СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие: "Турнир знатоков русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие: "Турнир знатоков русского языка"»

Турнир знатоков русского языка.

Составитель – Будрина Л.Г., учитель начальных классов МОУ «СОШ №3»


Цель: формирование положительной мотивации изучения русского языка, повышение культуры речи и чистоты языка.

Задачи: способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком; воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки.


  1. Организационный момент. Сегодня за звание знатоков русского языка предстоит бороться двум командам. Итак, поприветствуем всех участников турнира, а также юных любителей слова, то есть команды: «Грамотеи» и «Юные лингвисты».

Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди вас, а также попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении.

Как и положено, в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (выбирается жюри).

Главный гость сегодня – его величество русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

«Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». (А.С. Пушкин)

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». (Л.Н. Толстой)

«Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». (Проспер Мериме)


Игра «Найдите лишнее слово».

На доске записаны группы слов. Учащиеся должны найти в каждой группе «лишнее» слово.

1). Существительное, прилагательное, глагол, союз.

2). Дождь, снег, град, луна.

3). Увидеть, покрасить, краска, добежать.

4). Земля, серая, желтая, зеленая.

5). Белая, белизна, белеет, белка.


Игра «Соберите слово».

На доске записаны слова в два столбика. Учащимся нужно найти пару, чтобы из этих слов получилось одно слово.

СЛЕД

ЗАЛ

ГАЗ

ФА

ГРАД

ШТУКА

БАНК

БУЙ

БАЛ

СОЛЬ, ОПЫТ

ДОГ

ЕЛЬ

РОТ

ЕЖИ

ТУР

КОН

ВОЛ

УС


(следопыт, залежи, газель, фасоль, градус, осадок, банкрот, буйвол, балкон)

Игра «Объясните пословицы»

- Объясните смысл пословиц.

ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО СЛУШАТЬ.

КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНИЕМ, А ЧЕЛОВЕК УМЕНИЕМ.

ЗНАЙКА ВСЕ С ПОЛУСЛОВА ПОНИМАЕТ, А НЕЗНАЙКА НА ВСЕ ТОЛЬКО РОТ РАЗЗЕВАЕТ.


Игра «Определите род».

На доске записаны слова. Нужно определить их род.

Радио, шампунь, тюль, кенгуру, кофе, какао, пальто, рояль, очередь.


Игра «Слова во множественном числе».

Задача учащихся написать как можно больше слов, употребляющихся только во множественном числе.

Джинсы, весы, кудри, часы, вилы, деньги, обои, белила, сливки, ножницы, грабли…


Игра «Отгадайте слова».

Отгадайте слово, внимательно изучив таблицу.






подъехали

посмотрели

снежинка

дороженька

лесник

лыжник

ученики


Игра «Соедините».

На доске в два столбика написаны фразеологизмы. Каждому фразеологизму в левой колонке нужно найти противоположное в правой колонке, соединить их линией.

Держать в ежовых рукавицах

Держать ухо востро

От рук отбиться

Во всю ивановскую (кричать)

От доски до доски (читать)

На чужой шее (сдеть)

От рук отбиться

Держать язык за зубами

Воды в рот набрать

Ворон считать

В руки взять

Своим горбом жить

Не покладая рук

Лясы точить


Игра для зрителей. Задание «Исправь пословицу»:

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

Чтение – вот лучшее мучение.

Одна нога здесь, а другая в гипсе.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Кто мало говорит, тот больше съедает.

Друзья познаются на контрольной.

Мал ноутбук, да дорог.

Тяжело в учении – легко на каникулах.

- А теперь ответьте на шуточные вопросы:

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног)

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)

Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя).

Есть ли глаза у опасности, смерти, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет).





Игра «Части речи»

На доске записаны предложения. Учащимся нужно подписать над словами части речи.

ИЗ-ЗА ХОЛОДНЫХ РОС ХЛЕБ РОС МЕДЛЕННО. ПРОСТОЙ ТРАКТОРА ПРОИЗОШЕЛ ПО ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ: ВОДОВОЗ НЕ ПОДВЕЗ ВОДЫ.


Игра «Исправь речевые ошибки».

Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (надела шубу)

К праздничному столу купили пять кило банан. (пять килограммов бананов)

Врачиха выписала мне лекарство. (врач)

Я познакомился с ужасно красивой девушкой. (ужасно – лишнее)

В Индии живут индейки, а в Корее – корейки. (индианки, кореянки)

На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие)

Отсюдова было хорошо видно море. (отсюда)


Подведение итогов.

Закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка.


Итак, друзья, пришла пора

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с желанием трудиться,

Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать!


Чтение стихотворения учащимся о русском языке.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь - песни, гимны пиши,

Хочешь - выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная - живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

А. Яшин


Заключительное слово предоставляется председателю жюри. Подведение итогов турнира. Награждение победителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!