Аннотация к программе
внеурочной деятельности «Мир информатики»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир информатики» относится к духовно- нравственному направлению в рамках ФГОС для 4 класса составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
-Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Темкинская СШ»;
-учебным планом школы;
- федеральным перечнем учебников;
- положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Темкинская СШ».
Срок реализации программы: 4 учебных года (2016-2020)
Целью курса:
является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Место данного курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов.
2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
Данная рабочая программа предназначена для изучения информатики по учебнику «Информатика» Н.В. Матвеева
Планируемые результаты изучения
внеурочной деятельности «Мир информатики»
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В результате изучения информатики на начальном уровне ученики должны
быть такими:
Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.
Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс:
знать/понимать
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Формы и средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями, а также самостоятельными работами.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Содержание внеурочной деятельности «Мир информатики»
Глава 1. Повторение. (7 часов).
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Проверочная работа №1 по теме: «Повторение».
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.
Практические работы
«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
«Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
«Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
«Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
Проверочная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».
Глава 3. Мир моделей (8 часов). Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Практические работы
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
«Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».
Проверочная работа №3 по теме: «Мир моделей».
Глава 4. Управление (9 часов)
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
Практические работы
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».
«Рисунок на свободную тему»
Проверочная работа №4 по теме: «Управление».
Повторение (1 час) + резерв (1 час).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ П/П | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные мероприятия, примерные сроки |
1. | Повторение. Человек и информация | 7 | Проверочная работа |
2. | Понятие, суждение, умозаключение | 9 | Проверочная работа |
3. | Модель и моделирование | 8 | Проверочная работа |
4. | Информационное управление | 9 | Проверочная работа |
5. | Резерв | 1 | |
ИТОГО | 34 часа | Проверочная работа- 4 |
Календарно- тематическое планирование
внеурочной деятельности «Мир информатики»
4 А класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Техника безопасности. Человек в мире информации (7 ч.) | | |
2 | Действия с данными | | |
3 | Объект и его свойства | | |
4 | Отношения между объектами | | |
5 | Компьютер как система | | |
6 | Повторение Подготовка к контрольной работе № 1 | | |
7 | Проверочная работа №1по теме: «Повторение» | | |
8 | Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение. (9 часов) Мир понятий | | |
9 | Деление понятий | | |
10 | Обобщение понятий | | |
11 | Отношения между понятиями | | |
12 | Понятия «истина» и «ложь» | | |
13 | Суждение | | |
14 | Умозаключение | | |
15 | Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение». Подготовка к контрольной работе | | |
16 | Проверочная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение». | | |
17 | Глава 3. Мир моделей. 8 (часов) Модель объекта | | |
18 | Текстовая и графическая модель | | |
19 | Алгоритм как модель действий | | |
20 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. | | |
21 | Исполнитель алгоритма | | |
22 | Компьютер как исполнитель | | |
23 | Повторение Подготовка к контрольной работе № 3 | | |
24 | Проверочная работа №3 по теме: «Мир моделей». | | |
25 | Глава 4. Управление (9 часов) Кто кем и зачем управляет? | | |
26 | Управляющий объект и объект управления | | |
27 | Цель управления | | |
28 | Управляющее воздействие | | |
29 | Управляющее воздействие | | |
30 | Результат управления | | |
31 | Современные средства коммуникации Интернет | | |
32 | Проверочная работа №4 по теме: «Управление». | | |
33 | Повторение по всем разделам за год | | |
34 | Повторение по всем разделам за год | | |
Учитель Кожухова Ольга Яковлевна