СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная дятельность (рабочая программа) 6 класс "Занимательная биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная дятельность (рабочая программа) 6 класс "Занимательная биология"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №13












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Занимательная биология»

для учащихся 6-х классов







Количество часов на год: 35

Всего в неделю: 1 час.

Уровень: базовый
















1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путём систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов

Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

В школьном курсе «Биология», по моему мнению, недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате мы не охватываем материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.

Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы.

Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.

Цели

  • Формирование у обучающихся понятий о систематике

  • Расширение и углубление знаний о видовом многообразии

  • Воспитание бережного отношения к природе

  • Повышение интереса обучающихся к биологии

  • Формирование базовых компетентностей обучающихся


Задачи

  • Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами

  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших

  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов

  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных

  • Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду

  • Воспитывать бережное отношение к природе


Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки.

В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира.

Формы организации учебной деятельности.

Мини-лекции; доклады обучающихся; видео-уроки; игровые формы.


Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности:


Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.


Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

  • умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;

  • формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);


Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных;



2. Содержание курса «Занимательная биология»


№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

I.

Игротека

3

II.

Царство прокариоты.

3

III.

Царство Грибы

5

IV

Царство Растения

10

V

Царство Животные

14

ИТОГО

35





3. Тематическое планирование


Название разделов, тем занятий

Кол-во часов

Формы проведения

Планируемый результат и уровень усвоения


Предметные умения

Метапредметные УУД



Грибы

5





1

Многообразие грибов съедобные и несъедобные.

3

Практикум

Совершенствовать навыки нахождения признаков грибов

Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию,.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов


2

Грибы карлики и гиганты.

1

Видео урок

Расширить информационный

кругозор о самых крупных и плесневых грибах

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


3

Викторина «Знаете ли вы грибы ».

1

Урок – игра

Навыки предъявления ответов в нестандартных вопросах.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения



Строение и жизнедеятельность растений

10





4

Какие бывают листья пигменты содержатся в зелёном листе. Флуоресценция хлорофилла.

1

Практикум

Работа с микропрепаратами

Настройка микроскопа

Узнавание тканей растений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения


5

Строение растительных клеток с хромопластами.

1

Практикум

Работа с микропрепаратами

Настройка микроскопа

Узнавание тканей растений.

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач


6

Видоизменение корней. Дыхание растений

2

Презентация

Познакомиться с основными видами и значением корней

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям


7

Вегетативное размножение растений

2

Презентация

Познакомиться с основными приемами размножения растений

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения


8

Удивительные растения

1

Урок лекция, презентация

Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения


9

Удивительные растения.

Строение цветка

1

Урок лекция презентация

Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений.

Познакомить со строением видами соцветий и цветков.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план.

Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов


10

Растения Гиганты и карлики

2

Урок лекция презентация

Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: оценивать

весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные: строить логические цепочки рассуждений



Мир животных

13





11

Строение и передвижение инфузории туфельки.

1

Урок лекция презентация

Совершенствовать навыки работы с микроскопом.

Типы питания и систематика одноклеточных животных

Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


12

Викторина «Растительная клетка» Глубоководные кишечнополостные

1

Урок-игра

Совершенствовать культуру учащихся и расширить кругозор.

Показать связь строения со средой обитания.

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач


13

Класс Черви

1

Урок самостоятельного поиска

Познакомиться с основными характеристиками классов видов, научиться сравнивать и анализировать информацию, представленную в различном виде

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат.

Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: применять таблицы, схемы, модели


14

Класс Насекомые

1

Урок самостоятельного поиска

Совершенствовать знания

О развитии, и взаимоотношениях у общественных насекомых.

Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли при обсуждении изучаемого материала.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: воспроизводить по

памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи


15

Жизнь пчелиной семьи

1

Урок самостоятельного поиска

Совершенствовать знания

О развитии, и взаимоотношениях у общественных насекомых

Ролевые задачи в ч=пчелиной семье.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов


16

Водные насекомые

1

Урок самостоятельного поиска

Познакомиться с основными приспособлениями

животных к жизне на воде и в воде.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


17

Где зимуют лягушки

1

Урок самостоятельного поиска

Холоднокровные земноводные строение, приспособление, виды

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат.

Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям


18

Водные млекопитающие

1

Урок лекция презентация

Систематика и представители водных животных. Экологические проблемы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям


19

Домашние питомцы

2

Урок лекция презентация

История одомашнивания, селекция, как наука её задачи. Виды о особенности ухода за животными.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач


20

Секреты маскировки

2

Видео урок

Виды приспособлений мимикрия, окраска животных, как результат отбора.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач


21

Интересные факты из мира животных

1

Работа с дополнительной литературой

Научиться приобретать знания о самых удивительных животных

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач



Игротека

3





22

Викторина «Растения»

1

Урок - игра

Предьявлять знания в новых условиях

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям


23

Викторина «самый, самый»

1

Урок - игра

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

24

Игра «Путешествие в мир природы»

1

Урок - игра

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач



Прокариоты

2





25

Бактерии - полезные и вредные.

1

Практикум

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач


26

Мир вирусов

1

Практикум

Строение, неклеточная форма, действие на организмы, заболевания вирусные.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач


27

Промежуточная аттестация

1

Творческий проект




28

Резерв

1






Итого

35






Промежуточная аттестация проводится в защиты творческого проекта.




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!