Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Сообщество любителей географии»
(направление: общеинтеллектуальное)
срок реализации рабочей программы – 5 лет (5-9 классы)
автор Кудрявцева Галина Валерьевна
(МОУ« СОШ № 45», Копейский городской округ)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Сообщество любителей географии» при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1.1. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучающиеся усовершенствуют приобретенные ранее навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения программы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде родного края;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов родного края;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций, сложившихся на Южном Урале;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
1.3. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучающийся научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:
– беседа;
– мини- лекция с демонстрацией на экране презентаций по изучаемому материалу;
– практическая работа;
– самостоятельная работа;
Виды внеурочной деятельности:
-- тестирование;
- работа с КИМами;
- анализ трудных заданий
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5.Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Часы | Примечание |
| Введение. Правила заполнения бланков. | 1 | |
| Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 2 | |
| Источники географической информации и методы географических исследований | 2 | |
| Источники географической информации и методы географических исследований | 2 | |
| Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 6 | |
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 6 | |
| Анализ трудных заданий. | 6 | |
| Природа Земли и человек | 4 | |
| Природа Земли и человек | 4 | |
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 2 | |
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 3 | |
| Анализ трудных заданий. | 3 | |
| Население России | 3 | |
| Население России | 3 | |
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 3 | |
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 3 | |
| Анализ трудных заданий | 3 | |
| Природопользование и экология | 3 | |
| Природопользование и экология | 3 | |
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 3 | |
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 3 | |
| Анализ трудных заданий | 3 | |
| Страноведение | 3 | |
| Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 3 | |
| География России | 3 | |
| География России. | 3 | |
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 3 | |
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 3 | |
| Анализ трудных заданий | 3 | |
| Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 3 | |
| Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 3 | |
| Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 3 | |
| Итоговое занятие. Анализ работ. | 2 | |
| Итоговое занятие. Вопросы и проблемы | 2 | |
Перечень практических работ:
№ пр. работы | Тема практической работы |
1. | Измерение направлений и расстояний на плане. Определение азимута. Чтение плана местности. |
2. | Работа с картой: определение по географическим координатам местоположения объектов и наоборот. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. |
3. | Выполнение практических заданий по теме «Земля планета солнечной системы». |
4. | Решение практических заданий по теме «Литосфера и геологическая история Земли». |
5. | Решение практических заданий по теме «Гидросфера». |
6. | Характеристика климата различных материков. |
7. | Решение практических заданий по теме «Атмосфера». |
8. | По картам атласа рассмотреть распространение типов почв на земном шаре, на материках. |
9. | Решение практических заданий по теме «Почвы». |
10. | Характеристика по картам природных зон России. |
11. | Характеристика по картам природных зон различных материков. |
12. | Решение практических заданий по теме «Евразия ». |
13. | Решение практических заданий по теме «Африка ». |
14. | Решение практических заданий по теме «Северная Америка». |
15. | Решение практических заданий по теме «Южная Америка ». |
16. | Решение практических заданий по теме «Австралия. Полярные области». |
17. | Решение практических заданий по теме «Население мира ». |
18. | Решение практических заданий по теме «Мировое хозяйство ». |
19. | Решение задач на определение поясного времени. |
20. | Решение практических заданий по теме «Население и хозяйство России ». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2-х частях. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2012. – 40 с.
Для обучающихся
1. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). – М.: Мысль, 1988. – 445 с.
2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). – М.: Мысль, 1992. – 382 с.
3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). – М.: Мысль, 1993. – 462 с.
Список литературы (НРЭО)
Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб. пособие для уч-ся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. – 320 с.
Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала / Науч. Ред. Г.Б. Зданович; Ред.-сост. Н.О. Иванова. – Челябинск: Изд-во Крокус, 2004. – 348 с.
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся 3 (4) кл.-
Электронные образовательные ресурсы
1. Электронный атлас для школьника. Ботаника. 6-7 классы. Новый диск, 2004.
2. Природа России. Ахлебинин А.К., Герке С.Б., 2004.
3. 1С: Репетитор. Биология, 1998-2001.
Интернет-ресурсы
Сайты, содержащие материалы по биологии растений, бактерий и грибов:
1. Тропинка в загадочный мир. www. Biodan.narod.ru
2. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа». http://www.livt.net/
3. Биологический словарь. bioword.narod.ru/
Сайты, содержащие материалы по НРЭО
1. http://festival.1september.ru
2. http://kedr-club.narod.ru/ural/ural_taganay-legends.htm (о Таганае)