муниципальное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экология человека»
для учащихся 8-х классов
Количество часов на год: 35
Всего в неделю: 1 час.
Уровень: базовый
1. Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Экология человека»
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.
Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих умений:
- осуществлять нравственный выбор на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее проявлениях;
- осознавать взаимосвязь телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;
- обладать положительной мотивацией к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;
- называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
- применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по ее существенным признакам;
- рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья.
Познавательные УУД:
- приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее;
- собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;
- перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта;
- проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.
Коммуникативные УУД:
- называть существенные признаки дискуссии, составлять ее сценарий и организовывать ее; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;
- называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него;
- применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;
- представлять информацию в виде тезисов;
- формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу.
2. Содержание курса
Введение (2 часа)
Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.
Раздел 1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов)
Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений в условиях проживания. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социо-природного окружения. Экологическая безопасность. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью (6 часов).
Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов).
Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные). Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.
Раздел 4.Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов).
Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов).
Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.
Формы проведения занятий и виды деятельности:
- исследовательская работа в библиотеке, музеях, Интернете;
- деятельность редколлегии классной экологической газеты;
- пресс-конференция;
- оформление информационного уголка в классе;
-проекты-исследования;
- дискуссионный клуб;
- ролевые ситуационные игры;
- просветительские проекты.
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практические занятия |
| Введение (2 часа) | | | |
1 | Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье. | 1 | Лекция | |
2 | Здоровье и образ жизни. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья | 1 | Лекция | |
| Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов) |
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни. Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. | 1 | Компьютерная презентация | |
4 | Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиях проживания. | 1 | Беседа. | Практическая работа |
5 | Климат и здоровье. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения. | 1 | Лекция | |
6 | Экстремальные факторы. Экологическая безопасность. | 1 | Беседа | Презентация |
7 | Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов. | 1 | Лекция. Беседа | Презентация |
| Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (6 часов) |
8 | Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. | 1 | Беседа | Пресс-конференция |
9 | Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья | 1 | | Практическая работа |
10 | Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). | 1 | Лекция. Беседа | |
11 | Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. | 1 | Беседа | |
12 | Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. | 1 | | Пресс-конференция |
13 | Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья. | 1 | Лекция | Презентация |
| Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов) |
14 | Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные). | 1 | Лекция | |
15 | Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. | 1 | Лекция. Беседа | |
16 | Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. | 1 | Лекция. Беседа | |
17 | Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. | 1 | Лекция. Беседа | |
18 | Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. | 1 | Лекция. Беседа | Презентация |
19 | Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. | 1 | Лекция. Беседа | |
20 | Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. | 1 | Лекция. Беседа | |
21 | Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. | 1 | Лекция. Беседа | |
22 | Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья. | 1 | | |
| Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов) |
23 | Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. Прогноз последствий их реализации. | 1 | | Презентация |
24 | Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. | 1 | Лекция | Презентация |
25 | Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. | 1 | Лекция | |
26 | Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. | 1 | | Пресс-конференция |
27 | Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения. | 1 | | |
| Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов) |
28 | Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. | 1 | Лекция. Беседа | |
29 | Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. | 1 | | Выступления учащихся презентации |
30 | Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. | 1 | | Выступления учащихся презентации |
31 | Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. | 1 | Диспут | |
32 | Промежуточная аттестация. | 1 | Творческий проект | Защита проекта |
33 | Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. | 1 | | Дебаты |
34 | Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. | 1 | | Устный журнал |
35 | Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления. | 1 | | Устный журнал |