Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность учащихся, как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.»
Внеурочная деятельность учащихся, как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.
Для полноценного развития личности в условиях ГОС значительное место отводится внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью современного образования является личностный результат, а не предметный.
Развитие обучающихся происходит не только во время обучения, но и в не урочное время- при посещении экскурсий, кружков, секций, работа над проектами. Основная задача старшей школы заключается в том, чтобы помочь обучающимся подготовиться к самостоятельной взрослой жизни.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно решение задач их воспитания и социализации.
Время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени. Внеурочная деятельность заключается в организации внеурочного времени для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. При правильной организации внеурочной деятельности, необходимо максимально развивать и формировать познавательные потребности и способности обучающихся, которые обеспечат воспитание личности.
Основной целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития учащегося. Предметные результаты достигаются при изучении предметных дисциплин, а в достижении метапредметных, а особенно личностных – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов обучающихся выбирает ее исходя из интересов, мотивов.
Все воспитательные результаты внеурочной деятельности учеников можно разделить на три уровня.
Приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данных результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с учителями (в дополнительном образовании).
Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к общечеловеческим ценностям (человек, семья, Отечество). Для достижения данного уровня необходимо взаимодействие учеников между собой на уровне класса, лицея. В такой социальной среде ребенок получает практическое подтверждение приобретенных социальных знаний.
Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. В самостоятельном общественном действии, за пределами учебного заведения для незнакомых людей, которые не всегда настроены к нему положительно, обучающийся становится социальным деятелем, гражданином. Для обучающихся 10-11 классов характерно достижение третьего уровня.
Так, работа над проектами дополняет образовательную деятельность в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:
Определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;
Работа по составленному плану, с оценкой полученного результата и исходного замысла;
Понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из сложившихся ситуаций.
В подходе к работе над проектами, в качестве обязательного этапа предваряющего работу над исследованиями, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
Предлагать, какая информация нужна,
Отбирать необходимые электронные ресурсы и книги,
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
Организовать взаимодействие в группе (распределить роли, договариваться друг с другом);
Прогнозировать последствия коллективных решений;
Формировать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учатся подтверждать аргументы фактами.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Занятия по предметам школьного цикла имеют свое продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся. внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации учащихся, расширении их кругозора. Подобная деятельность способствует гармоничному воспитанию учащихся, а так же дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает предметные и метапредметные результаты