СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность"Мышление, логика, интеллект"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Мышление, логика, интеллект"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность"Мышление, логика, интеллект"»

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

1.1 Общие положения


3

1.2. Место учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», 1 - 4 класс, в плане внеурочной деятельности

3

1.3. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

3

1.4. Ценностные ориентиры учебного курса внеурочной деятельности

4

1.5 Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

6

1.6 Планируемые результаты (личностные, метапредметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

7

  1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности

9

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

10

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

15

  1. Критерии оценивания обучающихся

16

  1. Материально-техническое обеспечение

17







1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», 2 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО); программы курса «Развитие познавательных способностей» (2 класс), Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», – Москва: РОСТ книга, 2013 г.

1.2. Место учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», 1-4 класс, в плане внеурочной деятельности:

1 класс - 33 часа, в неделю - 1 час

2 класс - 34 часа, в неделю -1 час

3 класс - 34 часа, в неделю -1 час

4 класс - 34 часа, в неделю -1 час

1.3.Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», 1 - 4 классы

В основе построения учебного курса лежит принцип разнообразия творческо - поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически - поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.


Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются, и эти умения применяют в учебной работе. Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, приобрести так называемую логическую грамотность.


Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов даёт такая образовательная область как «математика». В математике используется много абстрактного материала. Ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Программа по логической математике для развивающего занятия «Развитие познавательных способностей» составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Обучающиеся достигают значительных успехов в своём развитии, они

многому учатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности; способствует активному участию обучающихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

В программе учебного курса сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.


1.4.Ценностные ориентиры учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», 1-4 классы

Данный курс предполагает применение методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Развитие познавательных способностей», что приводит к развитию различных ценностных ориентиров:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.



1.5.Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», 1 - 4 классы

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,

объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких - то конкретных знаний и умений.

1.6. Планируемые результаты (личностные, метапредметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Личностные результаты:

 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены;

познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

читать и пересказывать текст;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Тренировка психических процессов

развитие концентрации внимания;

тренировка внимания;

тренировка слуховой памяти;

тренировка зрительной памяти;

совершенствование воображения;

развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

1.Задания геометрического характера

уникурсальные кривые;

составление и моделирование предметов;

построение фигур из счётных палочек;

построение фигур из конструктора «Монгольская игра», «Танграм».

2.Нестандартные задания алгебраического характера

арифметический шифр;

математический фокус;

арифметические лабиринты с воротами;

математические ребусы;

магические квадраты 3*3.

3.Нестандартные задания логического характера

анаграмма;

комбинаторные задачи;

задачи с альтернативным условием.

игры Зака А. А. («Муха», «Просветы»)


№ п/п

Наименование темы

Форма проведения занятия

Виды деятельности

Введение. Выявление уровня развития, внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у второклассников на начало года.


Тестирование

Различают главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивают предметы. Выделяют закономерности, завершают схемы. Анализируют ситуацию. Называют предметы по описанию.

Излагают свои мысли ясно и последовательно.


Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.


Час интеллектуальных состязаний.


Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.


Час интеллектуальных состязаний.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.


Час головоломок.

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.


Час головоломок.

Демонстрируют способность переключать, распределять внимание.


Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Час вопросов и ответов.

Выделяют закономерности, завершают схемы. Анализируют ситуацию. Излагают свои мысли ясно и последовательно.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Клуб смекалистых.

Устанавливают причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание.

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Турнир мудрейших.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Час «Умников-разумников».

Устанавливают причинно-следственные связи. Называют предметы по описанию. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Турнир мудрейших.

Объясняют значение слов и выражений.

Составляют загадки, небольшие рассказы, сочиняют сказки.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Час «Умников-разумников».

Демонстрируют целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определяют на глаз размеры предмета.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

Интеллектуальный марафон.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Интеллектуальный марафон

Различают предметы по цвету, форме, размеру. Описывают то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Турнир любознательных.

Демонстрируют чувства времени, веса, расположенности в пространстве.

Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач.

Час вопросов и ответов

Объясняют смысл крылатых и метафорических выражений. Излагают свои мысли ясно и последовательно.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Интеллектуальный марафон.

Узнают предметы по их признакам. Дают описания предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентируются в пространстве листа.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Час мудрейших.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Клуб «Совершенствуй свой разум»

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Час вопросов и ответов.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Клуб «Умные и Смекалистые»

Объясняют смысл крылатых и метафорических выражений. Излагают свои мысли ясно и последовательно.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Турнир мудрейших.

Составляют и преобразовывают фигуры. Различают предметы по цвету, форме, размеру.

Развитие логического мышления.

Час умников-разумников.

Узнают предметы по их признакам. Дают описания предметов, явлений в соответствии с их признаками.

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Час Славы.

Выделяют закономерности, завершают схемы. Анализируют ситуацию. Называют предметы по описанию. Работают самостоятельно.

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Интеллектуальные состязания

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Клуб «Решай. Смекай. Отгадывай»

Описывают то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Выделяют закономерности, завершают схемы. Анализируют ситуацию.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Час умных и находчивых.

Работа самостоятельно. Анализируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Поиск закономерностей.

Час головоломок

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Игра

Составляют и преобразовывают фигуры. Различают предметы по цвету, форме, размеру.

Развитие логического мышления.

Час вопросов и ответов.

Работают самостоятельно. Анализируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

Интеллектуальный марафон.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

Час интеллектуальных состязаний.

Анализируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Учитывают установленные правила планирования и контроля способа решения. Работают самостоятельно.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

Турнир знатоков.

Составляют и преобразовывают фигуры. Различают предметы по цвету, форме, размеру.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей, умения рассуждать и анализировать.

Час интеллектуальных состязаний.

Дают описания предметов, явлений в соответствии с их признаками. Излагают свои мысли ясно и последовательно.

Обобщение. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Тестирование















































4. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

В результате обучения по данному курсу обучающиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • обоснованно делать выводы, доказывать;

  • обобщать математический материал;

  • находить разные решения нестандартных задач.

Получат возможность научиться:

Познавательный аспект:

  • формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;

  • формировать и развивать общеучебные умения и навыки;

  • формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект:

  • развивать речь;

  • развивать мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

  • развивать сенсорную сферу;

  • развивать двигательную сферу.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я концепцию»).











5. Критерии оценивания по учебному курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся).

Зачёт – учащийся усвоил материал курса, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя, выполнил не менее 50% заданий итогового тестирования.

Незачёт – учащийся не усвоил материал курса, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя, выполнил менее 50% заданий итогового тестирования.































6. Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

п/п

Наименование объектов и средств материально технического обеспечения

Дидактическое описание

Учебники, учебные пособия по курсу «Развитие познавательных способностей»

1.О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1-4 классы - М.: РОСТ - книга, 2014 г. 2. О. Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя, 1-4 классы, М.: РОСТ - книга, 2013 г.

Электронные ресурсы

Интерактивный комплекс «Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point.

Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся.

Документ камера AVerMedi

Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью.

Информационные источники

http:www.Nachalka.com. http:www.viku.rdf.ru. http:www.rusedu.ru. www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html http://www.int-edu.ni

Книгопечатная продукция

1.Н.А. Криволапова. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов - Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005 г.

2.Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г

3.Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, в 2-х ч. М.: Просвещение, 2010 г.

4.А.Г.Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010 г.

5.Н.К.Винокурова. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. У. - М.: РОСТ, 1999 г.

6.С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004 г.

7. В.Т.Голубь. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004 г.

Учебно-наглядные пособия

1. Иллюстрации и картины к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой)

2.Комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе.





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!