СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность Мир информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность Мир информатики

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность Мир информатики»

Аннотация к программе

внеурочной деятельности «Мир информатики»


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир информатики» относится к духовно- нравственному направлению в рамках ФГОС для 4 класса составлена в соответствии с

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

-Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой Е.И. ЧелакН.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Темкинская СШ»;

-учебным планом школы;

- федеральным перечнем учебников;

- положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Темкинская СШ».

Срок реализации программы: 4 учебных года (2016-2020)

Целью курса: 

является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.


Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

  • овладение приемами и способами информационной деятельности;

  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.



















Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе

С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.

Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.



Место данного курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов.

2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года. Во 2-4 классах - 34 часа в год.

Данная рабочая программа  предназначена для изучения информатики  по учебнику «Информатика» Н.В. Матвеева



















Планируемые результаты изучения

внеурочной деятельности «Мир информатики»



Личностные и метапредметные результаты

  1. Личностные результаты

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

  1. Метапредметные результаты

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

- сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

- овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

В результате изучения информатики на начальном уровне ученики должны

быть такими:

  • Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.

  • Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.

  • Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.

  • Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».

  • Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.

  • Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.

  • Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.

  • С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.

  • Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.

  • Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.

  • Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.

  • Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.

  • Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.

  • Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.

Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс:

знать/понимать

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

уметь

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;

  • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;

  • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;

  • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;

  • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

  • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);

  • выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

  • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

  • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;

  • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;

  • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;

  • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;

  • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;

  • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

  • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.



Формы и средства контроля

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями, а также самостоятельными работами.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.





































Содержание внеурочной деятельности «Мир информатики»


Глава 1. Повторение. (7 часов).

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.

Проверочная работа №1 по теме: «Повторение».

Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).

Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.

Практические работы

  • «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

  • «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

  • «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»

  • «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»

Проверочная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».

Глава 3. Мир моделей (8 часов). Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.

Практические работы

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».

  • «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».

Проверочная работа №3 по теме: «Мир моделей».

Глава 4. Управление (9 часов)

Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.

Практические работы

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».

  • «Рисунок на свободную тему»

Проверочная работа №4 по теме: «Управление».


Повторение (1 час) + резерв (1 час).


















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



П/П

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные мероприятия, примерные сроки

1.

Повторение. Человек и информация

7

Проверочная работа

2.

Понятие, суждение, умозаключение

9

Проверочная работа

3.

Модель и моделирование

8

Проверочная работа

4.

Информационное управление

9

Проверочная работа

5.

Резерв

1


ИТОГО

34 часа

Проверочная работа- 4











































Календарно- тематическое планирование

внеурочной деятельности «Мир информатики»

4 А класс


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Техника безопасности. Человек в мире информации (7 ч.)



2

Действия с данными



3

Объект и его свойства



4

Отношения между объектами



5

Компьютер как система



6

Повторение Подготовка к контрольной работе № 1



7

Проверочная работа №1по теме: «Повторение»

 



8

Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение. (9 часов)

Мир понятий



9

Деление понятий



10

Обобщение понятий



11

Отношения между понятиями



12

Понятия «истина» и «ложь»



13

Суждение



14

Умозаключение



15

Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение». Подготовка к контрольной работе



16

Проверочная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».



17

Глава 3. Мир моделей. 8 (часов)

Модель объекта



18

Текстовая и графическая модель



19

Алгоритм как модель действий



20

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.



21

Исполнитель алгоритма



22

Компьютер как исполнитель



23

Повторение Подготовка к контрольной работе № 3



24

Проверочная работа №3 по теме: «Мир моделей».



25

Глава 4. Управление (9 часов)

Кто кем и зачем управляет?



26

Управляющий объект и объект управления



27

Цель управления



28

Управляющее воздействие



29

Управляющее воздействие



30

Результат управления



31

Современные средства коммуникации

Интернет



32

Проверочная работа №4 по теме: «Управление».



33

Повторение по всем разделам за год



34

Повторение по всем разделам за год





Учитель Кожухова Ольга Яковлевна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!