Вводная беседа | -Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»? -Верно. Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество. | -Это сказки, былины, загадки, пословицы. | |
Практическая работа | - На завалинке сегодня Собрался честной народ, Чтоб на русских посиделках Петь, водить всем хоровод. Жива традиция, жива – От поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого из нашего. На завалинке, в светелке Иль на бревнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод- Говорили, песни пели И водили хоровод. Добрым чаем угощались С медом, явно без конфет Как нынче мы – общались, Без общенья жизни нет. Отдых – это не безделки, Время игр и новостей. Начинаем посиделки Для друзей и для гостей! На завалинке сегодня Праздник радостный вас ждет, Вижу, чтобы вас потешить, К нам оркестр сюда идет. Учитель раздает детям различные предметы кухонной утвари. -Ребята, давайте исполним с вами шумовую музыку. -Под музыку своими инструментами издавайте звуки.(Включает песню «Во кузнице) -Отлично! -А сейчас отправляемся в путешествие и первая остановка-это остановка: Скороговорки. -На экране вы видите скороговорки. Давайте посоревнуемся в их чтении.( Участники должны по очереди проговорить предложенные им скороговорки в быстром темпе. ) -Молодцы! Отлично справились. -Продолжаем наше путешествие. И следующая остановка: Пословицы. -«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа. Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Приглашаются по 2 человека – знатока пословиц. Нужно соединить начало и конец пословиц. (Учитель раскладывает карточки с разрезанными пословицами). -Молодцы. Все верно. -Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка: Загадки. - Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто. - Предлагаю вам конкурс «Загадочная загадка». Начинаем с загадок о человеке: - Их не сеют, не сажают – Они сами вырастают. -Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят . - Тридцать два молотят, Один поворачивает. - Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут. О доме: - Не лает, не кусает, а в дом не пускает. - Никого она не обижает, а все её толкают. Загадки про огород. - Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. - Закутан ребенок в сто пеленок. - Красный нос в в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. О диких животных: - Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом - На овчарку он похож. Что ни зуб-то острый нож! Он бежит оскалив пасть, На овцу готов напасть. - У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. - Умнички! Верно. А сейчас особое задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русской народной песни. (Включение аудио – записи с видео «Гуси-лебеди»). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости. Следующая остановка: Русские народные сказки. В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки. Конкурс «Узнай сказку». (После того, как дети отгадали название сказки, учитель показывает картинку к сказке). Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! 1) Отворили дверь козлята И… пропали все куда – то! 2) В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Реченька, спаси меня, Реченька, спаси меня! 3) Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом… 4) Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка!.. 5) Румяный круглый паренек, Сбежал из дома на денек. С веселой песенкой бродил И все напасти обходил. До той поры пока в лесу Не встретил хитрую лису. -Молодцы! | Дети берут предметы(ложки, крышки) и шумят. Дети читают скороговорки: - Все бобры для своих бобрят добры. - Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. - Иней лег на ветви ели Иглы за ночь побелели. -Белые бараны били в барабаны. - Слишком много ножек у сороконожек. - Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке. учащиеся собирают начало и конец пословицы. -Волосы - глаза - зубы и язык -Ноги -Замок -Дверь -Лук -Капуста -Морковка. -белка -Волк -Заяц Дети называют сказку: -(«Волк и семеро козлят») -(«Гуси – лебеди») -(«Лиса и журавль») -(«Снегурочка») -(«Колобок».) | https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2021/06/vo-kuznitse.mp3 https://youtu.be/D-lUoNPk-6s |