СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Математика для любознательных"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Математика для любознательных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карлыханово

муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Е.А. Калмакова


УТВЕРЖДАЮ

Директор

В.П. Токарева

Приказ от 30.08.2019 г. №187/ОД








Рабочая программа внеурочной деятельности

«Математика для любознательных»

основного общего образования

(2019-2020 учебный год)







Калмаковой Елены Александровны

учителя первой категории

Рассмотрено на заседании

школьного МО 29.08.2019г.








Карлыханово, 2019

1. Пояснительная записка

Разработка программы внеурочной деятельности «Математика для любознательных» обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день.

Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков математических вычислений, но и формированию интереса учащихся к изучению математики в школе.

1.1. Цели программы

  • сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, показав широту применения математики в реальной жизни;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;

1.2. Задачи программы

  • – сформировать умения заполнять некоторые документы, часто используемые в жизни каждой семьи, производить вычисления, необходимые для применения их в практической деятельности;

  • – решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • - уметь сочетать устные и письменные приѐмы вычислений, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

  • – привить учащимся основы экономической грамотности;

  • – помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения внеурочной деятельности «Математика для любознательных» является формирование следующих умений:

- внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

- готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;  

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

У учащегося могут быть сформированы:

- внутренней позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач

- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Математика для любознательных» является формирование следующих учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Учащийся получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в   исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть общим приёмом решения задач;

–применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму.

Все учащиеся получат возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.

- использовать речь для регуляции своего действия.

Учащийся  получит возможность научиться:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «Математика для любознательных» является формирование следующих умений:

– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом;

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая части);

– решать задачи в 3–4 действия;

– находить разные способы решения задач;

– совершенствовать умения решения задач на нахождение площади, периметра прямоугольника; на увеличение - уменьшение единиц в несколько раз; на разностное сравнение; на нахождение цены, количества, стоимости;

умение записывать условие задачи в виде таблицы;

- умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.

- представлять условие задачи в виде рисунка, модели, схемы, таблицы,

математической записи;

- умение сопоставлять схему с условием задачи, выражением;

 - выбирать наиболее удобный способ для записи условия и обосновывать его;

- осуществлять переход от одной формы представления к другой;

- по условию подбирать, составлять вопросы;

- составлять задачи по определённой теме;

- разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть;

- составлять задания по решённой задаче.

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

Тема 1. Наглядная математика (6 часов).

В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни, диаграмм в различных сферах деятельности, рассматриваются различные способы решения практических задач, представленных таблицами.

Тема 2. Решение задач практического характера (9 часов).

Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта.

Тема 3. Уравнения и неравенства (12 часов).

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 4. Решение задач из ОГЭ по математике (11 часов).

Рассмотрение демоверсии ОГЭ по математике. Геометрические задачи на вычисление площади плоских фигур и нахождение элементов окружности. Задачи на вероятность.


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.


Тема 1. Наглядная математика

6



1-2

Применение функций в жизни

2

5.09

12.09


3-4

Применение диаграмм в различных сферах деятельности

2

19.09

26.09


5-6

Решение практических задач, представленных таблицами

2

3.10

10.10



Тема 2. Решение задач практического характера

9



7-8

Задачи на доли и части

2

17.10

24.10


9-10

Задачи на проценты

2

31.10

7.11


11

Задачи на движение по реке

1

14.11


12

Задачи на движение вдогонку

1

21.11


13

Задачи на движение навстречу друг другу

1

28.11


14-15

Задачи на совместную работу

2

5.12

12.12



Тема 3. Уравнения и неравенства

12



16-17

Решение линейных уравнений

2

19.12

26.12


18-19

Решение квадратных уравнений

2

9.01

16.01


20-21

Решение систем уравнений

2

23.01

30.01


22-23

Решение линейных неравенств

2

6.02

13.02


24-25

Решение квадратных неравенств

2

20.02

27.02


26-27

Решение систем неравенств

2

5.03

12.03



Тема 4. Решение задач из ОГЭ по математике

11



28-29

Преобразование буквенных выражений.

2

19.03

26.03


30-32

Решение задач на вероятность

3

02.04

09.04

16.04


33-35

Площади фигур на плоскости.

2

23.04

30.04

7.05


36-37

Вычисление элементов окружности и касательных к окружности.

2

14.05

21.05


38

Итоговое занятие

1

28.05



ИТОГО:

38






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!