СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по ФГОС»

Внеурочная деятельность по ФГОС: направления

Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.

Направления внеурочной деятельности

Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.

Выделяют такие направления внеурочной деятельности:

  • общеинтеллектуальное,

  • спортивно-оздоровительное,

  • социальное,

  • общекультурное,

  • духовно-нравственное.

Целью работы в общеинтеллектуальном направлении является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов. Направление реализуется путем анализа различных сфер жизни, проведения библиотечных уроков, предметных недель, круглых столов, экскурсий, кружков, деловых игр и пр.

Спортивно-оздоровительное направление вводится для привития детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных ее проявлениях.

Социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления ученики также могут получить при необходимости психолого-педагогическую поддержку.

Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию различных форм взаимодействия с природой, организацию выставок детского рисунка, конкурсов, тематических классных часов.

Духовно-нравственное направление – это воспитание патриотических чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям. Реализуются такие мероприятия, как изучение национальной культуры, истории и природы, проведение экскурсий.

Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе

Каковы особенности направлений внеурочной работы в начальной школе? Рассмотрим этот вопрос по каждому из направлений.

Общеинтеллектуальное направление – организация мероприятий, которые способствуют умственному развитию школьников (конкурсы, олимпиады, викторины). Такие мероприятия могут проводиться как внутри школы, так и между школами. Можно организовать кружки «Счастливый английский», «Лукошко народной мудрости», «Занимательная грамматика» и пр.

В рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.

Социальное направление призвано формировать у школьников младшего возраста навыки социального взаимодействия. Это реализуется путем моделирования различных ситуаций межличностного взаимодействия, отношений в области политики, экономики, права и пр. Наиболее эффективной формой является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать практически любую ситуацию и выбирать наиболее эффективные решения проблемы.

К основным направлениям внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе относится и общекультурное. Оно предполагает проведение экскурсий, посещение музеев, театров, просмотр фильмов, организацию театральных кружков, проведение занятий по художественному чтению. Допустимо использование форм организации досуга, которые применяются в духовно-нравственном и общеинтеллектуальном направлениях.

Духовно-нравственное направление реализуется в таких формах, как беседы, дискуссии, семинары, классные часы, диспуты на религиозные, политические темы. Могут быть организованы экскурсии на природу с целью формирования бережного к ней отношения.

Формы реализации направлений внеурочной деятельности в основной школе

Направления внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе будут следующими:

  • духовно-нравственное,

  • физкультурно-спортивное и оздоровительное,

  • социальное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное.

Рассмотрим более подробно формы внеурочной работы в основной школе по направлениям:

  1. Общеинтеллектуальное включает библиотечные уроки, предметные недели, олимпиады, деловые и ролевые игры, экскурсии, конференции, конкурсы, олимпиады, разработку проектов по урокам.

  2. Спортивно-оздоровительное: походы, экскурсии, подвижные игры, «Веселые старты», «Дни здоровья», школьные, районные, республиканские спортивные соревнования, а также беседы по охране здоровья, использование физкультминуток и игровых моментов на уроках.

  3. Социальное: целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты, ролевые игры, беседы, творческие конкурсы и акции, практикумы, экскурсии, беседы, участие в различных мероприятиях, разработка проектов.

  4. Общекультурное: участие в конкурсах, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы.

  5. Духовно-нравственное: проведение дней театра и музея, выставок рисунков, поделок, организация экскурсий, тематических бесед,  встреч, классных часов, участие в выставках детского творчества и конкурсах на уровне школы, города, области.

Технология социального проектирования как форма реализация социального направления «внеурочки»

Социализация учащихся выступает особым типом результатов образования, который предусматривает преобразование школьника в активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе собственных ценностей, разработке проектов общественного преобразования.

Социальное направление внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе – это посильное и добровольное участие детей в улучшении общественных отношений и складывающейся в социуме ситуации. Эта деятельность предусматривает личную инициативу, заинтересованность в поиске нестандартных решений, персональную ответственность, осознание риска выбора.

Одной из наиболее эффективных технологий, которые применяются в этом направлении, является технология социального проектирования, которая включает такие этапы:

  • подготовка школьников к работе над проектом;

  • выбор проблемы;

  • подготовка информации;

  • поиск собственного варианта решения проблемы;

  • реализация продуманного плана участниками команды;

  • подготовка к защите проекта;

  • презентация;

  • рефлексия.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!