СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Проектная мастерская"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Проектная мастерская"»

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГУСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Смоленская область, Краснинский район










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Проектная мастерская»

Направленность программы: общеинтеллектуальное




Возраст обучающихся: 14-15 лет

Класс/ классы: 8-9 классы.

Срок реализации: 1 год.

Количество часов в год: 68 часов











Составитель:

учитель географии

первой квалификационной категории

Маслова Наталья Геннадьевна












Гусино

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная мастерская» составлена для обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);

  • Образовательная программа ООО и СОО МБОУ Гусинская СШ;

  • Локальный акт «Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС МБОУ Гусинская СШ;

  • Учебный план МБОУ Гусинской СШ;

  • Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2018)

Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская» предназначена для обучающихся 9-11 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Содержание программы позволяет обучающимися по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.

В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит:

  • усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;

  • овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

  • формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;

  • формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;

  • возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в лицее.

Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.

Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

Задачи:

- знакомство с технологией проектной деятельности;

- формирование готовности к работе над проектами;

- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся;

 При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

  • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • оформление конечных результатов;

  • анализ полученных данных;

  • подведение итогов;

  • корректировка;

  • получение выводов

В результате прохождения курса «Основы проектирования» учащиеся получат опыт:

  • анализа проблемы;

  • анализа способов решения проблемы;

  • анализа выбора итогового продукта.

Учащиеся научатся:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  • формулировать проблему;

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • обосновывать достижимость цели;

  • ставить задачи, адекватные цели;

  • выстраивать шаги (действия);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

 Общая характеристика курса

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).

Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектной деятельности, заключаются в том, что

  • выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;

  • процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;

  • руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;

  • интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;

  • учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;

  • не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.

В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:

  • освоение формы научного поиска работы;

  • сбор информации;

  • визуальная демонстрация информации;

  • умение делать выводы;

  • умение участвовать в дискуссии;

  • способность оценивать различные точки зрения.

Программа курса предполагает, как теоретические, так и практические занятия.

 Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Юный исследователь» входит в общеинтеллектуальное направление плана внеурочной деятельности МБОУ Гусинской СШ.

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 9-11 классов и предусматривает приобретение ими ос­новных знаний о создании рефератов, подготовке проектов и работы над исследованиями.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обу­чения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, состав­ляет 68 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Содержание курса

1. Введение (1 ч.)

Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.

2.Информация (4ч.)

Способы получения и переработки информации. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

3. Исследовательская работа (20 ч)

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практические работы:

Работа над введением научного исследования. Составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.Работа над основной частью исследования.Создание компьютерной презентации.

4. Публичное выступление (5 ч)

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практические работы:

Подготовка авторского доклада.

5. Итоговая конференция (2 ч)

Практические работы:

Публичное выступление

6. Экспертиза деятельности (2ч.)

Практические работы:

Подведение итогов.Конструктивный анализ выполненной работы.

 

1. Проектирование (3 ч)

Основные понятия и методы проектной и исследовательской деятельности. Что значит оценить

2. Оценка (8 ч)

Что оценивать, а за что ставить отметки? Оценка результата. Отметка. Продуктивная задача. Самооценка. Цель работы. Результат работы. Ошибка. Самостоятельность. Алгоритм самооценки.

3. Результаты контроля (10 ч)

Как фиксировать результаты контроля? Применение алгоритма самооценки. Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка. Классный журнал. Дневник школьника. Устный ответ. Письменная работа. Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия. Продуктивные и репродуктивные задания. «Портфель достижений» (портфолио). Самооценка. Взаимооценка.

4. Критерии оценивания (8 ч)

По каким критериям оценивать? Уровни успешности. По каким критериям оценивать проекты. Критерии исследовательской работы

5. Оценивание (3 ч)

Практические работы:

Оценивание проектов и исследовательских работ

6. Подведение итогов (2 ч)

Как прошла защита. Ошибки в оценивании

 





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

2 часа

 

 

Раздел

 

Кол-во часов

Основные характеристики деятельности учащихся

1

Введение

1

Знакомятся с понятиями:  Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.

2

Информация

4

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.

Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.

3

Исследовательская работа

20

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

4

        Публичное выступление

5

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).

Практическая работа Подготовка авторского доклада.

 

 






 

  

Раздел

 

Кол-во часов

Основные характеристики деятельности учащихся

2

Оценка

8

Знакомятся с понятием оценка, с основными видами оценок

3

Результаты контроля

10

Знакомятся с результатами контроля, пытаются сделать выводы по результатам контроля

4

Критерии оценивания

8

Разрабатывают критерии оценивания проектов и исследовательских работ, пытаются оценить свои работы и работы других

 


Раздел

 

Кол-во часов

Основные характеристики деятельности учащихся

8

Проекты

5

Подготавливают проекты

9

Подготовка к публичной защите проекта

 

Подготавливаю речь для выступления на защите проектов, репетируют, производят самооценку

16

Защита проекта

2

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

17

Экспертиза деятельности

2

Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией.
Проводят синтез и анализ идей.
Выполняют исследование. Работа над введением научного исследования.

18

Исследовательская работа

10

Подготавливаю исследовательскую работу

19

Публичное выступление

1

Подготовка выступления на конференции, репетиция выступления, самооценка и взаимооценка.

20

Итоговая конференция

1

Выступление на конференции

21

Экспертиза деятельности

1

Подводят итоги своей деятельности

 

 



Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

 

Кол-во часов

Дата

план

факт

Введение

1



 

1

Научное исследование как особый вид познавательной деятельности

 



Информация

4



 

2

Способы получения и переработки информации.

 



 

3

Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана.

 



 

4

Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.

 



 

5

Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

 



Исследовательская работа

20



 

6

Структура исследовательской работы

 



 

7

Критерии оценки

 



 

8

Этапы исследовательской работы.

 



 

9

Введение

 



 

10

Работа над введением научного исследования.

 



 

11

Работа над введением научного исследования.

П



 

12

   Формулировка цели

 



 

13

Составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы

 



 

14

Отбор фактического материала.

 



 

15

Основная часть

 



 

16

Работа над основной частью

 



 

17

Работа над основной частью

 



 

18

Работа над основной частью

 



 

19

Методы исследования

 



 

20

Методы исследования

 



 

21

Результаты опытно-экспериментальной работы

 



 

22

Компьютерная презентация

 



 

 

Создание компьютерной презентации.

П



 

23

Отзыв

 

 



 

24

Рецензия

 



Публичное выступление

5



 

25

 Как знаменитые люди готовились к выступлениям.

 

 



 

26

Публичное выступление на трибуне и личность.

 



 

27

Главные предпосылки успеха публичного выступления.

 



 

28

Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

 



 

29

Подготовка авторского доклада

 



 

30

Подготовка авторского доклада.

П



Итоговая конференция

3



 

31

Публичное выступление

 



32

Публичное выступление

П



 

33

Публичное выступление

П



Экспертиза деятельности

2



 

34

Подведение итогов.

 




Дата

Тема

 

Кол-во часов

Дата

план

факт

Оценка

8



 

4

Что оценивать, а за что ставить отметки?

 



 

5

Оценка результата. Отметка.

 



 

6

Продуктивная задача.

 



 

7

Самооценка. Алгоритм самооценки.

 



 

8

Цель работы.

 



 

9

Результат работы.

 



 

10

Ошибка.

 



 

11

Самостоятельность

 



Результаты контроля

10



 

12

Как фиксировать результаты контроля?

 



 

13

Применение алгоритма самооценки

 



 

14

Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка.

 



 

15

Классный журнал. Дневник школьника.

 



 

16

Устный ответ. Письменная работа

 



 

17

Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия.

 



 

18

Продуктивные и репродуктивные задания.

 



 

19

«Портфель достижений» (портфолио).

 



 

20

Самооценка.

 



 

21

Взаимооценка

 



 

22

Критерии оценивания

8



 

23

По каким критериям оценивать?

 



 

24

Уровни успешности.

 



 

25

Уровни успешности.          

 



 

26

По каким критериям оценивать проекты.

 



 

27

По каким критериям оценивать проекты.

 



 

28

Критерии исследовательской работы

 



 

29

Критерии исследовательской работы

 



Оценивание

3



 

30

Оценивание проектов

 

 



 

31

Оценивание и исследовательских работ

 



 

32

Оценивание проектов и исследовательских работ

П



Подведение итогов

2



 

33

Как прошла защита.

 



 

34

Ошибки в оценивании

 



Итого:

34



 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для проведения мероприятий понадобятся: карандаши, фломастеры, ватманы, цветная бумага, ножницы; компьютер, проектор, для создания и просмотра презентаций и видеофрагментов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.

  2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.

  4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.

  5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

  6. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents andSettings/User/LocalSettings/TemporaryInternetFiles/Con- tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm

  7. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.

  8. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.

  9. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!