СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по астрономии для 5 класса.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по астрономии для 5 класса.»



Пояснительная записка


Курс « Астрономия для любознательных » реализует проектную деятельность во внеурочной деятельности в 5 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Основными методами реализации программы являются изучение: изучение нового материала, составление и защита мини проектов, создание презентаций, парная и групповая работа.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 5 классов.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 68 часов: 2 занятия в неделю.

Цель курса: Формирование у учащихся условий для устойчивого интереса к астрономии, знакомство с представлениями о строении окружающего мира. Вселенной. Развитие познавательных, коммуникативных навыков.

Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности

Задачи:

  1. Изучить строение, расположение, движение объектов на звёздном небе.

  2. Изучить влияние небесных объектов на Землю.

  3. Повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.

  4. Развивать навыки самостоятельности.

  5. Развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного.

  6. Формировать умение самостоятельно добывать нужную информацию, отстаивать свою точку зрения.

Основные разделы программы:

  1. Что такое астрономия – 2 часа

  2. Человек в космосе – 8 часов

  3. Солнечная система – 16 часов

  4. Малые тела Солнечной системы – 34 часа

  5. Вселенная – 8 часов


Воспитательные идеи программы: воспитывать гармонично развивающегося человека, имеющего свои убеждения, способного обосновать свой выбор, умеющего отстаивать свою точку зрения, уважающего другое мнение.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;

  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;

  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий

Регулятивные УУД.

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы ( задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу.

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления ; определять причины явлений,, событий: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научного текста, предоставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Раздел, темы

Количество часов

1

Что такое астрономия

2

2

Человек в космосе

8

3

Солнечная система

16

4

Малые тела Солнечной системы

34

5

Вселенная

8







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Планируемые результаты (УУД)

Виды деятельности

Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия

Знакомство учащихся с астрономией, выделение по материалам презентации объектов, изучением которых занимается эта наука. Развитие умений чётко формулировать свою мысль, обосновывать ответ.

Просмотр презентации, беседа

Тема: Человек в космосе – 8 часов. Как древние люди представляли себе Вселенную

Расширение знаний учащихся о представлениях древних людей, умение подбирать нужный материал в разных источниках информации

Презентация, анализ подготовленных детьми сообщений

От Коперника до наших дней

Знакомство с учёными, перевернувшими преставления людей о строении Вселенной, изучение моделей Вселенной.и снимков из космоса; формирование научной картины мира в сознании учащихся.

Презентация, обсуждение значения открытий учёных для развития человечества. Прогнозирование дальнейших исследований.

Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов

Развитие умений обосновывать и защищать свой выбор

Моделирование Галактики, на основе своих представлений.

Тема: Солнечная система – 16 часов.

Общая характеристика Солнечной системы.


Систематизировать имеющиеся знания о Солнечной системе, расширить и обогатить свои знания, работая с различными источниками информации.

Презентация ,постановка и решение учебной задачи

Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения.

Знакомство с движением Солнца .Выяснение причин, вызывающих солнечные затмения .

Презентация, Моделирование ситуации, изображающую затмение Солнца; дискуссия о причинах затмения.

Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца».

Знакомство со внутренним строением Солнца; наблюдение пятен и факелов на Солнце. Определение последствий этих явлений для людей

Защита мини проектов « использование энергии Солнца

Практическая работа « Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю.

Обучение постановке учебной задачи и выбору наиболее эффективного пути решения этой задачи.

Обобщение знаний о влиянии Солнца на Землю

Презентация.

Практическая работа по определению положения Солнца по гномону

Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы.

Знакомство с планетами Солнечной системы .сравнивание планет по разным параметрам. Структурирование имеющихся знаний по этой теме. Умение слушать мнение одноклассников и корректировать собственное мнение


Презентация. Обсуждение гипотезы «Есть ли жизнь на других планетах

Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет.

Структурирование имеющихся знаний о планетах – гигантах, подбор нужной информации по теме, обмен полученной информацией

Презентация

Дискусия « Почему Плутон не планета?»

Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры.

Расширение представлений о нашем естественном спутнике, знакомство с формами рельефа Луны. Выдвижение гипотез их происхождения.

Презентация

Обсуждение гипотез происхождения Луны. составление вопросов по теме.

Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю.

Знакомство с влиянием Луны на процессы, происходящие на Земле.

Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Сформулировать вывод о Влиянии Луны на нашу планету.

Презентация

Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Беседа по вопросам.

Тема « Малые тела Солнечной системы» - 34 часа. Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли.

Выявить малые тела Солнечной системы, познакомиться с их происхождением. Уточнить знания об астероидах. Показать их влиянии на планеты

Презентация

Анализ полученной информации, выявление особенностей этих небесных тел.


Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты.

Выявление признаков, отличающих кометы и метеориты. Познакомить

с влиянием кометы Галея на земные процессы.

Презентация

Обсуждение полученной информации, постановка вопросов по данной теме

Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики

Знакомство со звёздными соседями Солнца. наблюдение процессов рождения звёзд, классификация звёзд по их размерам

Презентация

Обсуждение новой информации, работа в группах по классификации звёзд.

Почему звёзды блестят? Цвет звёзд.

Постановка проблемы, обсуждение путей решения данной проблемы

Презентация

Анализ новой информации, работа с различными источниками.

Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта.

Знакомство с местоположением Полярной звезды на небе, учиться находить её среди других звёзд. Научить определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Презентация

Работа с картой звёздного неба

Ориентирование по Полярной звезде

Чёрные дыры.

Изучение гипотез о происхождении чёрных дыр

Презентация

Анализ полученной информации, высказывание своей точки зрения.

Звёзды и боги.

Составление сообщений на заданную тему Найти информацию в Интернете по данной теме

Сообщение учеников

Что такое созвездие? Рисунки на небе.

Систематизация знаний по данной теме. этапов накопления знаний о созвездиях

Презентация

Работа с картой звёздного неба.

Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты.

Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы на карте, наблюдение за изменением положения этих созвездий.

Анализ информации, получаемой с карты звёздного неба

Карта неба северного полушария

Знакомство с картой звёздного неба северного полушария. Уметь показывать основные созвездия неба северного полушария..Научить ориентироваться по картам звёздного неба

Презентация

Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года.

Основные созвездия северного полушария

Найти в Интернете и других источниках информации материал по теме, уметь отбирать нужную информацию

Защита мини проектов по теме » Созвездия Северного полушария»

Карта неба южного полушария

Знакомство с картой неба южного полушария

Учить ориентироваться по объектам звёздного неба.

Презентация

Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года

Основные созвездия южного полушария. Игра « Узнай созвездие».

Создание мини презентаций о созвездиях южного полушария

Защита мини проектов, игра «Узнай созвездие

Астрономия и астрология – это одно и тоже?

Выявление различий между двумя науками.

Установление этапов развития астрономии и астрологии .Выявить влияние этих наук на жизнь человека

Работа со смысловым текстом, анализ информации, обсуждение влияния этих наук на нашу жизнь

Знаки Зодиака.

Знакомство с зодиакальными созвездиями, выявление влияния этих созвездий на нашу жизнь

Презентация

Работа с рисунками

Защита проектных работ « Рисунки на небе».

Умение обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы своей позиции, воспринимать другие мнения

Защита проектных работ по теме» Рисунки на небе».

Тема « Вселенная» - 8 часов. Что такое Галактика. Многообразие галактик.

Наблюдать существующие модели Галактик. Определить и показать многообразие Галактик

Презентация

Анализ полученной информации

Вселенная

Установить этапы развития знаний о Вселенной, сравнить эти знания в разные периоды развития человечества.

Презентация

Работа со снимками из космоса

Что такое НЛО?

Поиск и изучение информации об НЛО


Анализ полученной информации, её структурирование

Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе.

Выбор и исполнение своей модели космических кораблей, роботов.

Создание моделей космических кораблей. роботов










































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АСТРОНОМИИ 5 КЛАСС.

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1-2

Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия

2




Тема: Человек в космосе – 8 часов.




3-4

Как древние люди представляли себе Вселенную

2



5-6

От Коперника до наших дней

2



7-10

Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов

4




Тема: Солнечная система – 16 часов.





11-12

Общая характеристика Солнечной системы.


2



13-14

Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения.

2



15-16

Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца».

2



17-18

Практическая работа « Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю.

2



19-20

Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы.

2



21-22

Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет.

2



23-24

Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры.

2



25-26

Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю.

2




Тема « Малые тела Солнечной системы» - 34 часов.




27-28

Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли.

2



29-30

Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты.

2



31-32

Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики

2



33-34

Почему звёзды блестят? Цвет звёзд.

2



35-36

Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта.

2



37-38

Чёрные дыры.

2



39-40

Звёзды и боги.

2



41-42

Что такое созвездие? Рисунки на небе.

2



43-44

Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты.

2



45-46

Карта неба северного полушария

2



47-48

Основные созвездия северного полушария

2



49-50

Карта неба южного полушария

2



51-52

Основные созвездия южного полушария. Игра « Узнай созвездие».

2



53-54

Астрономия и астрология – это одно и тоже?

2



55-56

Знаки Зодиака.

2



57-60

Защита проектных работ « Рисунки на небе».

4




Тема « Вселенная» - 8 часов.




61-62

Что такое Галактика. Многообразие галактик.

2



63-64

Вселенная

2



65-66

Что такое НЛО?

2



67-68

Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе.

2







ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных»

общеинтеллектуального направления


п/п

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!