Внеурочная деятельность по физической культуре в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образова-тельной программы основного общего образования.
Мы считаем, что внеурочная деятельность в нашей школе является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается нами преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Стратегия действий нашей школы направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления школьников, вовлечение их в активные занятия физической культурой и спортом, участие в спортивно-массовых мероприятиях.
Сферами деятельности программы являются учебная, досуговая, информационная, семейная, медицинская, педагогическая, психологическая, культурологическая.
Таким образом, одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и естественную потребность в движениях. Это возможно только при комплексном использовании уроков физической культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных форм физического воспитания.
Как носитель общественных интересов, мы реализуем свою модель физкультурно-оздоровительного движения и стараемся сформировать у всех участников воспитательно-образовательного процесса стремление к здоровому образу жизни . Своей деятельностью мы пропагандируем культ здорового тела, здорового духа, здоровых традиций и здоровой жизни, который направлен на создание единого социо культурного пространства на территории школы. Организация внеурочной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности строится под девизом: «Школа – территория здоровья». С 2011-2012 учебного года создан и работает спортивный клуб «Олимп», которым охвачено 176 учащихся 1-9 классов.
Ежегодно выбираем совет клуба ,куда входят учащиеся 1-9 кл. На совете клуба предлагается план спортивно-массовых мероприятий на учебный год и представители от классов вносят в него свои предложения. Количество различных массовых спортивных соревнований в течение учебного года – более 15. В школе сложились следующие спортивные традиции: « Неделя бега», «Зимние забавы», дни Здоровья, турниры по мини-футболу, конькам лыжам, а также по мини-футбоу в валенках и др.
Учебный год в сентябре месяце начинаем с « Недели бега», и каждый год стараемся эти соревнования провести по разному( в различных вариантах). Так например прошлый год спортсмены пробегали 1 и 2 стадии. Идея проведения была взята из истории проведения древнегреческих Олимпийских игр. В этом году решили пробежать «километры здоровья». Объяснить как это было. В школе очень популярен мини-футбол. Эти соревнования проводим по 2 возрастным группам 2-4кл. и 5-9кл. В этом году провели соревнования с клубом « Спартак » в большой футбол.
Торжественно проходит и посвящение в «олимпийцы», спортивный праздник для уч-ся 1 класса, посвящение в члены спортивного клуба «Олимп», где юные спортсмены проходят обряд посвящения и испытания.
В этом году в рамках « Декады безопасности дорожного движения » совместно с отделом ГБДД состоялся велопробег « Дети за безопасность на дороге » Поназырево – с. Хмелевка - Поназырево 5 – 9 кл. Школьники не только преодолели весь маршрут, проявив свои волевые качества, но и в дружеской обстановке пообщались и посоревновались с одноклассниками из Хмелевской школы. Учащихся, активно приняли участие в школьных этапах зимней спартакиады школьников Костромской области (лыжные гонки и коньки), Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания».
Школа имеет благоприятные условия для проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся спортивных зал и спортив-ную площадку, рядом находится стадион, в зимнее время каток и лыжная трасса. В зимнее время дети с нетерпением ждут соревнований по конькам и упорно тренируются. В этом учебном году в соревнованиях приняли участие уч-ся с 3 по 9 класс. В школе активно развиваются такие виды спорта, как легкая атлетика, волейбол, мини-футбол, лыжи. Постоянно работают спортивные секции : «Волейбол», ОФП, «Подвижные игры», «Спортивные игры». С преобретением тренажеров и спортивного оборудования занятия стали еще интереснее. Познаем метод круговой тренировки. Сравнивая % охвата детей спортивными секциями в течение 3 лет, можно наблюдать положительную динамику охвата с 19 % до 64 %, т.е. произошло увеличение в 3 раза.
Идет активная работа по сдаче нормативов физкультурно-оздоровитель-ного комплекса « Кострома- спорт-здоровье». В 2010-2011 году на значок 1 степени сдали - 10 чел., 2 степени - 34 чел. В 2011-2012 на значок 1 степени сдали 12 чел. и на значок 2 степени - 30 чел. Учащиеся нашей школы принимают самое активное участие в спортивных мероприятиях муниципального уровня, где занимают, первые и призовые места, а на региональном уровне участвуют в мероприятиях по мере финансирования из муниципального бюджета. За последние три года становились победителями районных соревнований по волейболу, шашкам, лыжной спринт-эстафете, посвященной памяти война интернационалиста А. Липакова; призерами в военно –спортивнной игре«Зарница»,а также хотелось бы отметить, что впервые команда 7б класса стала призерам регионального этапа соревнований « Президентские состязания» среди городских классов-команд 7 классов. Важнейшей проблемой оздоровления детей и подростков является сотрудничество и партнерство с семьей. Семья имеет мощное воздействие на воспитание и образование подрастающего поколения, усвоение культурных традиций, формирование личности, здоровья общества в целом. К работе спортклуба привлекаются родители для проведения различных мероприятий совместно с детьми. Такое взаимодействие положительным образом сказывается на массовости проводимых мероприятий, повышает интерес к ним как детей, так и родителей, оказывает большое воспитательное и оздоровительное значение. Массовые мероприятия проводятся как в рамках рабочей недели, так и в выходные дни.
Увлекательно прошли мероприятия с участием родителей и учащихся такие как;
« Стартуем вместе»,
« Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!»,
« Всей семьей на старт»
« Дорогие родители, в гости к нам не хотите ли?» и др.
Они привлекают наибольшее количество болельщиков, позволяют пропагандировать форму активного и полезного досуга всей семьи.
Спортивная деятельность школы оттого успешна, что постоянно расширяются рамки сотрудничества. Социальными партнерами школы являются отделом внутренних дел, пожарная часть, отдел по делам культуры, молодежи, физкультуры и спорта, ГИБДД, Поназыревская районная больница, Дом детского творчества. Спортивно-оздоровительная работа продолжается и в летнее время в рамках оздоровительного лагеря « Цветочный город ».
Из опыта работы школы по данному направлению создан в 2010 году сборник «Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе». Материалы сборника представляют интерес для учителей физической культуры, руководителей школ, родителей.
Здоровье – это бесценный дар природы. Движение – это жизнь. То, что не двигается, не работает, не напрягается – отмирает. Здоровье – величайшая человеческая ценность. Образ жизни – это не только наличие или отсутствие вредных привычек, это – уровень производства, благосостояния, культуры, образования и многое др. Тем более важно формировать здоровый образ жизни у детей и подростков, ведь от них зависит благополучие и процветание нации.
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно