муниципальное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юный эколог»
для учащихся 7-х классов
Количество часов на год: 35
Всего в неделю: 1 час.
Уровень: базовый
1. Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Юный эколог»
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.
Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического
сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний;
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении;
основ экологической культуры
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
позиций.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать сущность биологических процессов:
Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика,
значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в
природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины
наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и
витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье человека;
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-
инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных;
простудных заболевания; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в
окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. Содержание курса «Юный эколог»
I. Введение - 2часа.
Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические
науки.
II. Природные комплексы нашей местности – 10 часов.
Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и
животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности.
Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!
Практические работы:
1.Экологическое исследование школьной территории.
2. Где живут эти организмы?
3. Игра» Угроза живому на Земле».
III. Среда обитания человека - 4часа.
Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе»
Экологические термины.
IV. Пища, которую мы едим - 2часа.
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания
продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние
на организм.
V. Дом, в котором мы живем - 3часа.
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в
современных квартирах. Игра «Поле чудес».
VI .Здоровье человека- основа жизни - 6часов.
Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование) . Конкурс рисунков «Вредным
привычкам – нет!» . Суд над наркотиком. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой
помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.
VII. Отходы, как источник загрязнения окружающей среды - 7 часов.
Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка» Конкурс
сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов»
Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Сочинения « Город в котором я
живу».
Резерв – 1 час.
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практические занятия |
| Введение | 2 | | |
1 | Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. | 1 | Лекция | |
2 | Экологические науки | 1 | Лекция | |
| Природные комплексы нашей местности. | 10 | | |
3 | Природный комплекс - лес. (Задания для проектов) | 1 | Компьютерные презентации | Экскурсия |
4 | Природный комплекс - лес. (Задания для проектов) | 1 | Практическая работа | Эксперимент 1 |
5 | Искусственные сообщества растений и животных | 1 | Беседа. Практическая работа | Проращивание семян растений |
6 | Экологическое исследование школьной территории | 1 | Практическая работа | Выпуск газет. Защита проектов |
7 | Где живут эти организмы? Луга, болота, реки | 1 | | |
8 | Природа и человек | 1 | Викторина | |
9 | Экологические проблемы человеческой деятельности | 1 | Беседа | |
10 | Влияние загрязнённости воды на семена и растения | 1 | | Лабораторная работа |
11 | Охрана природных комплексов | 1 | | Пресс-конференция |
12 | Проращивание различных семян | 1 | | Эксперимент 2 |
| Среда обитания человека | 4 | | |
13 | Воздух, которым мы дышим | 1 | Лекция Практическая работа | Практическая раб. «Определение загряз- нённости воздуха школьных помещений |
14 | Вода, которую мы пьём. Лабораторное занятие с применением Цифровой лаборатории Архимеда | 1 | Беседа | Работа в лаборатории. Эксперимент 3 |
15 | Круговорот воды в природе | 1 | | Игра |
16 | Ток воды в побегах и листьях наземных растений. Определение скорости всасывания растениями воды из колбы | 1 | Практическое занятие | Подготовка эксперимента, знакомство с схемой экспериментальной установки |
| Пища, которую мы едим | 2 | | |
17 | Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу | 1 | Устный журнал | |
18 | Изучение состава питания продуктов (по этикетам). Расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм | 1 | | Практическая работа |
| Дом, в котором мы живем | 3 | | |
19 | Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия | 1 | Лекция с элементами беседы | Проект «Экологическое состояние домов» |
20 | Вопросы экологии в современных квартирах | 1 | Беседа | Проект «Экологическое состояние квартир» |
21 | Наблюдение фототропизма растений | 1 | | Эксперимент 4 |
| Здоровье человека - основа жизни | 6 | | |
22 | Достаточно ли знаю о курение и алкоголе | 1 | | Анкетирование. Выпуск бюллетеней |
23 | Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» | 1 | | Выставка рисунков |
24 | Суд над наркотиками | 1 | | Выступления уч-ся презентации |
25 | Неожиданные встречи с ядами | 1 | Беседа | |
26 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | | Практическая работа |
27 | Компьютер и здоровье. | 1 | Беседа-рассуждение | Презентации |
| Отходы, как источник загрязнения окружающей среды | 7 | | |
28 | Что ты знаешь о бытовых отходах? | 1 | | Анкетирование. Результаты |
29 | Куда девать мусор | 1 | | Групповые проекты |
30 | «Свалка» | 1 | | Игра |
31 | «Жалобы старых вещей» | 1 | | Конкурс презентаций |
32 | «Творчество из отходов». Репортаж со свалки. | 1 | Фото отчёт | Выставка поделок. Экскурсия |
33 | Промежуточная аттестация. | 1 | Творческий проект | Защита проекта |
34 | Очистим мир от мусора | 1 | Экологический десант | Фото отчет Трудовой десант |
35 | Резерв | 1 | | |
| ИТОГО | 35 | | |
Промежуточная аттестация проводится в виде Творческого проекта.
18