СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная работа по географии 5-9 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа по географии 5-9 классы»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Сообщество любителей географии»

(направление: общеинтеллектуальное)

срок реализации рабочей программы – 5 лет (5-9 классы)

автор Кудрявцева Галина Валерьевна

(МОУ« СОШ № 45», Копейский городской округ)


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Сообщество любителей географии» при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

1.1. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающиеся усовершенствуют приобретенные ранее навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения программы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде родного края;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов родного края;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций, сложившихся на Южном Урале;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.



1.3. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающийся научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.






















2. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:

– беседа;

– мини- лекция с демонстрацией на экране презентаций по изучаемому материалу;

– практическая работа;

– самостоятельная работа;

Виды внеурочной деятельности:

-- тестирование;

- работа с КИМами;

- анализ трудных заданий

Введение

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные

свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических

явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений

по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

3. Население России:

Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

4. Природопользование и экология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.

Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.

5.Страноведение:

Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.



















3. Тематическое планирование

п/п

Тема

Часы

Примечание

Введение.

Правила заполнения бланков.

1


Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

2


Источники географической информации и методы географических исследований

2


Источники географической информации и методы географических исследований

2


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

6


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

6


Анализ трудных заданий.


6


Природа Земли и человек

4


Природа Земли и человек

4


Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

2


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

3


Анализ трудных заданий.


3


Население России

3


Население России

3


Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

3


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

3


Анализ трудных заданий

3


Природопользование и экология

3


Природопользование и экология

3


Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

3


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

3


Анализ трудных заданий

3


Страноведение

3


Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

3


География России

3


География России.

3


Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

3


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

3


Анализ трудных заданий

3


Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

3


Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

3


Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

3


Итоговое занятие. Анализ работ.

2


Итоговое занятие. Вопросы и проблемы

2





Перечень практических работ:

№ пр. работы

Тема практической работы

1.

Измерение на­правлений и расстояний на плане. Определение азимута. Чтение плана местности.

2.

Работа с картой: опре­деление по географическим координатам местополо­жения объектов и наоборот. Измерение на­правлений и расстояний на плане и карте.

3.

Выполнение практических заданий по теме «Земля планета солнечной системы».


4.

Решение практических заданий по теме «Литосфера и геологическая история Земли».


5.

Решение практических заданий по теме «Гидросфера».


6.

Характеристика климата различных материков.


7.

Решение практических заданий по теме «Атмосфера».


8.

По картам атласа рассмотреть распространение ти­пов почв на земном шаре, на материках.


9.

Решение практических заданий по теме «Почвы».


10.

Характеристика по картам природных зон России.


11.

Характеристика по картам природных зон различных материков.

12.

Решение практических заданий по теме «Евразия ».


13.

Решение практических заданий по теме «Африка ».


14.

Решение практических заданий по теме «Северная Америка».


15.

Решение практических заданий по теме «Южная Америка ».


16.

Решение практических заданий по теме «Австралия. Полярные области».


17.

Решение практических заданий по теме «Население мира ».


18.

Решение практических заданий по теме «Мировое хозяйство ».


19.

Решение задач на определение поясного времени.


20.

Решение практических заданий по теме «Население и хозяйство России ».
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

  1. Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

  2. Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2-х частях. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2012. – 40 с.

Для обучающихся

1. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). – М.: Мысль, 1988. – 445 с.

2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). – М.: Мысль, 1992. – 382 с.

3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). – М.: Мысль, 1993. – 462 с.

Список литературы (НРЭО)

  1. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб. пособие для уч-ся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. – 320 с.

  2. Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала / Науч. Ред. Г.Б. Зданович; Ред.-сост. Н.О. Иванова. – Челябинск: Изд-во Крокус, 2004. – 348 с.

  3. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся 3 (4) кл.-

Электронные образовательные ресурсы

1. Электронный атлас для школьника. Ботаника. 6-7 классы. Новый диск, 2004.

2. Природа России. Ахлебинин А.К., Герке С.Б., 2004.

3. 1С: Репетитор. Биология, 1998-2001.

Интернет-ресурсы

Сайты, содержащие материалы по биологии растений, бактерий и грибов:

1. Тропинка в загадочный мир. www. Biodan.narod.ru

2. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа». http://www.livt.net/

3. Биологический словарь. bioword.narod.ru/

Сайты, содержащие материалы по НРЭО

1. http://festival.1september.ru

2. http://kedr-club.narod.ru/ural/ural_taganay-legends.htm (о Таганае)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!