам развития физической культуры и спорта в стране.
Тема № 2. Строевые и порядковые упражнения.
Построение группы: шеренга, колонна, фланг, дистанция, интервал. Перестроения: в одну-две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Выравнивание строя, расчёт по строю, повороты на месте. Изменение скорости движения.
Тема № 3.
Основные техники и технической подготовки.
Основные понятия и технике «хоккей» и ее значимость в подготовке хоккеистов. Классификация техники. Анализ техники передвижения хоккеиста на коньках, владения клюшкой и шайбой, приёмов силовой борьбы. Особенности техники игры вратаря. Средства, методы и методические подходы к разучиванию приёмов техники. Характеристика технического мастерства: объём и разносторонность технических приёмов: эффективность выполнения технических приёмов; степень обучения владения техническими приёмами. Показатели надёжности, стабильности и вариативности. Просмотр кинограмм, кинокольцовок, видеозаписи.
Тема № 4 .Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Характеристика положительных влияний на органы и функциональные системы при рациональном соотношении нагрузок и отдыха. Понятие об утомлении и переутомлении.
Тема № 5. Упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперёд, назад и в сторону: выпады с пружинистыми покачиваниями; вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений.
Тема № 6. Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с большой амплитудой движения: отведение рук, ног, наклоны, повороты, выкруты до небольших болевых ощущений.
Содержание программы (7 класс)
Тема № 1.Этапы развития отечественного хоккея
Возникновение и эволюция хоккея. Зарождение хоккея в России. Этапы развития хоккея. Первые чемпионы страны. Участие отечественных хоккеистов в международных соревнованиях. Достижения хоккеистов России в международных соревнованиях: чемпионах мира, Европы и Олимпийских играх. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития детского и юношеского хоккея в нашей стране.
Тема № 2. Упражнения с партнёром: преодоление его веса и сопротивления. Упражнения со снарядами: со штангой, гирями, гантелями, набивными мячами, металлическими палками, эспандерами.
Тема № 3. Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте
Понятие и гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к местам проведения тренировочных занятий и к спортивному инвентарю. Гигиенические требования к питанию хоккеиста. Значение витаминов и минеральных солей. Калорийность питания. Нормы потребления углеводов и жиров. Режим дня и особенности питания в дни соревнований.
Тема № 4. Упражнения для шеи и туловища. Повороты, наклоны, вращения головы. Наклоны туловища, круговые вращения и повороты туловища. Из положения лежа на спине поднимание ног с доставанием стопами головы. Из положения сидя упор кистями рук сзади – поднимание ног с выполнением скрестных движений. Из исходного положения (основная стойка) перейти в упор сидя, затем в упор лежа, обратно в упор сидя и переход в положение основной стойки.
Тема № 5. Упражнения для развития физических качеств.
Упражнения для развития силовых качеств. Упражнения с преодолением веса собственного тела: подтягивание на перекладине, отжимание в упоре лежа, приседания на одной и двух ногах.
Тема № 6. Упражнения для развития скоростных качеств. Упражнения для развития быстроты двигательных реакций (простой и сложной). Старты с места и в движении, по зрительному и звуковому сигналу. Игра в настольный теннис. Бег на короткие дистанции (20-100 м) с возможно максимальной скоростью. Бег с горы. Выполнение простых общеразвивающих упражнений с возможно максимальной скоростью. Проведение различных эстафет стимулирующих выполнение различных двигательных действий с максимальной скоростью.
Тема № 7. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Различные прыжковые упражнения, прыжки на одной или двух ногах, прыжки через скамейку и л/а барьер, прыжки в высоту и длину. Многоскоки, пятикратный и трёхкратный прыжки в длину. Прыжки и бег по лестнице в высоком темпе. Общеразвивающие движения рук с небольшим отягощениями (20-30 % от макс.), выполняемые с большой скоростью. Отжимание из упора лежа на высоком темпе. Метания различных снарядов: мяча, гранаты, копья, диска, толкание ядра. Упражнение со скакалками.
Содержание программы (8 класс)
Тема № 1. Хоккей, как вид спорта и средство физического воспитания.
Хоккей, как наиболее популярный, широко культивируемый олимпийский вид спорта. Факторы, определяющие популярность и привлекательность хоккея. Особенности структуры и содержание игровой деятельности. Большой объём контрактных силовых единоборств, происходящих на любом участке хоккейной площадки, требует определенного мужества и способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств. Игровая деятельность комплексно воздействует на органы и функциональные системы, укрепляет их, повышая общий уровень функционирования.
Тема № 2 . Гимнастические упражнения с движениями частей собственного тела.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений, на месте и в движении, по кругу или по периметру площадки сгибание и разгибание рук, вращение в плечевых, локтевых и запястных суставах. Махи, отведение и приведение, рывки назад, в сторону.
Тема № 3. Травматизм в спорте и его профилактика.
Высокий темп и большой объем жестких контактных единоборств способствует появлению травматизма в хоккее, для которого характерны ушибы различных частей тела от ударов клюшкой, шайбой и туловищем соперника, растяжения мышц и суставных связок, а также нарушение функций некоторых систем.
Тема № 4. Упражнения специальной скоростной направленности. Упражнения для развития быстроты двигательных реакций (простой и сложной). Старты с места и в движении на коньках по зрительному и звуковому сигналу. Различные игровые упражнения с реакцией на движущийся объект: шайбы, партнера, игрока-соперника. Бег на короткие дистанции (18-36 м) с возможной максимальной скоростью. Выполнение различных игровых приёмов (бросков, ударов, ведения шайбы) с возможно максимальной быстротой. Разновидности челночного бега (3*18 м, 6*9 м, и др.) с установкой на максимально скоростное пробегание. Проведение различных эстафет, стимулирущих скоростное выполнение различных двигательных действий.
Тема № 5. Соревнования по хоккею
Планирование, организация и проведение соревнований. Положение о соревнованиях. Характеристика систем розыгрыша: круговая, с выбиванием, комбинирования. Основные правила игры в хоккей.
Тема № 6. Упражнения для развития координационных качеств. Выполнение относительно координационно-сложных упражнений с разной направленностью и чистотой движения рук и ног. Кувырки вперёд и назад, в стороны, перевороты, стойки на голове и руках. Упражнения на батуте, в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование футбольного мяча ногами, головой. Подвижные игры и игровые упражнения, в которых игроку приходится быстро перестраиваться из-за внезапно меняющихся игровых ситуаций.
Тематическое планирование на 6 класс
№ | Название темы | Тип подготовки | Количество часов |
1. | Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. | Теория | 2 |
2. | Построение группы: шеренга, колонна, фланг, дистанция, интервал. | Практика | 2 |
3 | Перестроения: в одну-две шеренги, в колонну по одному, по два. | Практика | 1 |
4 | Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. | Практика | 2 |
5. | Выравнивание строя, расчёт по строю, повороты на месте. | Практика | 1 |
6. | Изменение скорости движения. | Практика | 1 |
7. | Основные техники и технической подготовки Основные понятия и технике «хоккей» и ее значимость в подготовке хоккеистов. | Теория | 2 |
8. | Средства, методы и методические подходы к разучиванию приёмов техники. Показатели надёжности, стабильности и вариативности. | Теория | 1 |
9. | Особенности техники игры вратаря. | Практика | 1 |
10 | Классификация техники. Анализ техники передвижения хоккеиста на коньках, владения клюшкой и шайбой, приёмов силовой борьбы. | Теория | 2 |
11 | Характеристика технического мастерства: объём и разносторонность технических приёмов: эффективность выполнения технических приёмов; степень обучения владения техническими приёмами. | Теория | 2 |
12. | Влияние физических упражнений на организм спортсмена. | Теория | 1 |
13. | Понятие об утомлении и переутомлении. | Теория | 1 |
14. | Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах | Практика | 2 |
15. | Махи вперёд, назад и в сторону: выпады с пружинистыми покачиваниями | Практика | 1 |
16. | вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений. | Практика | 2 |
17. | Упражнения для развития гибкости. | Практика | 2 |
18. | Общеразвивающие упражнения с большой амплитудой движения: отведение рук, ног, наклоны, повороты, выкруты до небольших болевых ощущений. | Практика | 2 |
19. | Отжимание из упора лежа на высоком темпе. | Практика | 2 |
20. | Соревнования. Итоги прошедшего спортивного года. | Практика | 3 |
| ИТОГО: | | 34 часа |
Тематическое планирование на 7 класс
№ | Название темы | Тип подготовки | Количество часов |
1. | Этапы развития отечественного хоккея. | Теория | 2 |
2. | Участие отечественных хоккеистов в международных соревнованиях. Достижения хоккеистов России в международных соревнованиях. | Теория | 1 |
3 | Упражнения с партнёром: преодоление его веса и сопротивления. | Практика | 1 |
4 | Упражнения со снарядами: со штангой, гирями, гантелями, набивными мячами, металлическими палками, эспандерами. | Практика | 2 |
5. | Понятие и гигиене и санитарии. Уход за телом. | Теория | 1 |
6. | Гигиенические требования к питанию хоккеиста. Значение витаминов и минеральных солей. Калорийность питания. | Теория | 2 |
7. | Упражнения для шеи и туловища. Повороты, наклоны, вращения головы. Из положения лежа на спине поднимание ног с доставанием стопами головы. Из положения сидя упор кистями рук сзади – поднимание ног с выполнением скрестных движений. Из исходного положения (основная стойка) перейти в упор сидя, затем в упор лежа, обратно в упор сидя и переход в положение основной стойки. | Практика | 2 |
8. | Наклоны туловища, круговые вращения и повороты туловища. | Практика | 2 |
9. | Из положения сидя упор кистями рук сзади – поднимание ног с выполнением скрестных движений. Из исходного положения (основная стойка) перейти в упор сидя, затем в упор лежа, обратно в упор сидя и переход в положение основной стойки. | Практика | 2 |
10. | Упражнения для развития силовых качеств. | Практика | 2 |
11. | Упражнения с преодолением веса собственного тела: подтягивание на перекладине, отжимание в упоре лежа, приседания на одной и двух ногах. | Практика | 2 |
12. | махи вперёд, назад и в сторону: выпады с пружинистыми покачиваниями | Практика | 1 |
13. | вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений. | Теория | 2 |
14. | Упражнения для развития быстроты двигательных реакций (простой и сложной). | Практика | 1 |
15. | Старты с места и в движении, по зрительному и звуковому сигналу. | Практика | 1 |
16. | Игра в настольный теннис. | Практика | 1 |
17. | Бег на короткие дистанции (20-100 м) с возможно максимальной скоростью | Практика | 1 |
18. | Выполнение простых общеразвивающих упражнений с возможно максимальной скоростью. | Практика | 1 |
19. | Проведение различных эстафет стимулирующих выполнение различных двигательных действий с максимальной скоростью. | Практика | 2 |
20. | Жонглирование футбольного мяча ногами, головой. | Практика | 1 |
21. | Подвижные игры и игровые упражнения, в которых игроку приходится быстро перестраиваться из-за внезапно меняющихся игровых ситуаций. | Практика | 2 |
22. | Соревнования. Итоги прошедшего спортивного года. | Практика | 2 |
| ИТОГО: | | 34 часа |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Название темы | Тип подготовки | Количество часов |
1 | Хоккей, как наиболее популярный, широко культивируемый олимпийский вид спорта. | Теория | 1 |
2 | Факторы, определяющие популярность и привлекательность хоккея. Особенности структуры и содержание игровой деятельности. | Теория | 2 |
3 | Упражнения для рук и плечевого пояса. | Практика | 2 |
4 | Махи, отведение и приведение, рывки назад, в сторону. | Практика | 2 |
5 | Травматизм в спорте и его профилактика | Теория | 2 |
6 | Упражнения для развития быстроты двигательных реакций (простой и сложной). | Практика | 2 |
7 | Старты с места и в движении на коньках по зрительному и звуковому сигналу. | Практика | 1 |
8 | Различные игровые упражнения с реакцией на движущийся объект: шайбы, партнера, игрока-соперника. | Практика | 2 |
9 | Бег на короткие дистанции (18-36 м) с возможной максимальной скоростью. | Практика | 2 |
10 | Выполнение различных игровых приёмов (бросков, ударов, ведения шайбы) с возможно максимальной быстротой. | Практика | 2 |
11 | Соревнования по хоккею Планирование, организация и проведение соревнований. Положение о соревнованиях. | Теория | 1 |
12 | Характеристика систем розыгрыша: круговая, с выбиванием, комбинирования. Основные правила игры в хоккей. | Теория | 1 |
13 | Судейство соревнований. Судейская бригада, ее состав и функциональные обязанности членов. | Теория | 1 |
14 | Упражнения для развития координационных качеств. | Практика | 2 |
15 | Выполнение относительно координационно-сложных упражнений с разной направленностью и чистотой движения рук и ног. | Практика | 2 |
16 | Кувырки вперёд и назад, в стороны, перевороты, стойки на голове и руках. | Практика | 2 |
17 | Различные прыжковые упражнения, прыжки на одной или двух ногах, прыжки через скамейку и л/а барьер. | Практика | 2 |
18 | Прыжки в высоту и длину. | Практика | 2 |
19 | Соревнования. Итоги прошедшего спортивного года. | Практика | 3 |
| Итого: | | 34 |
Литература
Валентинов В. Игра в хоккей. С.-Петербург, Литера, 2002
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Москва, Просвещение, 1986
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
Кенман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. Москва, Просвещение-Владос, 1995
Коротков И.М. Подвижные игры детей. Москва, Советская Россия, 1987
Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. Москва, Просвещение, 1977