СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность учащихся на занятиях немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наводила порядок в своей медиотеке и нашла эту статью, правда, она писалась  уже давно, когда немецкий язык вводился посредством внеурочной занятости детей, прошло уже  5 лет, но мы с этими ребятами дружим....  И немецкий язык изучается, как основной, уже третий год...

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность учащихся на занятиях немецкого языка»

Отдел образования администрации г.Гуково Ростовской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя № 23имени В.А.Шеболдаева

(МБОУ СШ № 23)

индекс 347 879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17,

ИНН 6144006163, регистрационный № 525,

Тел. 8(86361) 3-25-65, 3-25-80. Тел.\факс. 8(86361) 5-01-75

www.gukovo-school23.ucoz.ru E-mail:[email protected]







Внеурочная деятельность учащихся

на занятиях немецкого языка

(обобщение опыта)

Кочубей Галины Яковлевны








Декабрь 2016


В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения ино-странному языку в школе состоит также в том, что нет языковой среды, зада-ча развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности исполь-зовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  дости-жение существенных результатов в обучении иностранному языку.

       В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приоб-ретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Главным преимуществом внеурочной деятельности «Немецкий, как второй иностранный» по сравне-нию с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе внеурочной деятель-ности и является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В нашей школе уже на протяжении 3-х лет предоставляется возможность учащимся 5-х классов заниматься немецким языком в качестве второго иностранного во внеурочной деятельности. Поскольку этот курс ведется мною третий год, можно сказать, что уже накоплен некоторый опыт в составлении программы, хотя изучая каждый раз нормативную базу по данному вопросу, нахожу какие-то несовершенства в её составлении и хочется её несколько изменить уже в процессе работы. Главной проблемой, на мой взгляд, является то, что в Государственном образовательном стандарте нет требований к уровню владения вторым иностранным языком, а уж для занятий по «внеурочке» и говорить не приходится! Поэтому программа была составлена к учебнику Бим И.Л. «Шаги -1» с использованием видеоматериалов некоторых сайтов:

http://startdeutsch.ru/video/videouroki/uroki-ot-deutsche-welle,

https://www.de-online.ru/news/10_samykh_vazhnykh_glagolov_nemeckogo_jazyka_chast_2/2013-12-13-198

http://www.deutschonline.de/Deutsch/Grammatik/DekNomen.htm

Часы были выделены для параллели 5-х классов по одному часу, но с администрацией было согласовано: мы решили объединить все часы, и группа получила 3-разое занятие в неделю. Следует отметить, что желающих заниматься языком не так уж и много. За последние 20 лет к немецкому языку формировалось негативное отношение, и он был просто в школах вытеснен. Двенадцатилетние подростки пока не придают значения изучению второго иностранного (немецкого) языка, многие родители зачастую отмахиваются, говоря о ребенке «нам хотя бы выучить английский». Процесс формирования групп идет примерно весь сентябрь, т.к. дети определяются, выбирают ещё и другие внеурочные занятия. Вначале приходят многие учащиеся, присматриваются, бросают, потом некоторые возвращаются, другие - приводят своих друзей. Уже к концу сентября формируется постоянная группа. Мне кажется, что главное во внеурочной деятельности – это помочь ребенку определиться, найти свою нишу. Из своего небольшого опыта уже сделала для себя определенные выводы и стараюсь строить свою работу так, чтобы детям было интересно заниматься. Как уже говорилось выше, внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. На наших занятиях присутствуют разные виды деятельности:

-       игровая;

-       познавательная;

-       досугово - развлекательная;

-       проблемно-ценностное общение;

-       художественное творчество;

Формы деятельности:

-       сюжетно-ролевые игры;

-       просмотр мультфильмов на изучаемом языке;

-       конкурсы, викторины;

-       инсценировки;

-       праздники.

Занятия наши проходят в классной комнате, но обстановку в нашем классе мы трансформируем согласно цели занятий и желаниям учащихся: иногда наша классная комната становится танцзалом, то студией, или просто комнатой. В этом году у нас произошли положительные изменения по отношению к немецкому языку как основного. Во всех четырех вторых классах введен немецкий язык, и к нам стали часто заглядывать малыши. Старшие ребята (учащиеся 5-х классов) помогают второклашкам постигать азы немецкого чтения, хотя сами «учителя» ещё не так далеко ушли в знаниях. Я уверена, что такая помощь воспитывает ребенка не быть равнодушным, создаются условия, при которых ученик (будь то маленький или постарше) двигается по своей «личностной траектории» к совершенству, учится мыслить и сопереживать со своими товарищами по группе и младшими детишками. Поскольку возраст ребят не так уж велик и в основном это девочки, мы много разучиваем песенок, рифмовок, скороговорок, занимаемся инсценированием небольших сказок. Эта работа приносит также положительные результаты: дети читают на языке, а это помогает развивать технику, темп чтения не только на немецком языке, но и на родном языке, улучшается дикция, развивается мышление, что не так уж мало важно в наше время, потому что большинство современных детей стало меньше читать, больше пользуются просмотром мультиков или увлечены компьютерными играми, а это развивает «клипообразное» мышление, ребенок испытывает трудности при передачи своих мыслей, не может создать образ того или иного героя, потому что привык видеть только картинку. При обучении основному иностранному языку на уроке многие учащиеся боятся «говорить». А находясь вне урока, дети становятся более раскрепощенными, им не страшно участвовать в акте коммуникации, они знают, что им здесь не поставят плохую отметку, языковой барьер «ломается» и ученики начинают говорить, и это поведение уверенности переносится на основные уроки английского языка.

В ходе подготовки утренников немаловажную роль, на мой взгляд, играет как развитие творческих способностей, так и общее развитие личности ребенка. Для подготовки сценок дети сами готовят маски, костюмы, декорации и в прошлом году даже сделали ворону, лисицу и избушку для кукольного театра, чтобы инсценировать басню Лафонтена «Ворона и Лисица» и русскую сказку «Зайкина избушка». Такие коллективные дела способствуют развитию чувства сопереживания, ответственности, помощи друг другу, а с помощью этих чувств формируется детский коллектив, будущий гражданин.

Сейчас мы готовимся к празднику «Прощание с алфавитом», готовим с малышами праздник букв и буквосочетаний, а дети из «внеурочки» - отрывок из сказки «Двенадцать месяцев». Дети полны идей по оформлению костюмов, в постановке танцев, в оформлении декораций.

Основной и главной формой внеурочных занятий является игра, которая помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения немецким языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспи-тывается культура общения.  Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. А там, где есть эмоции, появляются внимание, активность, воображение и мышление. Необходимо заметить, что игра – это дело серьезное. Это завуалированная форма обучения. И в зависимости от вида классификации игры (будь то лексические, грамматические, фонетические или орфографические) мы формируем, развиваем и совершенствуем те или иные умения. Приведу несколько игр из собственной копилки (думаю, что они есть в арсенале каждого учителя). На начальном этапе обучению чтению использую игровой прием «Буква потерялась». На слайде записываю слова из текста с пропущенной буквой, учащиеся должны их прочитать и найти, какая буква потеряна. Развивается наблюдательность, внимание, увеличивается темп чтения. Следующая игра «Составь новое слово» также используется для развития зоркости, мышления и техники чтения (из начальных слов образуют новое слово).

  1. Grün – und – Tag

  2. Hund – alle – Lampe – Last – Ode usw.

При отработке отрицания мы играем в известного всем «упрямого Фому», причем эту игру можно использовать не только для отработки отрицания, но и лексических единиц, действий глаголов.

Игра «Кто больше?» способствует развитию слуховой памяти, орфографической зоркости. Произношу или показываю карточку-слайд с дифтонгом (звуком), ученик должен назвать слово, содержащее такой же звук. Тот, кто не может придумать ни одного слова, выбывает из игры. Очень нравится учащимся решать анаграммы, когда знакомимся с названиями немецких городов, дети составляют анаграммы: REDSDNE – ÜNMCHNE – IELPZGI – AMНBUGR (DRESDEN – MÜNCHEN – LEIPZIG – HAMBURG). Такие задания можно проводить по каждой теме, вырабатывая у учащихся зоркость, мышление.

Задания, в которых надо разделить слитное сочетание слов на отдельные слова и прочитать предложения, из которых можно составлять целые рассказики, тоже привлекают внимание учащихся. DASISTANNA. SIEISTACHTJAHREALT. SIEISTGUT. ANNAKOMMTAUSBERLIN.

К пословицам, поговоркам, и в особенности к скороговоркам я тоже прибегаю на занятиях в качестве фонетической зарядки и отработки того или иного звука, детям нравится произносить их, у кого-то лучше, у кого-то совсем не получается с первого раза, но польза несомненно велика, потому что на этом сайте http://www.newtime.pro/ru/poleznyie-materialyi-po-nemeczkomu-yazyiku/pravila-chteniya-nemeczkogo-yazyika/nemeczkie-skorogovorki.html их можно послушать озвученными носителем немецкого языка. Приведу некоторые скороговорки некоторых дифтонгов из своей копилки:

Schnecken erschrecken, wenn Schnecken schlecken, weil zum Schrecken vieler Schnecken, Schnecken nicht schmecken.

Blaukraut bleibt Blaukraut und Brautkleid bleibt Brautkleid.

Auf dem Rasen rasen Hasen, atmen raschend durch die Nasen.

Wann, wann, wann kommt Tante Anna mit dem Mann?

Сейчас, оглядываясь назад, мне кажется, что надо было включить в про-грамму побольше занятий с проектной деятельностью, в ходе которой ребята знакомились бы со страноведением, создавая свои маленькие проекты, потому что на эту работу у учителя всегда не хватает времени.

Вот так постепенно и постоянно можно из учащихся растить личность, которой нужно показать и научить, как самостоятельно добывать знания, так необходимые в наше время.



















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!