Региональный этап II Всероссийского дистанционного конкурса классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
Духовное и нравственное воспитание
«Умеем ли мы себя вести?»
Автор: Доценко Екатерина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа №6 с кадетскими классами"
2021 год
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна: у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности, правилах поведения.
Как классный руководитель и педагог дополнительного образования («Школьный театр») попробовала совместить театральную деятельность культуру поведения.
Театральная деятельность, включенная в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью. Увеличить духовный потенциал учеников возможно через глубокий интерес к прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной культуры.
Театр учит проживать множество жизней. По сути, театральная деятельность - путь ребенка к нравственным ценностям, путь к себе через жизни других людей.
Использование театральной деятельности в образовательном процессе позволяет создавать среду для развития компетенций. Важно отметить, что речь идёт не только об очевидном при таком подходе достижении учащимися таких метапредметных результатов, как освоенность межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.
Данная методическая разработка на тему «Умеем ли мы себя вести?» представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, которое посвящено культуре поведения. Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся 5–6-х классов.
Цель данной методической разработки – развить умения учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.
Задачи:
Создать условия для формирования у детей духовно-нравственных ценностей на примерах жизненных ситуаций, литературных произведений;
Актуализировать знания школьников о правилах этикета;
Воспитывать любовь к театральной деятельности, воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.
Планируемые результаты:
школьники узнают о правилах поведения в соответствии с нравственными нормами;
продемонстрируют коммуникативные УУД (умение строить понятные и логические высказывания, умение высказывать свою точку зрения, умение слушать, умение учитывать позицию собеседника, умение взаимодействовать со сверстниками и учителем);
Творческая форма проведения классного часа - спектакль. Театральные постановки развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию, дисциплинируют. Школьникам в данном возрасте интересно продемонстрировать свои способности зрителям.
Оборудование: 3 листа А4, маркеры, «5» из бумаги.
Сценарий внеклассного мероприятия «Умеем ли мы себя вести?»
Подготовительная работа:
учащиеся читают книги о культуре поведения;
выделяют интересные эпизоды;
выбирают ведущего;
Класс делится по группам:
- выступления учащихся, которые наизусть читают «Вредные советы» Г. Остера;
- показ ситуаций о поведении людей, которые не знают правил этикета;
- «5» из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, которые должны будут сформулировать правила поведения в ходе классного часа. Листы-памятки можно поместить в классный уголок.
Классный руководитель предлагает ученикам побывать в необычном месте, где главный персонаж Иван Забывакин живет по своим правилам, которые считает правильными. Классный руководитель предлагает детям посмотреть ситуации, в которые попадает Забывакин, найти его ошибки и помочь исправить их, сформулировать грамотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает «5». В конце встречи участники подсчитают, у кого их больше. Правила записать на листе А4.
Ход мероприятия.
Ведущий объявляет:
Акт 1. «В кино»
Поставить два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-8 учащихся). Они внимательно «смотрят кино».Забывакин врывается в зал. Шумно ищет свой ряд, а когда находит, начинает пробираться к своему месту, повернувшись к сидящим спиной.
Наконец добирается до своего места и начинает громко расспрашивать, что он пропустил. Проходит немного времени и Забывакин засыпает, начинает храпеть. Ему делают замечание. Тогда он решает сходить в буфет.
Акт 2. «В буфете»
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Г.Остера:
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода,
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль,
Не просите билеты
На балкон и партер,
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд.
Классный руководитель спрашивает ребят, все ли правильно сделал Забывакин? Ребята начинают обсуждать и выводят правила, как можно себя вести в общественных местах. За сформулированное правило получают «5».Правила записать на листе А4
Акт 3. «День рождения Забывакина»
В центре стоит стол, стулья. Забывакин лежит на диване. В дверь звонят. Он кричит ,чтоб бабушка открыла дверь. Бабушка открывает дверь. Залетает друг Юрка, не поздоровавшись, бежит к Забывакину и кричит: «На праздничном столе будет красная икра? Уж больно я ее люблю!» В дверь снова звонят. Забывакин разговаривает с Юркой. Бабушка идет открывать. Забывакин обращается к бабушке: «Принимай гостей, а я пока с Юркой поговорю». Забегает Федька и кидает бутсы в Забывакина со словами: «На, носи, а то мяч тебе подарил, так ты его лопнул, помнишь?». В дверь,без стука заходят друзья по школе и начинают громко кричать поздравления. Из толпы выходит мальчик и начинает громко кричать:
«Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками -
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.»
Забывакин берет подарки, кидает их на диван и торжественно объявляет: « Тащитесь к столу».
Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Забывакиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей. За сформулированное правило получают «5» Правила записать на листе А4.
Акт 3. «В магазине»
Забывакин с мамой в магазине. За руку тянет маму к новому роботу со словами «Купи!Купи!» Мама тихо шепчет,что на такую дорогую игрушку у нее нет денег. Тогда Забывакин начинает громко плакать и просить еще громче. Мама опять шепчет ему на ухо слова. Забывакин ложится на пол, начинает реветь, размахивать руками до тех пор, пока мама не покупает ему игрушку.
Выходит ученик и выразительно читает наизусть:
Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Все, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе,
К вам директор магазина
Подползет и скажет маме:
«Заберите все бесплатно,
Пусть он только замолчит».
Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Забывакиным и его мамой. Учащиеся формулируют правила, как вести себя в магазине, как соблюдать правила приличия в общественных местах.За сформулированное правило получают «5». Правила записывают на листе А4.
В конце беседы классный руководитель благодарит группы, которые помогли подросткам побывать в кино, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Ивана Забывакина.
Сосчитывают сколько «5» набрали ребята и выявляется самый воспитанный в классе. Он получает медаль, на которой написано «Самый воспитанный»
В ходе рефлексивной деятельности подводятся итоги анализа ситуаций. Повторяют правила поведения, подросткам предлагают внести дополнения в уже сформулированные и записать на листах А4 и поместить в классный уголок.
Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.