Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа
Демидовского района Смоленской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы
Протокол № 1 от 30.08.18 г. 30.08. 2018 г. Приказ № от 241о/д 31.08.18
____(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Портфолио третьеклассника»
2018-2019 учебный год
Класс: 3
Учитель: Астахова Н.В.
п. Пржевальское
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития
Основная образовательная программа НОО МБОУ Пржевальская СШ на 2018-2019г.
«Портфолио обучающегося начальной школы. Программа внеурочной деятельности» Методическое пособие с электронным приложением. Авт. – сост. М. С. Умнова. - Москва «Планета» 2015- 256с.-( Классное руководство)
Основные цели программы:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности;
обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.
Программа определяет ряд задач:
создание модели работы с одарёнными детьми в рамках занятий внеурочной деятельности при работе с портфолио;
принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
принятие социальных, семейных ценностей;
воспитание нравственных чувств и моральных норм;
воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному;
становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.
Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей у второклассников:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение третьеклассниками
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
приобретение третьеклассниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень:
получение третьеклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень:
получение третьеклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Содержание курса
Раздел 1. Знакомьтесь, я – третьеклассник (6 часов)
Моя автобиография. Мои летние каникулы. Сочинение «Мои летние каникулы». Подумай и вспомни. Астрологический паспорт. Тайны моего характера. Почему мы разные? Я – хозяин своих эмоций. Моя семья. Семейные традиции. Семейный герб. Я и мои друзья.
Раздел 2. Моя Родина (5 часов)
Россия – моя Родина. Главная высота России. Я – гражданин России. Конституция – главный закон России. Правовая викторина.
Раздел 3. Моё здоровье (6 часов)
Самое большое сокровище в жизни. Распорядок дня. Мой распорядок дня. На зарядку становись. Карта здоровья. Гигиена тела – оставляющая здоровья. Составляем меню. Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа».
Раздел 4. Моя школа. Мой класс (7 часов)
Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Кодекс школьной дружбы. И немного о себе. Как я отношусь к окружающим. Копилка доброго человека. Поляна добрых дел. Мои жизненные принципы.
Раздел 5. Мои успехи в учёбе (7 часов)
Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год. Путешествие по предметным страницам.
Разделы 6-8. Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы (3 часа)
Мои достижения в школе и вне школы. Участие в проектной и исследовательской деятельности. Пожелания и отзывы.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 3 классе (1 час в неделю, всего 34 часа).
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Знакомьтесь, я – третьеклассник (6 часов) |
1. | Моя автобиография. Мои летние каникулы. Сочинение «Мои летние каникулы». Подумай и вспомни. | 1 | | |
2. | Астрологический паспорт. Тайны моего характера. Почему мы разные. Я хозяин своих эмоций. | 1 | | |
3. | Моя семья. Семейные традиции. | 1 | | |
4. | Я и мои друзья. | 1 | | |
5. | Моя семья. Семейный герб | 1 | | |
6. | Итоговое занятие по разделу. | 1 | | |
Моя Родина (5 часов) |
7. | Главная высота России. | 1 | | |
8. | Россия – моя Родина. | 1 | | |
9. | Я гражданин России. Конституция – главный закон России. | 1 | | |
10. | Правовая викторина. | 1 | | |
11. | Итоговое занятие по разделу. | 1 | | |
Моё здоровье (6 часов) | |
12. | Самое большое сокровище в жизни. Распорядок дня. На зарядку становись. | 1 | | |
13. | Карта здоровья. Гигиена тела – составляющая здоровья. | 1 | | |
14. | Питание – составляющее здоровья. Составляем меню. | 1 | | |
15. | Правила безопасности. | 1 | | |
16. | Безопасный маршрут «Дом – школа». | 1 | | |
17. | Итоговое занятие по разделу. | 1 | | |
Моя школа. Мой класс (7 часов) |
18. | Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс. Мои одноклассники. | 1 | | |
19. | Какой я одноклассник. Правила школьной дружбы. Кодекс школьной дружбы. | 1 | | |
20. | И немного о себе.. | 1 | | |
22. | Как я отношусь к окружающим | 1 | | |
23. | Копилка доброго человека. Поляна добрых дел | 1 | | |
25. | Мои жизненные принципы. | 1 | | |
26. | Итоговое занятие по разделу. | 1 | | |
Мои успехи в учёбе (8 часов) |
27. | Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год. | 1 | | |
28. | Путешествие по предметным страницам. | 1 | | |
29. | Путешествие по предметным страницам. | 1 | | |
30. | Самооценочный лист. | 1 | | |
31. | Мои результаты. Подводим итоги. | 1 | | |
32. | Мои достижения в школе и вне школы. | 1 | | |
33. | Мои достижения в школе и вне школы. | 1 | | |
34 | Участие в проектной деятельности. Пожелания и отзывы. | 1 | | |
6