Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
имени Юрия Алексеевича Гагарина»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Деньги, денежки, копейки»
Автор: Клетнева Елена Юрьевна,
учитель начальных классов.
Энгельс,2023
Внеурочное занятие "Деньги, денежки, копейки"
Цель: расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов.
Тип внеурочного занятия: комбинированный.
Форма: фронтальная (9-10 лет).
Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (слайды), практические (подбор материала)
Технологии: информационно-коммуникативные, развивающие, гуманно-личностные.
Оборудование, оформление и реквизит: карточки с заданиями; листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, мультимедийная презентация “Деньги, денежки, копейки”.
I. Организационный момент
Сегодня мы снова продолжим знакомство с наукой «Экономика». Тему занятия вы узнаете, отгадав загадки.
II. Самоопределение к деятельности учащихся
Отгадайте загадки.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.) (Слайд 1)
– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.
III. Открытие нового знания.
1.Вступительное слово учителя
– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?
– И так, чтобы ответить на этот вопрос, мы послушаем сообщения ваших одноклассников об истории появления денег.
– Кто перед нами? (Первобытные люди) (Слайд 2)
– Как вы думаете, у них были деньги?
– Конечно, нет.
2. Сообщения учащихся об истории возникновения денег.
1 ученик
-Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием. (Слайд 3)
2 ученик
- Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. (Слайд 4)
3 ученик
- Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно
обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3
топора.
Обмен товара на товар называется БАРТЕР. (Слайд 5)
Учитель
-Обменивать товары действительно было очень сложно.
-Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
3. Рассказ учителя о первых деньгах
Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. (Слайд 6)
– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)
– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, чтобы деньги были легкими, не теряли своей ценности.
Одними из первых денег был и раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. (Слайд 7)
Они были легкими и не портились.
За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.
– Удобно?
Через несколько десятилетий появились металлические деньги в виде брусков, колец, прутиков, слитков. (Слайд 8)
На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. (Слайд 9)
– Что же получалось? (РУБЛЬ)
При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с
копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
4. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Учитель
Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, пеня, марка и т.д. (Слайд 10).
5. Практическая работа.
Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.
– Что изображено и написано на монетах? Сравните.
– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинств
(l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».
(Слайд 11)
– Покажите на монете легенду, реверс (или решка), аверс (или орел) и гурт.
– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
IV. Рефлексия учебной деятельности .
Работа в группах
1 группа
Задание “По странам и континентам”. (Приложение)
Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту.
1. Литва 2. Латвия 3. Венгрия 4. Италия 5. Индия 6. Япония | 1. Иена 2. Лира 3. Рупия 4. Лат 5. Форинт 6. Лит |
(Слайд 12)
2группа
«Денежные пазлы»
У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части
разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое.
- Что у вас получилось?
(50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей)
3 группа
«Изображение на купюре…» (Приложение)
Многие люди не задумываются и не замечают, какую информацию несут на себе бумажные купюры. У вас на парте бумажные деньги. Ваша задача назвать купюру с нужным изображением.
1.Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)
2.Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)
3.Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)
4.Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске.
блей)
5.Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)
6.Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей) (слайд 13)
4 группа
Назвать пословицы, добавляя слово. ( приложение)
Копейка рубль… бережет.
Скупой платит… дважды.
Не имей 100 рублей, а имей…100 друзей.
Деньги любят… счет. (слайд 14)
5 группа
Логическая минутка (приложение)
– Деньги присутствуют ребята и на страницах любимых произведений,
Установите соответствие и соедини:
“Малыш и Карлсон” – рубль
“Приключение Буратино” – динар
“Али-Баба и 40 разбойников” – сольдо
«Муха-Цокотуха» - эро
VI. Подведение итогов занятия (Слайд 15)
Беседа по вопросам
Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)
Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)
Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)
Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)
Что такое “евро”? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)-
Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
«Деньги, деньги и снова деньги» -
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг.
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
- Какова главная мысль стихотворения?
(Деньги в жизни не главное)
- Что нельзя купить за все золото мира?
- Что, по мнению автора не имеет цены?
-Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!