СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Школа географа-исследователя"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программф внеурочной деятельности по географии для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Школа географа-исследователя"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОТВАЖНОЕ»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественно-

математического цикла

Руководитель МО ________ А.Л. Расторгуева

Протокол № 1 от « 29» августа 2020 г


СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

МБОУ «СОШ с.Отважное»

____________ Н. В. Мельник

«31» августа 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ с.Отважное

________ Н. А. Донец

Приказ № 77

«31» августа 2020 г










« Школа географа – исследователя »

9 класс

(общеинтеллектуальное направление)

Учитель Расторгуева Анна Леонидовна








2020-2021 учебный год

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

• осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

• ответственное отношение к учению;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

• приобретение опыта участия в социально значимом труде;

• развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• осознание ценности здорового образа жизни;

• понимание основ экологической культуры.

Метапредметными. Регулятивные УУД:

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом; • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

• оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

• критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД: • выделять главное, существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

• классифицировать информацию по заданным признакам;

• решать проблемные задачи; • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• объяснять значение ключевых понятий курса;

• работать с основными источниками географической информации;

• определять географическое положение России и ее регионов;

• определять время в различных пунктах страны;

• называть и показывать основные географические объекты;

• называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных при- родных процессов;

• работать с контурной картой;

• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану; • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

• давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

• приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

• приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

• определять экологические проблемы природных регионов;

• называть меры по охране природы.

Возможные результаты (выходы) внеурочной деятельности.

Альбомы

Карта, диаграммы, графики, рисунки, схемы,

Газета

Эмблемы, плакаты.

Коллаж

Кроссворды

Журнал, книжка раскладушка

Презентации

Модель

Игры, сценарий праздника

Макет

Проспекты, каталоги, справочники, краткие описания

Стенгазета

Фотоальбомы

Паспорт

Наглядные пособия, учебные пособия.









Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов получение школьниками социально – значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (катограф, журналист, геоморфофолог, климатолог, океанолог, экскурсовод, демограф, этнограф, биолог, антрополог, проектировщик).

Второй уровень результатов (развитие социально- значимых отношений школьников): Создание у обучающихся целостного представления о Земле, как планете людей. Развитие ценностных отношений школьников к знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально- значимого действия): получение школьниками опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт формирования коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутри школьном и внешнем уровнях; опыт общения со сверстниками.


Содержание программы


Раздел 1. Введение. Зачем мы изучаем географию России 1 ч.

Почувствуй себя географом – исследователем. Игра «Горящая путёвка»


Раздел 2. Пространства России. Географическое положение России. 8ч.

Почувствуй себя географом – исследователем. Самостоятельная работа, заполнение таблиц: « Влияние различных событий и явлений на изменение разных видов географических положений», «Следствия размера территорий и географического положения страны», «Достоинства и недостатки ЭГП», «Геополитические интересы России».

Почувствуйте себя краеведами. Самостоятельная работа «Оценка географического положения территории вашего проживания области, города».

Россия – морская держава. Разработка виртуального круиза по морям России Работа с контурной картой. Нанести объектов береговой линии морей и их частей, омывающих Россию.

Игра « Имена на карте России». Составление и определение маршрутов крупных русских экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток.

Почувствуйте себя театралами. Театрализованные рассказы: « Поход Ермака», « Поход Ивана Москвитина», « Открытия Пояркова и Хабарова», Поход Дежнева и Попова.

Осваиваем метод моделирования. Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников.

Почувствуйте себя журналистами. Самостоятельная работа. Написать сочинение – эссе по темам 1) Всегда ли граница имеет только ограничительные функции? Если нет, то, какие ещё? 2) Огромная территория Сибири была колонизирована Россией за 58 лет. Почему продвижение на юг и на запад проходило медленнее? 3) О каких этапах истории России говорят названия крайних северной и восточной точек нашей страны.

Раздел 3. Уникальная природа России. 8ч.

Почувствуйте себя геоморфологами. Игра « Географическая почта»

Почувствуйте себя краеведами. Самостоятельная работа «Сравнение рельефа Предволжье и Заволжье с точки зрения его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей».

Почувствуй себя климатологом. Самостоятельная работа «Выявление особенностей и главных черт климата России»

Почувствуй себя климатологом. «Климатические рекорды России» Самостоятельная работа. Составляем маршруты путешествия по климатическим поясам и областям России, доказывающий разнообразие климатов страны.

Почувствуйте себя в роли молодых ученых. Деловое турне по речной системе Европейской России. Подготовка презентации «Главная улица России – Волга».

Почувствуйте себя журналистами. Составить рассказ на тему «Реки – географический каркас территории».

Почувствуй себя географом - исследователем. «Что в имени твоем, Байкал». Исследовательская работа по вопросам: - истории, геологии, климатологии, гидрологи, зоологии, экологии Байкала.

Почвы России. Беседа « Надо ли улучшать качество почв». Подготовка презентации « Почвы - национальное достояние страны».

Почувствуйте себя биологами. Составить кроссворд растительный и животный мир нашей страны и Амурской области.

Раздел 4. Природные зоны России 3ч.

Почувствуйте себя учеными. Составить визитную карточку и маршрут экспедиции по литературным источникам в арктическую пустыню, тундру, тайгу, степь, лесостепь, пустыню.

Почувствуй себя географом-исследователем. «Многоэтажность природы гор». Подготовка презентации «Растения и животные горных районов России».

Почувствуй себя географом-исследователем. Самостоятельная работа. Изучение ООПТ своей местности, расположение, статус и назначение.


Раздел 5. Природа регионов России 12 ч.

Восточно - Европейская равнина. Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему «Природа Русской равнины. к/к модель, отражающую природные памятники Русской равнины.

Кавказ - молодые и высокие горы России. Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему Кавказских гор.

Почувствуйте себя туроператорами. Составить схему маршрутов путешествий по Северному Кавказу: а) для отдыха и лечения. б) горнолыжного спорта, в) знакомство с памятниками природы. Презентация о памятниках природы Северного Кавказа.

«Каменный пояс Земли русской. Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему основных объектов рельефа и внутренних вод Урала.

Почувствуйте себя экскурсоводами. Разработка виртуальной экскурсии по р. Чусовая, Ильменский заповедник, Кунгурская пещера и т.д.

Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему «Природа Западной Сибири»

Почувствуйте себя журналистами. Написать статью в журнал. «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири»

Почувствуйте себя журналистами «Восточная Сибирь: величие и суровость природы». Написать сочинение – эссе на слова М.В. Ломоносова«Российское могущество Сибирью прирастать будет».

Осваиваем метод моделирования. работа на к/к. Отразить географические объекты территории Восточной Сибири, имена исследователей Восточной Сибири. Осваиваем методы проектирования.

«Оценка рекреационных ресурсов России – Восточной Сибири. Защита проекта. «Разработка и рекламирование туристических маршрутов по территории Восточной Сибири.

Осваиваем метод моделирования. Работа на к/к. Отразить географические объекты территории Дальнего Востока, имена землепроходцев и исследователей этого края.

Осваиваем методы проектирования. Камчатка – заповедный край Земли, страна вулканов и гейзеров». Защита проекта « Географическое исследование Камчатки».


Раздел 6. Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России. 2ч

« Семь чудес света России». Защита проекта «Семь чудес света России». «Чудес Света Амурской области». Защита проекта «Чудеса света Амурской области».







Календарно-тематический план

Тема внеурочной деятельности

Методы

Оборудование

ДАТА

Раздел 1. Введение. Зачем мы изучаем географию России 1 ч.


план

факт

1.

Почувствуй себя географом -исследователем

Игра «Горящая путёвка»

Доступ к ресурсам интернет, физическая карта России.

04.09



2,3

Почувствуй себя географом –исследователем.

Самостоятельная работа, заполнение таблиц: « Влияние различных событий и явлений на изменение разных видов географических положений», «Следствия размера территорий и г п. страны», «Достоинства и недостатки ЭГП», «Геополитические интересы России».


интернет-ресурсы физическая

карта России, политическая карта России.

11.09

18.09







4

Почувствуйте себя краеведами

Самостоятельная работа

Физическая

карта России,

25.09

















5

Россия – морская держава. Разработка виртуального круиза по морям России

Моделирование, Самостоятельная работа

Контурная карта, интернет-ресурсы, хрестоматии, энциклопедия.

02.10


6

Игра « Имена на карте России»

Самостоятельная работа Составление и определение маршрутов крупных русских экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток.

Физическая карта России, карта Сибири и Дальнего востока, справочники,

энциклопедия

09.10


7

Почувствуйте себя театралами.

Художественно- эстетический.

Театрализованные рассказы: « Поход Ермака», « Поход Ивана Москвитина».

« Открытия Пояркова и Хабарова», Поход Дежнева и Попова»




Физическая карта России, Презентации: 1.Образование государства Российского и открытие русскими Сибири и Дальнего Востока

2 Исследование территории России в 18-19 вв.



16.10


8

Осваиваем метод моделирования.

Моделирование Работа с контурной картой. Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников »

Контурная карта, интернет-ресурсы, хрестоматии, энциклопедия

23.10


9

Почувствуйте себя журналистами

Написать сочинение - эссе на одну из предложенных тем на выбор

1) всегда ли граница имеет только ограничительные функции? Если нет, то какие ещё?

2) Огромная территория Сибири была колонизирована Россией за 58 лет. Почему продвижение на юг и на запад проходило медленнее?

3) О каких этапах истории России говорят названия крайних северной и восточной точек нашей страны?


Интернет-ресурсы

30.10


Раздел 3. Уникальная природа России. 8ч.


10

Почувствуйте себя геоморфологами.

Игра « Географическая почта»

Интернет – ресурсы, энциклопедия

«Физическая карта России»

13.11




11

Почувствуйте себя краеведами

«Сравнение рельефа»

Интернет – ресурсы, энциклопедия

«Физическая карта России» Физическая карта Ульяновской области.

20.11


12

Почувствуй себя климатологом.

«Выявление особенностей и главных черт климата России»

Физическая карта России, климатическая карта России, климатические диаграммы, таблицы, схемы

27.11


13

Почувствуй себя климатологом.

«Климатические рекорды России»

Климатическая карта России, климатические пояса и области России.

04.12


14

Почувствуйте себя в роли молодых ученых. Деловое турне по речной системе Европеской России

Подготовка презентации

«Главная улица России – Волга»

Физическая карта России, презентация

11.12


15

Почувствуйте себя журналистами

Рассказ на тему «Реки – географический каркас территории»

энциклопе-

дия,

Доступ к ресурсам интернет

18.12









16

Почувствуй себя географом -исследователем.

«Что в имени твоем, Байкал»

Исследовательская работа по вопросам:

- истории, геологии, климатологии, гидрологии, зоологии,экологии

Физическая карта России, презентация «Байкал- жемчужина России»

25.12


17

Почвы России. Беседа- диспут « Надо ли улучшать качество почв»

Проблемно-ценностное общение. 

Презентация

«Почвы - национальное достояние страны». Почвенная карта России, Таблица « Моё отношение к состоянию почв в нашей стране».

15.01


Раздел 4. Природные зоны России 3ч.


19

Почувствуйте себя учеными биологами.

презентация «Растительный и животный мир России».

Физическая карта России, климатическая, почвенная, растительности, природных зон

Дневник наблюдений, презентация

22.01


20

Почувствуй себя географом -исследователем. «Многоэтажность природы гор»


Презентация «Растения и животные горных районов России»

Таблицы, схемы, рисунки,

физическая карта России

презентация « Растения и животные горных районов России»

29.01



21

Почувствуй себя географом -исследователем.

Изучение ООПТ своей местности

Интернет – ресурсы, физическая карта Ульяновской области, учебник Географическое краеведение

05.02


Раздел 5. Природа регионов России 12 ч.


22

Восточно - Европейская равнина. Почувствуйте себя картографами.

«Природа Русской равнины»

Физическая карта России, справочные материалы, Интернет – ресурсы

12.02


23

Кавказ - молодые и высокие горы России. Почувствуйте себя картографами.

Картосхема Кавказский гор

Физическая карта России, Климатическая,Физическая карта Кавказа, схемы, таблицы

19.02


24

Почувствуйте себя туроператорами

Маршруты путешествий по Северному Кавказы

Физическая карта России, Климатическая,Физическая карта Кавказа, Презентация «Памятники природы Северного Кавказа»

26.02


25

«Каменный пояс Земли русской. Почувствуйте себя картографами.

Исследовательский

Физическая карта России, Тектоническая,Климатическая, Физическая карта Урала. Презентация « Природные богатства Урала»

05.03


26

Почувствуйте себя экскурсоводами.

Виртуальная экскурсия

Презентация

« Природные уникумы Урала» Физическая карта Урала.

12.03


27

Почувствуйте себя картографами

Исследовательский

Физическая карта России

Физическая карта Западной Сибири Интернет – ресурсы

19.03


28

Почувствуйте себя журналистами

Написание статьи

Физическая карта России

Физическая карта Западной Сибири Интернет – ресурсы, справочная литература


02.04














29













Почувствуйте себя журналистами «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»













Написать сочинение –эссе на слова М.В. Ломоносова «Российское могущество Сибирью прирастать будет» Почему он так писал?














Интернет – ресурсы













09.04


30

Осваиваем метод моделирования

Осваиваем методы проектирования

Интернет – ресурсы Физическая карта России
Физическая карта Восточной Сибири

16.04


31

«Оценка рекреационных ресурсов России – Восточной Сибири

Разработка и рекламирование тур. маршрутов по Вост. Сибири

Презентация

23.04


32

Осваиваем метод моделирования

Самостоятельная работа

Интернет – ресурсы Физическая карта России
Физическая карта Дальнего Востока

30.04


33

Осваиваем методы проектирования. Камчатка – заповедный край Земли, страна вулканов и гейзеров»

Проект «Географическое исследование Камчатки.

Презентация

Дневниковые записи географа - исследователя

08.05


Раздел 6. Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России. 2ч


34

35

« Семь чудес света России».

«Чудес Света Амурской области

Исследовательские проекты

Презентация


15.05




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!