СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по чтению в 7 классе 8 вида на тему "Фольклор - устное народное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по чтению в 7 классе 8 вида на тему "Фольклор - устное народное творчество"»



Тема занятия:  Фольклор - устное народное творчество.

Класс: 7

Цели: 

формировать знания об устном народном творчестве.

Задачи:

Образовательная задача:

• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Коррекционно-развивающая задача:
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
• коррекция двигательных нарушений;
Воспитательная задача:
• воспитывать положительную учебную мотивацию;
• доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, пословицы, поговорки, сказки, музыкальное сопровождение.



Этап урока Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Какое у вас настроение сегодня? Работать готовы?

-Хорошо.

- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество».(На доске висит плакат или открыт слайд на презентации)

Дети встают и приветствуют учителя.

- Хорошее. Готовы!
























Вводная беседа

-Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

-Верно. Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.



-Это сказки, былины, загадки, пословицы.








Практическая работа
















































- На завалинке сегодня

Собрался честной народ,

Чтоб на русских посиделках

Петь, водить всем хоровод.

Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как нынче мы – общались,

Без общенья жизни нет.

Отдых – это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки

Для друзей и для гостей!

На завалинке сегодня

Праздник радостный вас ждет,

Вижу, чтобы вас потешить,

К нам оркестр сюда идет.


Учитель раздает детям различные предметы кухонной утвари.

-Ребята, давайте исполним с вами шумовую музыку.

-Под музыку своими инструментами издавайте звуки.(Включает песню «Во кузнице)

-Отлично!

-А сейчас отправляемся в путешествие и первая остановка-это остановка: Скороговорки.

-На экране вы видите скороговорки. Давайте посоревнуемся в их чтении.( Участники должны по очереди проговорить предложенные им скороговорки в быстром темпе. )



-Молодцы! Отлично справились.

-Продолжаем наше путешествие. И следующая остановка: Пословицы.

-«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.
Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Приглашаются по 2 человека – знатока пословиц. Нужно соединить начало и конец пословиц. (Учитель раскладывает карточки с разрезанными пословицами).

-Молодцы. Все верно.

-Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка: Загадки.

- Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
- Предлагаю вам конкурс «Загадочная загадка».
Начинаем с загадок о человеке:
- Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают.
-Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят .
- Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.

О доме:
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- Никого она не обижает, а все её толкают.
Загадки про огород.
- Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
- Закутан ребенок в сто пеленок.
- Красный нос в в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

О диких животных:
- Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом
- На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

- Умнички! Верно.

А сейчас особое задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русской народной песни. (Включение аудио – записи с видео «Гуси-лебеди»). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости.

Следующая остановка: Русские народные сказки.

В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

Конкурс «Узнай сказку». (После того, как дети отгадали название сказки, учитель показывает картинку к сказке).
Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!

2) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!

3) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…

4) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..

5) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
-Молодцы!





























Дети берут предметы(ложки, крышки) и шумят.








Дети читают скороговорки:

- Все бобры для своих бобрят добры.

- Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

- Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.

-Белые бараны били в барабаны.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.




















учащиеся собирают начало и конец пословицы.





















-Волосы


- глаза


- зубы и язык


-Ноги



-Замок


-Дверь



-Лук

-Капуста



-Морковка.






-белка




-Волк




-Заяц






























Дети называют сказку:







-(«Волк и семеро козлят»)





-(«Гуси – лебеди»)



-(«Лиса и журавль»)





-(«Снегурочка»)






-(«Колобок».)






























https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2021/06/vo-kuznitse.mp3































































































https://youtu.be/D-lUoNPk-6s


































Физкультминутка


-Ребята, давайте отдохнем. Вместе читаем слова с экрана и повторяем за мной.







Ученики встают.



Дети читают слова со слайда и повторяют движения за педагогом.

























Подведение итогов

-Ребята, теперь подведём итог нашего путешествия:

- О чем мы говорили сегодня?


-Что входит в устное народное творчество?


-Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Вы большие молодцы! До свидания!






- Об устном народном творчестве.

- Сказки, былины, потешки, прибаутки, колыбельные.







-До свидания!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!