СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность"Решение практических задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Решение практических задач» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа внеурочной деятельности представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся.

Актуальность программы определена тем,  что она направлена на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность"Решение практических задач"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №68 города Белореченска муниципального образования Белореченский район





АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности

«Решение практических задач »

7 класс



Джигутанова Ю.П.,

учитель математики,

МБОУ СОШ 68









г. Белореченск

2017г.







Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Решение практических задач» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа внеурочной деятельности представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся.

Актуальность программы определена тем, что она направлена на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Интерес к математике начинает формироваться в 13 -14 лет. Для того, чтобы ученик 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный предмет поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь.

Кроме этого, одно из направлений предмета – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА-9. 

Курс рассчитан на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели программы:

  • совершенствование общеучебных навыков и умений, приобретенных учащимися ранее;

  • целенаправленное повторение ранее изученного материала;

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

  • разностороннее развитие личности

  • развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;

  • развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;





Задачи предмета:



  • дать ученику возможность проанализировать свои   способности;



  • оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим.



  • подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;



  • помочь ученику выбрать  профиль в дальнейшем обучении  в средней  школе.



Методы и формы обучения


Используются следующие формы и методы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • интерактивность (работа в малых группах на зачетных занятиях, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);

  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Для работы с учащимися применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя.




Содержание программы учебного курса

Вводное занятие

Ввести понятие текстовой задачи, история использования текстовых задач в России, этапы решения текстовой задачи, наглядные образы как средство решения математических задач, рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач, арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи.



Задачи на проценты (5 часов)

Ввести понятие процента, вводные задачи на доли, задачи на дроби, задачи на пропорции, процентное отношение, нахождение числа по его процентам, типы задач на проценты, процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования), примеры решения задач, задачи, связанные с изменением цены, задачи о вкладах и займах.

Задачи на процентное отношение (6 часов)

Задачи на смеси и сплавы, основные допущения при решении задач на смеси и сплавы, задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», объёмная концентрация.

Задачи на работу(6 часов).

Ввести понятие работы, понятие производительности. Алгоритм решения задач на работу, вычисление неизвестного времени работы. Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами, задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы, задачи, в которых требуется найти производительность труда, задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы.

Задачи на движение (5 часов).

Движения навстречу друг другу, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях из одной точки, движение по реке, движение по кольцевым дорогам, чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

Занимательные задачи (5 часов).Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Круги Эйлера.

Олимпиадные задачи (4часа)

Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску. Применение принципа Дирихле при решении задач. Решение задач конкурса «Кенгуру»

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

1

Вводное занятие

1


2

Задачи на проценты

5


2.1

Задачи на доли, дроби.

1

Домашний практикум

2.2

Задачи на пропорции.

1

2.3

Задачи на процентное отношение

1

2.4

Задачи на процентное вычисления в жизненных ситуациях

1

2.5

Практикум

1


3

Задачи на процентное отношение

6


3.1

Задачи на сплавы

2

Практикум

3.2

Задачи на смеси

2

3.3

Задачи на концентрацию

1

3.4

Итоговое занятие

1

тестирование

4

Задачи на работу

6


4.1

Вводное занятие

1

Домашний практикум

4.2

Задачи «на бассейн».

1

4.3

Задачи на объем работы.

2

4.4

Задачи на совместную работу.

1

4.4

Итоговое занятие

1


5

Задачи на движение

5


5.1

Задачи на движение навстречу друг другу,

и движение в противоположных направлениях.

2

Практикум

5.2

Задачи на движение по кольцевым дорогам

1

5.3

Движение по реке.

1

5.4

Итоговое занятие

1

тестирование

6

Занимательные задачи

5


6.1

Числовые и геометрические головоломки

2

Домашний практикум

6.2

Задачи «на спички»

1

6.3

Круги Эйлера

2

7

Олимпиадные задачи

4


7.1

Решение олимпиадных задач

2

практикум

7.2

Задачи на раскраску

1

7.3

Решение задач конкурса «Кенгуру»

1


7.4

Итоговое тестирование

1



Итого

34












Планируемые результаты внеурочной деятельности.

В ходе освоения содержания программы «Решение практических задач» ожидаются:

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;

Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;



Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик научится:

• совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;

• анализировать условие задачи;

• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;







Используемая литература:


1.Депман И.Я. За страницами учебника математики. :Пособие для учащихся 5-6 классов-М.:Просвещение,1999.

2.Ткачев М.В. Домашняя математика.: Книга для учащихся образовательных учебных заведений.-М.:Просвещение,1994.

3.Игнатьев Е.И .Математическая смекалка.-М.:Омега 2000г.

4. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 6-7 классах.: Книга для

учителя. – М.:Галс плюс, 2008. – 168 с

5. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с

6. Змаева Е. Решение задач на движение/ Математика. – 2011. - №14 – С. 40 – 41




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!