СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие "Времен связующая нить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа направлена на формирование у обучающихся нравственных качеств и на прививание патриотических чувств через изучение истории семьи

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие "Времен связующая нить"»



“Веков связующая нить”

(внеурочное мероприятие с учащимися 8 класса)

Цель: формировать у обучающихся нравственные качества, стимулировать патриотические чувства через изучение истории своей семьи как составляющей истории страны.

Участники: ученики, родители, учителя.

Оформление: семейные фотографии, иллюстрации к литературным

Произведениям, родословные, семейные фотографии.

Звучит музыка М. Таривердиева «Память» (из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»



Ученица

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить. (Г.И.Кабаев )

Учитель

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»...

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. А ведь духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом, так как дети – наше будущее. Жизнь показала, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. «Только добрая семья может воспитать семьянина, может дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение" (И.А. Ильин).

Можно найти немало прекрасных примеров того, как складывалось и жили семьи. Именно об этом писал в своей книге лауреат Государственной премии, писатель Василий Иванович Белов. Его книга так и называется «Лад», что означает стремление к совершенству, целесообразности, к простоте жизни.

Ученица

Большая семья собралась за столом.

Здесь каждый уже не считается «ртом».

Про этих не скажешь: «Сидят едоки»,-

За общим столом собрались мужики.

Вот в красном углу бородатый отец,

Он хоть и седой, еще молодец!

По правую руку пристроилась мать,

Морщинки давно перестали считать

Красивые снохи, как с русских икон.

А застолье порядок царит и закон.

Детишки без счету. Одна лишь беда,

Что это бывает, увы, не всегда

Один в Красноярске, в Тольятти другой

А младшенький самый осел под Москвой

На месяц слетятся, и то через год,

Но что тут сказать-беспокойный народ!

Грустят старики, но горды за детей-

Взрастили хороших и бодрых людей!

Начинается показ слайдов- на экране братья и сестры учащихся, родители, родственники.

УЧИТЕЛЬ. В знакомых по школьной программе литературных произведениях немало примеров того, как жили русские семьи. Вспомним хотя бы повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Ученики показывают инсценировку под названием «Письмо Гринева в Оренбург»

А теперь небольшое задание. Назовите литературные произведения, в сюжете которых формируют семья, отношения между близкими и родными. («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Мать» А.М. Горького и т.д.)

УЧИТЕЛЬ. О своем детстве Л.Н. Толстой вспоминает как о чем -то особенно светлом, прекрасном, почти драгоценном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я бы выбрал последнее», так писал в своем дневнике русский мыслитель.

Один из сыновей Л.Н. Толстого, Сергей Львович, вспоминал о своем отце так: «В детстве у нас было особое отношение к отцу. Для нас его ощущения были беспрекословны, его советы были обязательны. Провинившись, я плохо выдерживал взгляд его пытливых глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь, не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя от Толстого-отца трудно было ждать ласк. Он не баловал нас ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами, и тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»

Оберегал толстовский дом, и можно сказать, «стояла на страже его интересов Софья Андреевна. Знакомьтесь, это мать 15 детей, хозяйка большой усадьбы, неутомимая помощница в литературных делах писателя.

Идет показ слайдов, посвященных семье Л.Н. Толстого, после чего – инсценировка под названием «Прощание Андрея Болконского с отцом» (по роману «Война и мир»).

УЧИТЕЛЬ. В старину, наследуя фамилию, дети должны были усвоить и такое трудное понятие, как «фамильная честь». Каждый должен был твердо помнить, чей он сын или дочь. (Можно дать возможность желающих высказать свои соображения на эту тему). традиция осознания своих корней становилось воспитательным средством. Каждый понимал, что не может совершить поступка, который позорит семью, ложится пятном на репутацию близких. Причем это относилось не только к высшим сословиям – дворянству, но и к простонародью. Традиции преданности Отечеству, воинской доблести, трудолюбия, щедрости, гостеприимства и хлебосольства в России вплоть до начала 20 века лишь крепли.

УЧЕНИК.

Зерно прозревает в земле,

Дитя прозревает в семье.

В семье человек вырастает,

И все, что потом приобретает,

Приходит к нему извне.

Вот дедушку в землю кладут,

А отрока в поле ведут:

Учись в человеческой жизни

Служить и семье, и Отчизне.

УЧИТЕЛЬ. Многих ошибок и несчастий нам бы удалось избежать, если бы мы не забывали, что каждый из нас-это звено в цепи поколений. Лучшие наши поступки будут окрылять детей и внуков, а ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь дети наследуют не только цвет глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми достоинствами и просчетами. Не о такой ли связи с предшествующими поколениями писал А.С. Пушкин?

УЧЕНИК.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека-

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была бы без них мертва,

Без них нам целый мир –пустыня,

Души алтарь без божества.

Звучат музыка, весенние голоса птиц.

УЧИТЕЛЬ. Считается, что каждое поколение вносит свой вклад в характер и судьбу ребенка, но сильнее других – пятое: деды и бабки наших прабабок. Особое чувство вызывает у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. Вот бы посмотреть их фотографии, узнать об их жизни: кем работали, сколько детей имели, как долго жили, с кем хлеб-соль делили…

Но что мы о них знаем? Сегодня с достаточной достоверностью составлены родословные лишь самых известных фамилий: Романовых, Лермонтовых, Пушкиных… А каково ваше родословное дерево? У кого оно древнее?

Начинается представление родословных. Звучит музыка М. Таривердиева «Воспоминания».

УЧИТЕЛЬ. Памятные вещи, семейные реликвии, письма, медали, монеты, фотографии-молчаливые свидетели прошлых лет. Связь времен- это тайные нити. Вот она, наша история, в фотографиях, в родных именах, в любимых лицах. По этим меткам и опознавательным знакам легче пробираться в минувшие годы, ведя за собой в путешествие наших детей и внуков.

Звучит песня «Семейный альбом» (музыка Д.Тухманова, слова М.Танича)

УЧЕНИК.

Вчерашний день, минувший год

Не умирают в человеке.

Прошедший век-он в нашем веке

Еще звени, еще поет.

Живут высокие веленья

Ума и сердца прежних лет,

Давно угасшие волненья

Еще отбрасывают свет.

И фотография в альбоме,

И куст сирени под окном,

Твердят о времени другом.

Начинается представление семейных альбомов. Учащиеся рассказывают о людях интересной, сложной судьбы, о семейных династиях.

УЧИТЕЛЬ. Однажды сядьте рядком, возьмите семейный альбом и подклейте листы, подпишите фотографии. Сделайте это, пока не поздно, память человека коротка. Докажите сами себе, что вы не безродны. Кто скажет, что такое «род»? (Род-это ряд поколений, происходящих от одного предка)

А теперь маленькое задание. Назовите синонимы понятия «род» (племя, поколение, потомство, родня, родственники, свои и т.д.). назовите однокоренные с этим словом (родина, народ, родной, природа, благородство).

Великий русский поэт А.С. Пушкин, который смог проследить историю своего рода на протяжении шести веков, сказал: «Гордиться славою своих предков, не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».

Звучит «Ноктюрн» М.Таривердиева.

УЧИТЕЛЬ. В некоторых домах на стенах висят фотографии членов семьи, знакомых и родственников. А в центре, на видном месте, - увеличенные портреты главных лиц семейства, отца и матери. слово «фамилия» заимствована из латинского языка-«наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». У нас это слово вошло в обиход в петровскую эпоху, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась на основании единственного признака-родства.

УЧЕНИК. (читает слова академика Д.С. Лихачева). «Родители» и «Родина»-слова одного корня. «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, -значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, -значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

УЧИТЕЛЬ. Берегите свои семейные альбомы, составляйте свои родословные, любите близких людей, любите друг друга. Берегите ваш дом и улицу. Только так можно стать гражданином своей Родины, сделать окружающий мир хотя бы чуть-чуть лучше и сохранить «веков связующую нить»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!