ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
ТИП ЗАНЯТИЯ: Занятие-игра.
ЦЕЛЬ: развитие познавательных процессов.
ЗАДАЧИ:
развивать творческие способности у детей;
формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения;
расширять знания по предметам;
развивать память, внимание, логическое мышление, воображение;
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, аккуратность, умение работать в паре.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Личностные: самооценка своей работы, смыслообразование.
Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Ход занятия.
1 Орг. момент. Я рада приветствовать Вас на занятии .Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Итак, принимаемся за работа.
Давайте сначала подготовим наш организм к активной работе: сделаем зарядку.
« Мозговая гимнастика»
Качания головой (стимулирует мыслительные процессы). Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
Разминка
Назовите общим словом: и яблоко, и банан, и ананас. (Фрукты.)
Как звали героиню сказки, потерявшую хрустальную туфельку? {Золушка.)
~ Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. Что это? (Книга.)
В квартире две комнаты. Из одной сделали две. Сколько стало комнат? (3.)
Всегда во рту, а не проглотишь. Что это? (Язык.)
Во дворе - горой, а в избе - водой. Что это? (Снег.)
Как называется ёмкость, в которой находится зубная паста? (Тюбик.)
- Сколько всего двузначных чисел, запись которых оканчивается нулем? (9.)
- Мама поставила на стол 9 чашек, из них перевернула 2 чашки. Сколько чашек стало на столе? (9.)
2.Постановка темы и цели занятия.
Тема нашего занятия "Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек."
-Как вы думаете для чего нам надо развивать воображение?
- А мышление?
- А как вы думаете, важно ли человеку, чтобы у него хорошо были развиты мышление, воображение, память?
3. Совершенствование воображения
Игра «Изобрази без предмета».
Проделайте следующее: вденьте нитку в иголку; пришейте пуговицу; подбросьте и поймайте мяч; перебрасывайтесь с товарищем мячом (В ПАРЕ)
Задание № 1. Игра «Внимание».
- Запомните как можно точнее увиденные изображения и зарисуйте в первых двух рамках. (Дети «рисуют» каждую фигуру).
Аналогично проводится работа с двумя другими карточками.
-Проверим, что у вас получилось. У кого допущены ошибки исправьте.
- Дорисуйте получившиеся фигуры до какого-либо целого изображения.
- У кого, что получилось?
На столе у вас лежит ваш лист "Успеха". Вы видите на нем номер задания и рядом флажок. Если вам было легко и вы быстро справились с заданием, то раскрасьте его зеленым цветом, если было немного сложно, то жёлтым. и если вы не справились с заданием, то красным.
Задание № 2. Работа с изографами.
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Догадайтесь, какие слова спрятались на картинках. Ответ: слова «дом», «аист».
Заполняем лист "Успеха"
Задание № 3. Игра «Художник».
Эта очень интересная игра помимо воображения развивает внимание, образное мышление, память. А делать надо вот что: вы: должны читать слова и в прямоугольнике очень быстро и схематично зарисовывать каждое слово. Времени даётся немного. Выполнив задание, закройте напечатанные слова и по картинкам попытайтесь их вспомнить.
Заполняем лист "Успеха"
Физминутка " Весёлая переменка"
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.
Гимнастика для глаз.
1. Моргание
Вдох – глаза открыты
Выдох – глаза закрыты
4. Логически-поисковые задания. Ребусы
Задание № 4. У доски стояли 3 мальчика: Дима, Витя и Серёжа; Витя стоял посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?
Ответ: переставить Диму.
Дети практически выполняют это задание около доски.
Заполняем лист "Успеха"
Задание № 5. Ребусы буквенно-цифровые.
- Что обозначает слово «ребус»?
Ребус - это своеобразная загадка. Разгадывать ребусы - занятие увлекательное, но и довольно сложное. Словом «ребус» часто обозначают что-то непонятное, загадочное. Слово это латинское и в точном переводе означает «вещами» («предметами»). Отсюда ясно, что ребусом называют любое слово, изображенное с помощью различных рисунков.
Вам предлагаются ребусы, в которых слова изображены при помощи букв и цифр. Имейте в виду, что одна и та же цифра может читаться по-разному. Например, цифра «1»-один, раз, кол, первый, единица.
Работать вы будете в паре.
-Как надо работать в паре? (Дружно, тихо, быстро...)
-Какие же слова зашифрованы в ребусах? ( Проверка проводится в виде опроса пар)
Ответ: Родина, заколка, укол, прикол, разум, образ, подвал, парад, парашют, трио, трибуна, витрина, стройка, опять, семья.
Музыкальная физминутка
7. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек
Задание № 6. При проверке выясняется, как из 9 спичек составить 4 равных треугольника. Задание выполнимо потому, что одна и та же спичка служит стороной одновременно для двух треугольников, то есть построенные треугольники имеют общую сторону.
Заполняем лист "Успеха"
Задание № 7. При проверке выясняется, какие палочки целесообразно переложить. Это палочки, лежащие вне четырехугольника, чтобы в дальнейшем этими палочками разделить четырёхугольник на три равные треугольника.
Заполняем лист "Успеха"
8. Итог занятия. Самооценка.
Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим как каждый из вас поработал сегодня. Посмотрите у кого какого цвета флажков больше, такого цвета жетон поднимите.
9. Рефлексия
- Вы сегодня молодцы! Все хорошо работали. Самыми активными были...
Закончите предложения:
-Было интересно...
-Было трудно...
- Мне понравилось..
- Мы работали...
Спасибо за занятие. Молодцы!