Конспект внеурочного группового логопедического занятия
для учеников 4 класса
Подготовила: учитель-логопед Рыжова. А. О.
Тема: «Весна»
Цель: обобщить знания по теме «Весна», полученные на логопедических занятиях.
Образовательные задачи:
-активизировать словарь по теме «Весна», упражнять в согласовании существительного с прилагательным в роде, в образовании родственных слов, в составлении деформированных предложений.
- проверить имеющиеся знания по теме;
- расширить представления о весне;
- дифференцировать признаки времен года зима-весна;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие связной устной и письменной речи;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие мыслительной деятельности;
- развитие общей моторики.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, компьютер, камушки, волшебная палочка, раздаточный материал (разрезные картинки, предложения и т.п), призы участникам.
Ход занятия
I Организационный момент.
Логопед:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Олеговна, сегодня я буду вести у вас занятие.
- Оно будет необычным! Сказочным и полным разных чудес. Вы хотите увидеть чудо?
- Мы с вами совершим небольшое путешествие.
- Перед этим нам нужно выбрать капитана и придумать название команды. (Ребята выбирают капитанов).
- Теперь я попрошу капитанов обеих команд подойти ко мне! (капитаны команд подходят к логопеду.)
- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать, отгадка и будет являться названием вашей команды.
Снег в лесу. Сугробов много,
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает…
(Капель)
Он журчит, журчит, журчит.
Он весною к нам бежит.
Громко, радостно звенит,
О конце зимы кричит.
(Ручей)
-И так, первая команда у нас будет- Ручеёк!, вторая-Капель!
(Дети садятся к своим командам.)
II Сообщение темы занятия:
-А какое сейчас время года? А весна ранняя или поздняя в этом году?
-Правильно ребята, мы очень долго ждали весну в этом году, зима не пускает её, не хочет уходить.
-Вы догадались какая будет тема сегодняшнего занятия? (Весна)
- Сегодня мы поговорим о весне. Вы заметили, что на улице до сих пор не растаял снег? Давайте поможем весне растопить зимние снега! Для этого нам понадобится необычное приспособление.
- А какое приспособление? - вы должны угадать. Вам необходимо расшифровать слово, и записать его в отведенное для него поле. (каждой команде по слову).
Первая команда расшифровывает слово «волшебная», а вторая «палочка».
- Итак, какие слова получились.
- А теперь давайте соединим эти слова в словосочетание?
(«волшебная палочка»!)
- Правильно! А теперь, чтобы Волшебная палочка приобрела свои силы и ускорила весну, её надо наполнить силой волшебных драгоценных камней, которые вы сможете получить, выполнив ряд заданий.
ЗАДАНИЕ 1. «Отбирайка».
- Вам нужно отобрать предметы, относящиеся к весне и положить их на фоновый лист.
Команды должны выбрать следующие слова (мимоза, грач, пальто, ласточка, резиновые сапоги, подснежник – крокус, солнце и мыльные пузыри)
За правильно выполненное задание команде вручается камушек.
ЗАДАНИЕ 2. Движемся дальше! И на очереди у нас Игра «Крокодил».
- Слушайте внимательно: вам нужно изобразить другой команде слово жестами, движениями, мимикой. Вам запрещено произносить звуки! Каждой команде будут предоставлены слова на листочках. Вы выбираете представителей затем для изображения слова. (Слова: птица солнце, мыльные пузыри, резиновые сапоги)
Логопед вручает камушек за правильно отгаданные слова.
ЗАДАНИЕ 3. «Весеннее поле».
Раздает карточки и спрашивает детей: ребята, как вы думаете, что нужно сделать в данном задании?
(Дети выдают свою версию.)
- Вам нужно зачеркнуть слова, относящиеся к весне.
Ребята двух команд зачеркивают необходимые слова.
- Проверяет все ли слова найдены. (ледоход, мимоза, апрель, март, грач, капель, половодье) и лишние (лыжи и метель).
– Каждая команда по очереди называют по одному слову.
- Ребята, а какие вы еще слова нашли , но не выбрали?
- Скажите, пожалуйста, а все ли вам знакомы слова?
Если детям знакомы все слова, то им нужно объяснить или предложить самостоятельно объяснить значение слова «капель», «ледоход» и «половодье», а если дети затрудняются в ответе логопед сама дает определение. Вручение командам камушков.
ЗАДАНИЕ 4.
- Мы добрались до задания «Неразбериха». Чтобы получить ценный для нас камень нужно выполнить следующее задание: соединить существительное с подходящим к нему глаголом. То есть составить правильные словосочетания.
Дети: соединяют слова
мимоза – расцветает;
ледоход – ломает;
капель – поет;
грач – прилетел;
апрель – наступил;
Логопед проверяет на правильность выполненное задание и вручает командам камушки.
ЗАДАНИЕ 5. Физминутка
Логопед включает видео на экране, и дети повторяют движения.
ЗАДАНИЕ 6. «Собирайка»
- Сейчас нам предстоит выполнить самое большое задание, которое называется «Собирайка»!
Каждой команде раздается разрезная картинка, которую нужно собрать. (Дети собирают разрезную картинку.)
- Проверяем себя, на экране цельная картинка.
Если команды справились им вручается камушек.
- Но здесь есть еще задание. У вас на столе карточки с предложениями . Вам нужно вставить пропущенное слово , подходящее по смыслу. (Дети вставляют пропущенные слова в предложении.)
- Проверяем с экрана правильность выполнения. Команды по очереди читают свои варианты. За выполненное задание и вручает камушки.
- Ребята, а теперь посмотрите еще раз на карточки!
Ваша задача расставить предложения по порядку так, чтобы получился рассказ. В этом вам поможет окошечко в которое вы будете ставить номера предложений.
Рассказ: 1. Наступила весна. 2. Светит яркое солнце. 3. На деревьях распускаются почки. 4. На проталинах появляются первоцветы. 5. Прилетели перелетные птицы. 6. Дети пускают кораблики. 7. Ребята рады весне.
- А теперь проверяем все ли справились с заданием!!! На экране по очереди будет выстраиваться правильный порядок предложений.
Каждая команда читает полученный рассказ. Логопед вручает камни за задание и хвалит за красивое чтение.
- А теперь давайте подведем итог: посчитаем сколько вы заработали камней.
Дети: считают общее количество камней.
Логопед: А теперь давайте мне все свои драгоценные камни.
-Ребята, вы большие молодцы!!! Волшебная палочка готова к использованию. Теперь обязательно все снега растают!
III Итог занятия, оценка работы детей.
Рефлексия
Чем мы сегодня с вами занимались? Какие сложные слова вы узнали или вспомнили? Какие вы наблюдаете весенние явления природы? Вам понравилось наше занятие? А за то, что вы все так активно участвовали, каждая команда получает сладкие призы!