Курс « Астрономия для любознательных » реализует проектную деятельность во внеурочной деятельности в 5 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение: изучение нового материала, составление и защита мини проектов, создание презентаций, парная и групповая работа.
Участники образовательной программы: учащиеся 5 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов: 2 занятия в неделю.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Регулятивные УУД.
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы ( задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления ; определять причины явлений,, событий: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научного текста, предоставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Тема | Планируемые результаты (УУД) | Виды деятельности |
Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия | Знакомство учащихся с астрономией, выделение по материалам презентации объектов, изучением которых занимается эта наука. Развитие умений чётко формулировать свою мысль, обосновывать ответ. | Просмотр презентации, беседа |
Тема: Человек в космосе – 8 часов. Как древние люди представляли себе Вселенную | Расширение знаний учащихся о представлениях древних людей, умение подбирать нужный материал в разных источниках информации | Презентация, анализ подготовленных детьми сообщений |
От Коперника до наших дней | Знакомство с учёными, перевернувшими преставления людей о строении Вселенной, изучение моделей Вселенной.и снимков из космоса; формирование научной картины мира в сознании учащихся. | Презентация, обсуждение значения открытий учёных для развития человечества. Прогнозирование дальнейших исследований. |
Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов | Развитие умений обосновывать и защищать свой выбор | Моделирование Галактики, на основе своих представлений. |
Тема: Солнечная система – 16 часов. Общая характеристика Солнечной системы. | Систематизировать имеющиеся знания о Солнечной системе, расширить и обогатить свои знания, работая с различными источниками информации. | Презентация ,постановка и решение учебной задачи |
Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения. | Знакомство с движением Солнца .Выяснение причин, вызывающих солнечные затмения . | Презентация, Моделирование ситуации, изображающую затмение Солнца; дискуссия о причинах затмения. |
Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца». | Знакомство со внутренним строением Солнца; наблюдение пятен и факелов на Солнце. Определение последствий этих явлений для людей | Защита мини проектов « использование энергии Солнца |
Практическая работа « Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю. | Обучение постановке учебной задачи и выбору наиболее эффективного пути решения этой задачи. Обобщение знаний о влиянии Солнца на Землю | Презентация. Практическая работа по определению положения Солнца по гномону |
Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы. | Знакомство с планетами Солнечной системы .сравнивание планет по разным параметрам. Структурирование имеющихся знаний по этой теме. Умение слушать мнение одноклассников и корректировать собственное мнение | Презентация. Обсуждение гипотезы «Есть ли жизнь на других планетах |
Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет. | Структурирование имеющихся знаний о планетах – гигантах, подбор нужной информации по теме, обмен полученной информацией | Презентация Дискусия « Почему Плутон не планета?» |
Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры. | Расширение представлений о нашем естественном спутнике, знакомство с формами рельефа Луны. Выдвижение гипотез их происхождения. | Презентация Обсуждение гипотез происхождения Луны. составление вопросов по теме. |
Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю. | Знакомство с влиянием Луны на процессы, происходящие на Земле. Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Сформулировать вывод о Влиянии Луны на нашу планету. | Презентация Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Беседа по вопросам. |
Тема « Малые тела Солнечной системы» - 34 часа. Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли. | Выявить малые тела Солнечной системы, познакомиться с их происхождением. Уточнить знания об астероидах. Показать их влиянии на планеты | Презентация Анализ полученной информации, выявление особенностей этих небесных тел. |
Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты. | Выявление признаков, отличающих кометы и метеориты. Познакомить с влиянием кометы Галея на земные процессы. | Презентация Обсуждение полученной информации, постановка вопросов по данной теме |
Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики | Знакомство со звёздными соседями Солнца. наблюдение процессов рождения звёзд, классификация звёзд по их размерам | Презентация Обсуждение новой информации, работа в группах по классификации звёзд. |
Почему звёзды блестят? Цвет звёзд. | Постановка проблемы, обсуждение путей решения данной проблемы | Презентация Анализ новой информации, работа с различными источниками. |
Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта. | Знакомство с местоположением Полярной звезды на небе, учиться находить её среди других звёзд. Научить определять стороны горизонта по Полярной звезде. | Презентация Работа с картой звёздного неба Ориентирование по Полярной звезде |
Чёрные дыры. | Изучение гипотез о происхождении чёрных дыр | Презентация Анализ полученной информации, высказывание своей точки зрения. |
Звёзды и боги. | Составление сообщений на заданную тему Найти информацию в Интернете по данной теме | Сообщение учеников |
Что такое созвездие? Рисунки на небе. | Систематизация знаний по данной теме. этапов накопления знаний о созвездиях | Презентация Работа с картой звёздного неба. |
Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты. | Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы на карте, наблюдение за изменением положения этих созвездий. | Анализ информации, получаемой с карты звёздного неба |
Карта неба северного полушария | Знакомство с картой звёздного неба северного полушария. Уметь показывать основные созвездия неба северного полушария..Научить ориентироваться по картам звёздного неба | Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года. |
Основные созвездия северного полушария | Найти в Интернете и других источниках информации материал по теме, уметь отбирать нужную информацию | Защита мини проектов по теме » Созвездия Северного полушария» |
Карта неба южного полушария | Знакомство с картой неба южного полушария Учить ориентироваться по объектам звёздного неба. | Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года |
Основные созвездия южного полушария. Игра « Узнай созвездие». | Создание мини презентаций о созвездиях южного полушария | Защита мини проектов, игра «Узнай созвездие |
Астрономия и астрология – это одно и тоже? | Выявление различий между двумя науками. Установление этапов развития астрономии и астрологии .Выявить влияние этих наук на жизнь человека | Работа со смысловым текстом, анализ информации, обсуждение влияния этих наук на нашу жизнь |
Знаки Зодиака. | Знакомство с зодиакальными созвездиями, выявление влияния этих созвездий на нашу жизнь | Презентация Работа с рисунками |
Защита проектных работ « Рисунки на небе». | Умение обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы своей позиции, воспринимать другие мнения | Защита проектных работ по теме» Рисунки на небе». |
Тема « Вселенная» - 8 часов. Что такое Галактика. Многообразие галактик. | Наблюдать существующие модели Галактик. Определить и показать многообразие Галактик | Презентация Анализ полученной информации |
Вселенная | Установить этапы развития знаний о Вселенной, сравнить эти знания в разные периоды развития человечества. | Презентация Работа со снимками из космоса |
Что такое НЛО? | Поиск и изучение информации об НЛО | Анализ полученной информации, её структурирование |
Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе. | Выбор и исполнение своей модели космических кораблей, роботов. | Создание моделей космических кораблей. роботов |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1-2 | Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия | 2 | | |
| Тема: Человек в космосе – 8 часов. | | | |
3-4 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 2 | | |
5-6 | От Коперника до наших дней | 2 | | |
7-10 | Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов | 4 | | |
| Тема: Солнечная система – 16 часов. | | | |
11-12 | Общая характеристика Солнечной системы. | 2 | | |
13-14 | Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения. | 2 | | |
15-16 | Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца». | 2 | | |
17-18 | Практическая работа « Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю. | 2 | | |
19-20 | Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы. | 2 | | |
21-22 | Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет. | 2 | | |
23-24 | Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры. | 2 | | |
25-26 | Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю. | 2 | | |
| Тема « Малые тела Солнечной системы» - 34 часов. | | | |
27-28 | Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли. | 2 | | |
29-30 | Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты. | 2 | | |
31-32 | Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики | 2 | | |
33-34 | Почему звёзды блестят? Цвет звёзд. | 2 | | |
35-36 | Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта. | 2 | | |
37-38 | Чёрные дыры. | 2 | | |
39-40 | Звёзды и боги. | 2 | | |
41-42 | Что такое созвездие? Рисунки на небе. | 2 | | |
43-44 | Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты. | 2 | | |
45-46 | Карта неба северного полушария | 2 | | |
47-48 | Основные созвездия северного полушария | 2 | | |
49-50 | Карта неба южного полушария | 2 | | |
51-52 | Основные созвездия южного полушария. Игра « Узнай созвездие». | 2 | | |
53-54 | Астрономия и астрология – это одно и тоже? | 2 | | |
55-56 | Знаки Зодиака. | 2 | | |
57-60 | Защита проектных работ « Рисунки на небе». | 4 | | |
| Тема « Вселенная» - 8 часов. | | | |
61-62 | Что такое Галактика. Многообразие галактик. | 2 | | |
63-64 | Вселенная | 2 | | |
65-66 | Что такое НЛО? | 2 | | |
67-68 | Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе. | 2 | | |